Антиномии

Георгий Жаркой
В кафешке на Эльмаше встретил подругу своей жены.  Француженка в школе. Учительница.  Помню, раньше мы с ней говорили  о французской литературе, которой увлекались. О модернизме на «берегах Сены». Она любила рассуждать о модернистских техниках восстановления гармоничности личности, об изысканном противопоставлении толпе и массовой культуре. Проповедовала элитарность модернизма – «не для всех». Красиво было.
   У нее не сложилась жизнь в принятом понимании этого слова. Муж оказался подлецом, и она одна подняла двоих сыновей. Затем старший отпрыск подкинул ей сыночка, потому что его жена, как в классическом романе, бежала с каким-то кавалером на край света. И француженка работала и работала – на две ставки. А если часов не хватало, то и в других школах подрабатывала. Мне нравился ее оптимизм вперемешку с дифирамбами французским нарративам: «Всегда восторженная речь, и кудри черные до плеч».  Где встретишь подобное?
   И вот пролетело много лет (снова как в классическом романе). Сидим в кафе. Она немного посеревшая, грустная. Говорит, что  ей удалось накопить деньги на поездку в Париж. Съездила. Мечта осуществилась.  А теперь  сидит в эльмашевской забегаловке, пьет кофе и воображает себя на парижской набережной.
   Париж не прибавил ей сил. Он убавил их.  Переводит взгляд с чашки на стенку. Говорит, говорит, говорит.  Что у нее нет внутреннего стержня, и не было.  Что она прожила лучшие годы в плену у стереотипов, что не смогла вырваться из привычных жизненных связей. А если проще выразиться, то «среда заела».  «Погибла жизнь», -  как сказал бы чеховский дядя Ваня.  И еще: дети выросли, как и внук. Отдала себя им. По-матерински и по-христиански безупречно. А по-человечески? Просто по-человечески? Она кинула мне в лицо этот вопрос, вскочила и ушла. И не попрощалась.
   Человеческий феномен зависит от самосозидания, - так писал Мераб Мамардашвили. А еще он говорил, что  в нас есть  антиномии: между пониманием и непониманием, между жизнью и смертью, между духом и телом, между мечтой и тусклой действительностью, которые мы в течение пребывания на земле  пытаемся разрешить, чтобы достигнуть исполненности жизни.  А она, видимо, не смогла «снять» свою антиномию. Увидела Париж, и душа подкосилась.