Южная часть Угорской Руси

Игорь Бабанов
Голос из Угорской Руси
Южная часть Угорской Руси
Уж мы ходим, мы ходим по Кремлю-городу
Виноградье краснозеленое!
Уж мы ишшем, мы ишшем господинова двора.
Виноградье краснозеленое!
Господинов двор на семи вёрстах,
Виноградье краснозеленое!
На семи вёрстах, на восьмидесяти столбах.
Виноградье краснозеленое!
- Гор. Великий Устюг (слоб. Дымково), Вологодск. губ.
***
 
Кроме этой западной части древней русской Бело-Хорватии, рано утрачена была русским государством и южная ея часть, ограниченная с юга р. Керешом, з запада р. Тисой, с севера Тисой же и Самом (Szamos), а с востока Семиградьем. Область эта досталась в 11 веке мадьярам в качестве приданного за русской княжной Анастасией Ярославной, вышедшей за угорского короля Андрея I. Можно предполагать, что и некоторые другие части Угорской Руси, напр., Межьбодрожье (Межьбодрожье ограничено рр. Тисою, Бодрогом и Латорицею, след. обнимает южную часть Землянской жупании, часть Боршадской, а также Турню и Обовь с частью Шариша), перешли тогда же от русского государства к угорскому. Угорские короли рано начали заселять эту древнерусскую область, орошаемую р. Керешом, Беретвою, Красною, Туром (Tur), Самом (Szamos) и Тисою, различными иноплеменниками, а именно: Кунами (Половцами) и Ясами (Узами, тоже Половецкого племени) по равнинам юго-запада и Румынами по горам, отделяющим Угорщину от Северо-западного Семиградья, а равно и по котловинам рек Кереша, Беретвы и Красной. Таким образом, эта область, славная своими винами (бакаторскими) и плодородием почвы (на юго-западе) и соответствующая нынешним жупаниям: Заубочье (Zaboles), Сотмар (по левую сторону р. Сама), Бихор (Bihar), с частями Бекеша (Bekes), Чорнграда (Csongrad) и Яскунова (Jaszkun), имеющая до 400 кв. миль пространства и до 800000 населения, постепенно была утрачена для русского государства, народности и церкви. Правда и теперь тут находится до 300000 приверженцев восточной церкви, но из них разве 50000 могут быть названы русскими, так как остальное население этого края омадьярено и орумынено (мадьяро-еврейский гнет, который усиливается с каждым годом, грозит уничтожить в Посамской крае и последние остатки древне-русского населения). Летом, во время жатвы, древнерусское Посамье ежегодно наполняется пришельцами из Угорского и даже Галицкого Подкарпатья; но они жнут и косят уже не для русских людей, а для мадьяр и евреев, с целью заработать при этом и для себя несколько мер хлеба. Если настоящие обстоятельства продолжаться, то можно утвердительно сказать, что через несколько лет пропадут последние русские церкви Посамского края; олатинится и славный на всю Угорскую Русь монастырь Повчанский (в Заубочском комитате) и не найдут себе там духовного приюта спускающиеся на жатву жители русских Карпат (с.11-12)
Голос из Угорской Руси. Русская мысль. М., 1880. N 3. Отд. 3. стр.1-24
https://vk.com/doc399489626_511190922
 
Угорская Русь
Исторический очерк
Язык, на котором говорить народ, составляет, для него самое драгоценное наследие предков: это душа народа, залог его развития. Вступать чужеродцу в борьбу из-за него значит посягать на жизнь самого народа. Эта борьба редко приносить победителю желательные плоды. Были впрочем примеры, что целый народности исчезали, что язык известного народа становился археологическою древностью; но эти примеры принадлежат давнему прошлому, когда вопрос о народности не имел того значения, какое он стал занимать в новейшей истории человечества. В настоящее время мы видим пробуждение народного духа даже там, где, по-видимому, все свидетельствует о вымирании совершенно забытых народностей. Достаточно вспомнить самобытное существование Фламандского языка в стране, где господствует язык просвещенной Франции, соxpанение Гальского языка в Англии, борьбу Финского языка с Шведским и возрождение пятимиллионной Мадьярской народности.
Рядом с этою народностью еле находит силы поддерживать свое существование другая и притом близкая нам народность - народность Угорской Руси.
Какая судьба может постигнуть Угорскую Русь, которая, после вековой борьбы за свою веру, за свой язык, была забыта великим Русским народом, поставлена на произвол своих врагов? Долго ли будет продолжаться это разобщение между частями одного и того же народа? К сожалению, оно не исчезнет до тех пор, пока Русское общество не признает в жителях Карпатских гор самых близких своих братьев и не поспешит к ним на помощь с дарами своей общественности и просвещения, с богатством своей науки и своего искусства...
Де-Воллан Г.А. Угорская Русь. Исторический очерк. Русский архив. 1878. N 2. c.235-250
https://runivers.ru/bookreader/book406313/#page/241/mode/1up
https://vk.com/doc399489626_511678663
...Русское войско, появившись в Венгрии, не мало послужило для оживления славянской идеи и свободы народной массы; умирающие народы увидели, что для них настал час пробуждения. С тех пор Русин повторяешь про себя:
Ой Русине, Русине,
Русняку небоже,
Не бой ти ся баламута, -
Русскый Бог поможе!
Де-Воллан Г.А. Угрорусские народные песни. С прил. очерка быта угор., рус. и этногр. карты Венгрии. (Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. 13, вып. 1). СПб.: тип. Министерства внутренних дел, 1885. [4], 265с., 1л. карт.;
http://elib.shpl.ru/nodes/8863#page/1/mode/grid/zoom/1
https://vk.com/doc399489626_511678663
 
Притисье (синий цвет - русские поселения на 1878г.). Этнографическая карта Венгрии (Де-Воллан. СПб 1878г.)
https://vk.com/doc399489626_511850810
 
Карта на обложке указывает, где русский народ жил в Карпатах и на равнинах Притисья лет 800-1000 тому назад и что им было утеряно.
Как следует из приведенной карты, русский народ удержал в Карпатах не более, как одну десятую часть той земли, которая тысячу лет тому назад была русской.
Алексей Юлианович Геровский. Конец Карпатской Руси? (с.2-5)
Свободное Слово Карпатской Руси. N 3-4(159-160) март-апрель 1972г.
https://vk.com/doc399489626_511927201