Антипушкиниада

Воловой-Борзенко
Критика стихотворения Наталии Санниковой
(Чтобы ответил поэт критику, и чтобы критик возразил поэту)

полгорода уехало в сады
на честных сотках пожинать плоды
я слушаю адажио воды
пропитан воздух им очудакован

от слова чудо или чудаков
чудных немало сам он был таков
как говорят кому сейчас легко
и бьют под дых с размаху по приколу

но не о том адажио звучит
кислотный дождь по темечку стучит
спят под шумок вне времени бичи
подходит теплотрасса к изголовью

о чем оно когда бы точно знать
ещё не оцифрован каждый злак
и дачники в садах не держат зла
и радуга висит на честном слове


Геннадий
А если Пушкина почитать?

Натали
Это предложение?) Каждый волен читать то, что нравится, я думаю. Пушкин - один из любимых, но не единственный.

Геннадий
Да. Можем почитать вместе. Кто приходит в русскую поэзию должен отбивать поклоны Пушкину. Сначала Пушкин, потом все остальные поэты. Он же патриарх русской поэзии.

Натали
Полагаю, Александр Сергеевич бы повеселился.
Скрыть комментарий или пожаловаться на него

Геннадий 
Он сейчас в гробу обливается горючими слезами, во что поэзию превратили современные поэты. Все его усилия пошли прахом. Принципы и формы поэзии, которые он нашел, оказались никому не нужны. Каждый пишет как ему вздумается и во что горазд.

Натали
и живопись, и музыку, и театр.

Геннадий
Это все же другая область от поэзии. А для поэтов и филологов разбор Пушкина обязателен.

Натали
его уже пушкинисты по косточкам разобрали, прости господи.

Геннадий
Пушкинисты?.. А они что разбираются в поэзии?.. Я так полагаю, что они разобрали место, время, даты, посвящения, но не саму поэзию. Кроме Белинского назовите мне, кто дает разбор поэзии Пушкина?... Почитаю на досуге.

Натали
честно говоря, не понимаю, в чем предмет этого спора. Будьте как Пушкин? Пушкин тем и прекрасен, что он в своё время был новатором, заговорил другим языком, отличным от языка предшественников. Думаю, в наше время ему бы изрядно попили крови интернет-тролли.

Геннадий
Предмет обсуждения в том, что Пушкин дал образцы правильного стихосложения. Не всмысле подражания, а всмысле принципов изложения стиха, а вы в своем стихотворение все перечеркнули, будто никогда не читали Пушкина и вообще не поняли каким языком надо излагать стихи.

Геннадий
Это что за придумки новых слов "очудакован"... Пушкин такое придумывал?..

Натали
Простите, конечно, а кроме Пушкина Вам кто-то из поэтов близок?

Геннадий
Хорошо. Тогда переходим к следующему гению поэзии Тютчеву. Итак... Знаете ли вы, что он не придумывал свои словечки, которые искажают русский язык, а строго следовал нормам русского языка и не писал жаргонизмами "по приколу", низводя высокую поэзию до примитивных словосочетаний, которые оскомину набили своей банальностью?

Натали
давайте прекратим этот разговор. У читателя всегда есть выбор - читать или пройти мимо.

Геннадий
Давайте. Тем более, что читателя надо избавить необходимость читать такую антипушкиниаду.


ИМПЕРАТОР МАРК АВРЕЛИИ И АННА АХМАТОВА

Да уж!.. Вот любят у нас поэты присваивать себе чужие идеи... Например, взять венок древнеримского императора, как бы невзначай примерить на голове, да и забыть там... Все мы помним знаменитые строчки Анны Ахматовой из стихотворения "Тайны мастерства", которые очень часто цитируются и которые так полюбились читателям.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дёгтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне.

"Это, пожалуй, самые известные строчки Анны Андреевны Ахматовой. Каждому поэту многократно задавали вопросы, которые в конечном итоге сводились к одному: Откуда вы берёте темы для своих произведений? И хотя по большому счёту загадка творческого процесса навсегда таковою и останется, Анна Андреевна, по-моему, ответила исчерпывающе на этот вопрос за всех поэтов. Действительно, сюжеты подсказывает жизнь: люди и события, с которыми она нас сталкивает, философское осмысление происходящего... радуга в небе и букашка на рубашке". (Анатолий Берлин)

Во как... За всех поэтов ответила. Мы словно заглядываем в подноготную автора, где из обыденности жизни, мелочности событий, склок с соседями вдруг рождаются вдохновенные строки. И мы летим в возвышенную страну, в которую увлекает поэт, подальше от этого заедающего быта. Более того, поэт в наших глазах превращается в мыслителя, оракула, провидца...

А между тем оригинальная идея принадлежит вовсе не Ахматовой, а древнеримскому императору и философу Марку Аврелию (121–180 гг.). Поэтесса лишь "творчески" переработала мысль древнего философа.

"Если бы ты ведал, из какого источника текут людские суждения и интересы, то перестал бы домогаться одобрения и похвалы людей".

Вообщем-то переработка достаточно удачная, хорошо вписалась в поэтически строй, как в мультфильме «Пиф-паф, ой-ой-ой!» — "и кто говорит „плагиат“, я говорю традиция". Впрочем, подобными анонимными "переработками" пользовался даже Пушкин, достаточно вспомнить знаменитое  «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», где поэт скромно забыл упомянуть первоисточник его оригинальной идеи.

Я памятник воздвиг себе прочнее меди,
Величественных выше пирамид,
Его ни ливень, ни жестокий ветер
Ни быстрый бег времен не поразит.

Но не весь я умру, частью пребуду жив,
Помнить будут меня, не забывать, пока
Древний славя обряд, в Капитолийский храм
С чистой девой всходить будет верховный жрец.
(Гораций)

Но можно возразить - почему бы не повторить слова великих людей? Тем более, что никто не повторяет слово в слово. А мысли у них схожи! Может, и думать одинаково нельзя?

Да это замечательно повторять слова великих людей в своей интерпретации, только надо делать одну маленькую заковырочку - ставить в качестве эпиграфа слова великих людей, которые стали источником таких вдохновенных строчек... А то у неискушенного читателя сложится впечатление, что мыслитель или поэт родился не две тысячи лет назад, а является чуть ли не его современником.

Но можно опять возразить, что далеко не каждый знает древнеримского императора и не всегда можно знать источник, сочиняя стихи. Ведь многое вошло в речь анонимно. чего и желали их авторы.  Верно.. Но речь идет об образованных людях, которые вчитывались в древние тексты в силу своего образования и принадлежности, речь идет в первую очередь о филологах и литераторах. И каждый из них знает, кто такой Марк Аврелий, кто такой Сенека, кто такой Нерон... И весьма нелепо будет звучать, что Анна Ахматова никогда не слышала о Марке Аврелии и ее строчки чисто случайно совпали по смыслу с высказыванием древнего философа. То, что поэтесса хорошо знала античную литературу говорит ее обращение к ее мотивам, то же стихотворение "Смерть Софокла" или "Александр у Фив".

Античная литература - это основа европейской литературы. Из нее и Пушкин черпал множество сюжетов и образов, того же Назона из Евгения Онегина. И поэтам надо с величайшим уважением относится к наследию прошлых эпох, не забывать указывать источники их вдохновения, а то ведь получается так, что поэтам захотелось откусить кусочек чужой славы. Откусить-то  получилось, но пора честь знать и положить на место венок императора.


Подъем... В ружье.. Протирая глазами и обалдевая, только же закрыл глаза и подьем. Глянул в окна, там была ночь, чего это в ночь подняли... подумал он.. По казарме ходил офицер и металически презрительным тоном говорил Быстро подъем... В оружейную, строиться на плацу во дворе... И уже взяв автомат и закинув за спину, услышал слова ... Сбежал заключенный, ... На плацу ходил командир части. Он был зол. Красное лицо и выкатившиеся глаза. ЧП было первой очереди... Что... упустили... дальше шла нецензурщина, посажу всех, кто был на дежурстве, не найдете его - все под трибунал пойдете...