Горе

Людмила Колбасова
В большом зале универсама громко плакала девочка лет семи. Плач переходил в рыдание и заглушал гулкий шум торгового помещения с работающими кондиционерами, электрополомойками, которыми ловко управляли миниатюрные восточные женщины в синей униформе и звуки работающих кассовых аппаратов. Девочка плакала, а невдалеке стояла мама с недовольным железобетонным выражением лица и выясняла отношения с работником торгового зала.

Малышка продолжала всхлипывать, растирая ладошками слёзы по лицу, вспотевшие кудряшки растрепались и прилипли к тонкой шейке, которая тоже была мокрой, то ли от слёз, либо от пота и трогательно вздрагивали хрупкие лопатки на узкой детской спинке.
- Что случилось, милая девочка? – я не смогла пройти мимо.
- Разби …, - она ещё громче зарыдала, - разби…, - выдохнула, - я духи разбила.
- Ну, - поглаживая её, сказала я, - это не горе, чтобы так убиваться.
- Горе, - неожиданно закричал ребёнок, глядя на меня огромными испуганными глазами, - это такое горе! Вы не понимаете! Вы не знаете, что сделает со мной моя мама.

Рыдания нарастали и мне стало неловко, что своими вопросами я довела ребёнка до ещё большей истерики.
- Мама поругает и всё, но знай, что она любит тебя больше всех на свете.
- Нет, - опять закричал ребёнок,- Вы ничего не понимаете! Вы не знаете какая она жестокая!
Девочка закрыла лицо ладошками и запричитала: «Это - горе, это – большое горе и совсем она меня не любит. Вы ведь ничего не знаете… ничего не знаете».

Страдания маленькой девочки, дрожащий голосок которой срывался и переходил в душераздирающий плач, глубоко тронули моё надорванное в последнее время сердце. Неожиданно заплакала сама.

- Мамочка, - я обратилась к молодой красивой женщине с высокомерным холодным выражением лица, - пожалейте дочку.
- Ей сказали не трогать! - голос металлический, от агрессии мороз по спине. 
Она смерила меня чуть ли не брезгливым взглядом сверху вниз и недоумённо подняла вверх брови, увидев в моих глазах слёзы.
Ей громко вторила продавщица: «Да, я тоже сделала замечание».

***
Маленькая девочка, увидев тележку с красивыми упаковками духов, потянулась и взяла в руки понравившуюся яркую коробочку, но снизу она была неплотно закрыта, поэтому флакон выпал и разбился. В торговом зале противно воняло навязчивым дешёвым парфюмом. Сколько стоили эти духи? Думаю, что недорого. А сколько стоят такие горькие слёзы ребёнка? Получается, что для мамы дешевле, чем эти злополучные отвратительные духи. 

Девочку я не успокоила. Шла домой и вспоминала, что моя мама тоже была излишне строгой и требовательной и мне часто приходилось в детстве плакать и сомневаться в её любви ко мне.
Детские обиды, бывает, нет-нет, да выползут и резанут по сердцу, но чем старше становишься, тем больше стараешься оправдать, понять, простить и пожалеть.

До чего же я сейчас хочу разрыдаться, как эта маленькая девочка, вздрагивать от слёз, захлёбываться ими, в надежде, что сердцу станет легче, но их нет и пережитая боль, понимаю, никогда не уйдёт… А слёзы я, похоже, все выплакала в детстве …

Мы собирались в дорогу поздней ночью по срочному звонку мамы: «У папы гангрена». Тряслись руки и сковывал душу страх.
Обезумевший от страданий папа с ужасно опухшей ногой багряного цвета с чёрными пятнами, раздувшейся всего за неполные три дня, нас уже не узнал.

Моя подпись на разрешение ампутации всей ноги и две недели жизни в палате с десятью «ампутантами» в отделении гнойной хирургии, среди которых мой папа самый старший и самый тяжёлый. Он, вопреки прогнозам врачей, выжил, но столько трудностей ожидает нас всех впереди! Ведь и ему и маме за восемьдесят лет.

Всего два месяца назад папа ещё бодро ездил на велосипеде на дачу и гордился своими помидорами, клубникой … строили с мамой планы … , но оторвался тромб и жизнь горькой болью захлестнула нас всех.

*** 
- Это такое горе, - плачет девочка и со страхом ждёт наказания от мамы, - вы не знаете какая она жестокая…
Так хочется всем сказать, что не надо создавать горя там, где его нет. Не терпится умолить родителей, чтобы любили своих детей, жалели и не заставляли так горько рыдать из-за паршивого флакона духов, ведь совсем неизвестно, как сложится их и ваша судьба в дальнейшем. Жизнь - она, чем дальше, тем сложнее и берегите силы на те невзгоды, что могут встретиться на вашем пути. Радуйтесь, что живы, слышите, видите, ходите и понимаете. Дарите друг другу любовь, жалейте и сопереживайте.
И я всем желаю, чтобы жизнь была к вам благосклонна и горе обходило вас стороной.

Я не ожидала от себя, что сейчас смогу что-то написать, и вообще ни о чём, кроме, как о маме и папе не думаю, да и времени нет совсем, но нечаянно сильно затронули душу слёзы ребёнка и слова сами сложились в "крик души". 

08.08.2019