Место из 3-й книги Ездры о сожжении книг

Иван Валерьев
Почему я затронул этот важный вопрос? Дело в том, что читая, недавно, книгу преподавателя (доцента) Саратовской Духовной Семинарии А. С. Кашкина "Священное Писание Ветхого Завета...", я наткнулся на такое утверждение (на стр. 37), что, якобы, текст из 3-й книги Ездры в котором говорится о написании всех вообще книг Ветхого канона заново (!) этим священником (Ездрой), точнее он диктовал, а записывали его мудрые сподвижники, одни отцы Церкви считали истинным, а другие полагали, что Ездра только сохранил и обнародовал окончательный список ветхозаветных книг. Сам же Кашкин не приводит точных цитат святых отцов, но лишь ссылается на некоторых. В науке же это называется "хотите верьте, хотите нет" или "ищите сами, если интересно". Но вернемся к обсуждаемому нами отрывку.

Вот сам текст из 3-й книги Ездры, 14-й главы (Синодальный перевод):

"18Тогда отвечал я и сказал: вот, я - пред Тобою, Господи;

19я пойду, как Ты повелел мне, и вразумлю нынешний народ; но кто научит тех, которые потом родятся?

20Ибо век во тьме лежит, и живущие в нем - без света;

21потому что закон Твой сожжен, и оттого никто не знает, что сделано Тобою или что должно им делать.

22Но если я приобрел милость у Тебя, ниспошли на меня Духа Святаго, чтобы я написал все, что было соделано в мире от начала, что было написано в законе Твоем, дабы люди могли найти стезю и дабы те, которые захотят жить в последние времена, могли жить.

23И Он в ответ сказал мне: иди, собери народ и скажи ему, чтобы он не искал тебя в продолжение сорока дней.

24Ты же приготовь себе побольше дощечек и возьми с собою Сария, Даврия, Салемия, Ехана и Асиеля, этих пять, способных писать скоро.

25И приди сюда, и Я возжгу в сердце твоем светильник разума, который не угаснет, доколе не окончится то, что ты начнешь писать.

26И когда ты совершишь это, то иное объяви, а иное тайно передай мудрым. Завтра в этот час ты начнешь писать.

27Тогда я пошел, как Он повелел мне, и собрал весь народ и сказал:

28слушай, Израиль, слова сии:

29отцы наши были странниками в Египте, и освобождены были оттуда,

30и приняли закон жизни, которого не сохранили, который и вы после них нарушили.

31И дана была вам земля в наследие и земля Сион; но отцы ваши и вы делали беззаконие и не держались тех путей, которые Всевышний заповедал вам.

32И Он, как праведный судия, отнял у вас ныне, что даровал вам.

33И ныне вы здесь и братья ваши между вами.

34Если вы будете управлять чувством вашим и образуете сердце ваше, то сохраните жизнь и по смерти получите милость.

35Ибо по смерти настанет суд, когда мы оживем; и тогда имена праведных будут объявлены и показаны дела нечестивых.

36Никто не приходи ко мне ныне и не ищи меня до сорока дней.

37И взял я пять мужей, как Он заповедал мне, и пошли мы в поле и остались там.

38И вот, на другой день голос воззвал ко мне: Ездра! открой уста твои и выпей то, чем Я напою тебя.

39Я открыл уста мои, и вот полная чаша подана была мне, которая была наполнена как бы водою, но цвет того был подобен огню.

40И взял я и пил; и когда я пил, сердце мое дышало разумом и в груди моей возрастала мудрость, ибо дух мой подкреплялся памятью;

41уста мои были открыты и больше не закрывались.

42Всевышний даровал разум пяти мужам, и они ночью писали по порядку, что было говорено им и чего они не знали.

43Ночью они ели хлеб; а я говорил днем и не молчал ночью.

44Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги.

45И когда исполнилось сорок дней,

46Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные,

47но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа;

48потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал".

Итак, как мы видим, в этом отрывке недвусмысленно сказано, что священные книги иудеев были сожжены, но Бог повелел священнику Ездре их написать заново. Интересно ведь, не так ли? Получается, что? - Подлинные книги пророка Моисея не дошли до нас!?

Давайте теперь разбираться, что это за книга такая 3-я Ездры. Во-первых, она неканоническая. В священных книгах иудеев ее нет. На греческом ее тоже нет. Встречается она лишь в латинском варианте. Вот, что о ней говорят исследователи.

Святитель Филарет (Дроздов)

Так названная в Славянской Библии третия книга Ездры, которая в виде откровений изображает Божие о Иудейской Церкви смотрение и пришествие Мессии, при всей темноте ея происхождения, привлекает своим содержанием взоры любящих испытывать сокровенное. В сей книге есть признаки Еврейскаго сочинения, хота ныне она и на Греческом не существует, а только на Латинском. Она столь обильна истинами Христианскими, что ее приписывают Христианскому писателю (3 Езд. 7:28-35; 3 Езд. 2:46-47) : и между тем подает столь странныя мысли о двух чудовищах Енохе и Левиафаме (3 Езд. 6:49-52) , о разделении времен мира на двенадцать частей (3 Езд. 14:11), о чудесном четыредесятидневном писании 204 книг, и в числе их 70 тайных (3 Езд. 14:21-48)@1, что трудно примирить ее с неподверженными сомнению Священными книгами. Впрочем древность ея доказывается тем , что она приводится в письмах Климента Римскаго (In priori ad Corinth. ep), и Апостола Варнавы (C. XII). Ириней, Климент Александрийский, Тертуллиан, Амвросий, приводят ее под именем Ездры. Кажется, что Сам Иисус Христос у Евангелиста Матфея говорит словами сея книги (Мф. 23:37-38).
===
*1 Осуждают в ней мнения о Рае (3 Езд. 3:6), и аде (3 Езд. 4:40-42), но сии места надлежало бы объяснить прежде суждения о них.
==
Начертание церковно-библейской истории. 1857 г. С.346




Толковая Библия А.П. Лопухина

Название книги. Последняя ветхозаветная книга в славянской и русской Библии носит имя великого священника Ездры. В латинской Библии она названа 4-ою книгою Ездры, так как в этой Библии книга Неемии также приписана Ездре и названа второю книгою Ездры. Но понятно, что это название дано книге не потому, что Ездра был ее автором, а, главным образом, потому, что он является тем лицом, какое через Ангела здесь получает откровения о судьбах еврейского народа.


Содержание книги. Первые две главы представляют собою пролог или предисловие, в котором Бог повелевает Ездре указать евреям на их грехи и скорби и утешить предсказанием о будущих радостях. С III-ей главы по XIV-ую идут семь видений. В первых трех из этих видений (гл. 3 – 3 Езд. 9:25) автор выводит беседующих между собою — Ангела Уриила и Ездру. В этой беседе решается вопрос о том, почему избранный народ страдает, тогда как угнетатели его язычники пользуются безмятежным благополучием. Выясняется, что здесь, как и в основе всякого страдания, причина заключается в виновности самого человека, и подается утешение предсказанием близкого наступления торжества Израиля и гибели нарушителей закона. В следующих трех видениях апокалиптического характера символически рисуется будущая судьба Сиона под образом жены (3 Езд. 9:26–3 Езд. 10:60), суд над языческой монархией, владычествующей над избранным народом (3 Езд. 11:1–3 Езд. 11:51) и деятельность Мессии, освобождающего рассеянные десять колен Израильских из плена и являющегося в образе мужа, выходящего из моря (3 Езд. 13:1-58); изображаются также здесь мировые — физические и политические катастрофы. Седьмое видение содержит легенду о чудесном восстановлении Ездрою текста утраченных книг Ветхого Завета (3 Езд. 14:1-48). В последних двух главах — XV-й и XVI-й (эпилог) содержится пророчество о бедствиях, угрожающих грешникам, в частности, о погибели угрожающей Египту, Вавилону, Азии и Сирии, а также увещание избранным — хранить истину среди предстоящих испытаний.


Время написания. Несомненно, что главная составная часть книги — гл. III–XIV — представляет собою более древнее произведение, а I, II, XV и XVI-ая — главы более позднего происхождения. Когда возникла главная часть книги? Религиозное миросозерцание автора этого отдела обнаруживает типические признаки послепленного иудейства. В Израиле, по представлению автора отдела, сосредоточен весь смысл мировой истории. Ради Израиля сотворен мир, его же исключительным достоянием будет благо будущего века (3 Езд. 6:55;  3 Езд. 7:11). При всей безотрадности своего взгляда на греховность человеческой природы, автор ни на минуту не отрешается от веры в значение закона Моисеева (3 Езд. 9:37) и законную праведность ставит очень высоко (3 Езд. 12:7). Задачею Мессии автор считает только освобождение избранного народа от чужеземного ига, истребление врагов израильского народа и учреждение четырехсотлетнего царства в Иерусалиме, где праведники будут наслаждаться не только духовными, но и чувственными благами. Мессия подлежит закону смертности, как и всякий человек, и его смерть не имеет никакого значения для человечества вообще (3 Езд. 7:29). Последний суд является делом исключительно одного Творца вселенной (3 Езд. 5:56-3 Езд. 6:6).
 — В виду всего этого с достоверностью можно полагать, что рассматриваемый отдел книги появился в дохристианское время.

Что касается I–II и XV–XVI-ой глав, то в них заметно знакомство писателя с новозаветными священными книгами (встречаются выражения, упоминаемые и в Евангелии — «Царство Небесное», «геенна» и др.) и потому вероятнее относить происхождение этой части к началу христианской эры — к первому веку по Р. X.


Автор книги. Что не Ездра был писателем главной составной части книги — это несомненно. В этом отделе встречается немало анахронизмов и других погрешностей, каких не мог бы допустить в своей книге священник Ездра. Так здесь говорится, что Ездра получил откровение на 30-м году по разрушении Иерусалима (3 Езд. 3:1), а между тем из несомненно ему принадлежащей — первой книги Ездры видно, что он только еще родился лет через пятьдесят по разрушении Иерусалима (1 Езд. 7:7; 1 Езд. 8:1-3). Затем, по 3-ей книге Ездры Иерусалимом владеют еще «обитатели Вавилона» (3 Езд. 3:28-31), а по 1-ой Ездры — Иерусалим был во власти персов (1 Езд. 1:1) и др. места.

Итак, автором III–XIV гл. был не Ездра, а какой-то неизвестный еврей. Одни ученые причисляют его к ессеям, другие — к фарисеям, но основания для таких заключений слишком шатки. Вернее предположить, что это был простой, благочестиво настроенный еврей из среды народа, черпавший свой материал не из ученых трактатов, а из ходячих взглядов, чуждых фанатизма и исключительности школы.
 — О предисловии и заключении к книге можно сказать, что они обязаны своим происхождением двум разным лицам: предисловие — еврею, уже знакомому несколько с учением христианства, а заключение — обыкновенному еврею, стоящему на узко иудейской точке зрения. А кто соединил все три части в одну книгу — совершенно неизвестно.


Место написания. Вопрос о месте написания книги не может быть решен с точностью. По одним ученым, главная составная часть книги написана в Александрии, по другим — в Палестине, по иным — в Риме. Более вероятным для исследователей представляется, однако, второе предположение — о палестинском происхождении III–XIV гл. книги: символизм и апокалиптика этого отдела напоминают собою некоторые памятники палестинского иудейства. «У палестинского иудея понятны частые упоминания о Сионе и Иерусалиме, скорбь об их разрушении и молитвы о восстановлении» (Юнгеров, с. 261). Точно также и предисловие с эпилогом скорее можно приписать палестинскому автору, потому что еврей, живший в Палестине в 1-м в., скорее мог ознакомиться с христианскими свящ. книгами, чем еврей, живший где-либо за границей Палестины.


Цель написания книги. Целью автора книги, если брать книгу в целом ее составе, было — утешить родной народ в тех несчастьях, какие он претерпевал в то время, когда появилась книга. Если предположить — что очень вероятно — что 3-я книга Ездры в окончательном виде появилась в 1-м веке по Р. X., то целью ее автора могло быть желание успокоить иудейский народ, пораженный падением Иерусалима при нашествии на Иудею войск Тита.


Текст книги. Главная составная часть книги — гл. III–XIV — имеются в латинском переводе, который учеными признается самым лучшим воспроизведением утраченного греческого первоначального текста книги, и в переводах сирском, эфиопском, арабском и армянском. На греческом и коптском языках сохранились только отрывки этой части. Пролог ее и эпилог известны лишь по латинскому тексту. Что первоначально книга была написана на языке греческом, — об этом говорят варианты латинского, сирского и эфиопского текстов книги, появление которых легко объясняется различным чтением греческого текста. Об этом говорит и то обстоятельство, что, напр., латинский переводчик ставит прилагательные и местоимения в том роде, в каком они были употреблены по-гречески (напр., saeculum, qui… IX:2). Кроме того, многие греческие слова оставлены совсем без перевода (plasma, thalamus и др.).
 — Наши славянский и русский переводы сделаны с латинского текста.


Достоинство книги В книге Ездры встречается немало странных мыслей и неосновательных утверждений, напр., сказания о двух чудовищах — бегемоте и левиафане (3 Езд. 6:49-52), о чудесном 40-дневном написании Ездрою 204 книг и в числе их 70 тайных (3 Езд. 14:21-48) и др. Можно сказать с блаж. Иеронимом, что книгу эту лучше бы отнести к апокрифам… Но в ней есть и нечто, заслуживающее внимания — напр., объяснение того, почему праведный народ иудейский страдает, тогда как грешные язычники над ним господствуют (III и IV гл.), или стремление писателя отвратить внимание читателей от удовольствий земной жизни и сосредоточить это внимание на будущем суде и загробном воздаянии.


Об этой же проблеме писал и профессор П. А. Юнгеров в своем "Введении в Ветхий Завет":

"Когда, с разрушением Иерусалима войсками Навуходоносора, храм Соломонов был сожжен и разрушен и иудеи уведены были в вавилонский плен, то Священный кодекс ветхозаветных книг, несомненно (вопреки свидетельству 3Ездры 14 гл.), не погиб. Он оставался на хранении у благочестивых старейшин, священников и пророков. Пророк Иеремия, переживший и оплакавший это печальнейшее событие, едва ли мог оставаться в это время без списков Священных книг, в коих одних и можно было находить успокоение верующим людям того времени. Его Плач наполнен сравнениями, подобиями, мыслями и выражениями, находящимися в Священных книгах, и составляет как бы историческое указание на точное исполнение древних и поздних пророчеств о падении иудейского царства. Справедливо предполагать, что со скорбью обходя развалины Иерусалима и храма, Иеремия в Священном свитке находил все тайны и причины постигшего запустения и чтением пророчеств о лучших временах успокаивал себя и других единомысленных ему людей «вздыхавших и плакавших» (Плач.1:4–8) о постигшем бедствии. Без списков Священного кодекса Иеремия не мог остаться. Затем, с теми же священными и драгоценнейшими списками, взятыми от Иеремии, как единственным утешением для настоящего и будущего времени, евреи отправились и в плен (2Мак.2:2). Изучением, хранением и чтением себе и другим Священных книг в вавилонском плену занимались пророки Иезекииль и Даниил. Пророк Иезекииль, подобно Иеремии, происходил из священнического звания и, вероятно, с детства поучался закону Господню. Но и во время пророческого служения он имел под руками Священный текст. Многие его речи, произнесенные в присутствии собиравшихся к нему старейшин еврейского народа, могут быть объясняемы и понимаемы лишь как правильный исторический вывод из только что прочитанных Священных книг, законоположительных, исторических и пророческих. Таковы, например, исторически обличительные его речи, заключающиеся в 14, 16, 20, 23 главах, произнесенные пришедшим к нему старейшинам израилевым. Эти речи составляют строго-исторический обзор всех «мерзостей,» совершенных еврейским народом на всем протяжении его истории и поведших за собой падение Иерусалима. Эти речи мог произнести только тот, кто знал все ветхозаветные книги, и перед слушателями, также читавшими эти Священные книги. Из речей пророка Иезекииля можно заключать, что в Священных списках на ряду со всеми древними писаниями находилась и книга пророка Исаии (ср. Ис.13–14 глл. ­­ Иез.32 гл.), а также и книга Иова (Иез.14:14–20).

Другой вавилонский пленник, пророк Даниил сам свидетельствует о себе, что он находил себе утешение и наставление в чтении Священных книг. Так, в первый год Дария, сына Ассуирова, он сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима (Дан.9:1–2). Очевидно, под «книгами» здесь можно разуметь лишь Священные ветхозаветные книги, в числе коих была уже и книга пророка Иеремии, которую, конечно, много раз и прежде читал Даниил и занимался вычислением лет, на которые должен падать конец вавилонского пленения и запустения Иерусалима и храма (Иер.25:11;;29:10). Дальнейшая (в той же 9 гл. 3–23 ст.) покаянная молитва Даниила свидетельствует, что рядом с книгой Иеремии в «книгах» находились законоположительные, исторические и пророческие книги, излагавшие историю постоянного беззакония Израиля и противления судей, царей, князей, священников, отцов и всего народа, которые не слушали рабов Господних – пророков, преступили закон Господень, и излились на них проклятие и клятва, написанная в законе Моисея» (ср. Дан.9 гл., 7:10–11, 12, 16 стт.). Произнесенная Даниилом покаянная молитва составляет, как и речи Иезекииля, воспроизведение всей истории еврейского народа в его «противлении» Богу, закону и пророкам, и изложена языком законоположительных, исторических и пророческих ветхозаветных книг.

Кроме Иезекииля и Даниила, Священные списки находились и у других благочестивых пленников, рассеянных по разным областям обширного вавилонского царства. Из книги Товит видно, что израильским пленникам, жившим в Рагах, Экбатанах, Сузах и других местностях, не были неизвестны законоположительные (Тов.1:7;;3:1–6), исторические и пророческие книги, напр. Ионы (Тов.14:4,8), Исаии (Тов.13:16–18 ­­ Ис.60 гл.). Псалмопевцы – пленники вавилонские также, подобно Иезекиилю и Даниилу, находили себе утешение и вразумление в чтении всех Священных книг, законоположительных, исторических, учительных и пророческих, включая и Иеремию (Пс.104–105; Пс.78­­ Иер.10:25). Анания, Азария и Мисаил и вообще благочестивые люди – пленники, подобно составителям 118 псалма, дни и ночи поучались в Священных ветхозаветных книгах и услаждались их «сладостью» (Дан.3:28–30,;33,;35–36,;40; Пс.118:27,;103,;127 стт.). – По свидетельству Иосифа Флавия, даже Киру и его приближенным не были неизвестны ветхозаветные книги, например, книга прор. Исаии (Древ. XI, 1–2). Это сказание принимает и бл. Феодорит (Толков, на Дан.;12 гл.). Все поименованные лица: пророки Иезекииль и Даниил, псалмопевцы и другие олагочестивые пленники признавали ветхозаветные книги «словом Божиим,» изреченным через богодухновенных мужей, исполнившимся в истории Израиля или имеющим неукоснительно исполниться (Дан.9:2–19), – словом Божиим, которое доставляет «жизнь и спасение» искренним исполнителям его повелений (Пс.118:9,;11,;16–17,;25,;28...).

Итак, несмотря на бедственное в политическом и нравственном отношении состояние евреев перед пленом и во время плена, находились благочестивые и авторитетные люди, которые не только сохраняли и изучали древний кодекс Священных Писаний, но и восполняли его вновь появлявшимися Священными книгами, Напр. книгой Иеремии. Что касается свидетельства третьей книги Ездры, будто ветхозаветный «закон был сожжен» (вероятно при взятии Навуходоносором Иерусалима и сожжении Соломонова храма – Иер.;52 гл.), и затем по ангельским откровениям «Вышний дал разум пяти мужам и они снова написали 204 книги» (3Ездры 14:21–48), то если в основе этого ясно символического и апокалипсического сказания и лежало какое либо предание о погибели ветхозаветных канонических книг, то очевидно довольно смутное и более предположительное, нежели точно достоверное. Без сомнения подобное темное предание нет никакой серьезной возможности предпочесть вышеприведенным ясным библейским фактам, свидетельствующим о сохранении Священного кодекса во время вавилонского плена".


Из всего вышесказанного, следует, что нельзя относиться с полным доверием к ко всему написанному в неканонической 3-й книге Ездры. Почему? Потому, что святые отцы запретили ее использование при православном богослужении и отнесли ее лишь как имеющую некую нравственную важность при оглашении некрещеных. Об этом в моей следующей статье "О каноне священных книг".