Шерсти мало - визгу много. 27 июля 2019 г

Геннадий Мартынов
Я приходил на многие митинги и на многие шествия по улицам Москвы в перестроечные времена.  Можно сказать, что это превратилось для меня в некое увлекательное хобби. Такое странное, как мне кажется самому сегодня. Каждое воскресенье и не только я спешил на Октябрьскую площадь близ французского посольства, к воротам парка Горького, в Лужники, к Белому  дому и, конечно,  на Манежную площадь. Это в те времена были главные площадки для выхода наружу всему тому, что, как нам всем тогда казалось, таилось в тайниках души и подсознания невысказанным. Всё вдруг вырвалось наружу. Пошла движуха. В душе у многих тогда пело знакомое «смело товарищи в ногу, духом окрепнем в борьбе». Как же всё старо в этом мире.
 
   А какие ораторы, какие народные витии выступали на этих митинга как правило с дощатых подмостков, а то и просто с грузовиков. Некоторые и вовсе стали яркими звёздами народного скопления масс. Их выступления ждали с особым нетерпением. Это были Гдлян, Гаврила Попов, журналист Черниченко. Ну настоящие буйные, способные зажечь огромные толпы. А ещё был и упёртый большевик Ампилов. Мелькал иногда и молодой еще Зюганов, прозванный позже папа Зю. Был ещё и Евтушенко, вообразивший себя новым Маяковским. Он  читал очень плохие стихи. Такие сочиненные к случаю на злобу дня вирши, написанные тут же на коленке.

   Несколько лет спустя он убрал их из полного собрания  своих сочинений и удрал далеко – далеко в Америку в штат Оклахому преподавать русскую литературу тамошним провинциальным оболтусам. В России места себе не нашел.
 
    А ещё на этих митингах пел под фонограмму  с импровизированных подмостков кудрявый ещё Макаревич. Заезжал к нам в Москву из Питера и Невзоров. Его представлять было не нужно. Его «600 секунд» заставляли прилипать к голубым экранам всю страну.

   Да,  время было необыкновенное.  Я ходил на все эти собрания в упоении и ожидании почувствовать ток времени. Революция, господа. Такое неожиданное счастье, которое даже и не грезилось в годы застоя и андеграунда, попасть в стык тектонического разлома эпох. Правда кто-то сказал, что не дай нам Бог попасть в этот самый стык. Большего несчастья и представить себе нельзя. Но кто тогда понимал глубинный смысл этой философской максимы. Кто понимал предсказание какого-то китайского философа, жившего Бог весть когда. Это не про нас, думали тогда. Все только начинается. Главное выбрать главное направление, думал тогда каждый, приходя на Манежную площадь на огромное скопище народа. Наше дело правое и мы победим, звучало в наших сердцах и сознание.
 
   И победили! А потом началась боль великого разлома.  Разлома  во всей стране, которая в итоге исчезла. А ещё  разлома и в душах тоже. Ветер перемен унес не только великую державу. Он унёс  столько жизней и судеб  в небытие. И у многих появилось чувство огромной потери. «Что имеем - не храним, потерявши - плачем.»

          Идеи и вера никогда не пропадают бесследно. Всё остается памяти у всех и у каждого. Памятью мы живём. Без памяти нет человека, как без исторической памяти нет и народа. Память нас делает такими, какими мы есть. И я не могу не помнить, как на той же Манежной площади огромная толпа орала Ельцин, Ельцин, Ельцин. А потом, как бы одумавшись, уже вопила «Банду Ельцина под суд». Ведь всё это было. И мы запомнили тех, кто звал нас в лучезарные капиталистические дали, обещая благоденствие и изобилие всем и каждому.
 
    А дали оказались не такие уж далёкие. Они надвинулись как бы сами по себе очень быстро. И началось! А дальше прямо по известной песне.

 Ваше благородие, госпожа чужбина.
Жарко обнимала ты, да только не любила.
В ласковые сети, постой, не лови.

      Мы все оказались как бы на чужбине. В другой стране, с другими помыслами и мечтаниями. С другими жизненными направлениями. И с другими целями тоже. Это мы совсем недавно пели «Я, ты, он, она – вместе целая семья». Теперь каждый сам за себя. А тут уж как кому повезёт. И вновь вспомним:

Ваше благородие, госпожа удача.
Для кого ты добрая, а кому иначе.
Девять граммов в сердце, постой, не зови.

    Вот кому – то судьба злодейка и позвала девять грамм в переносном, а то и прямом смысле.И даже не кому-то, а очень даже многим. И сами накликали эту беду, когда вопили на манежной площади в эйфории ветра перемен.

     А кому повезло, кому принёс ветер перемен счастье и обещанное изобилие?  Самым честным, самым скромным,  самым порядочным, людям с совестью и честью? Да нет, повезло самым ухватистым, оборотистым, бессовестным и наглым. И это к этому мы стремились и рвались?

                *****

    Вот с тех пор  в моей душе и сознании утвердилось стойкое, неистребимое теперь неприятие к этой площадной движухи. Толпа несёт и ты уже ничего не соображаешь. Только уже в наши времена не просто понесла. А понесла она натренированными кукловодами. Всё было продумано и подготовлено. Как собрать толпу ( Интернет нам на что). Какие лозунги, подбросить под известные мелодии типа «Вихри враждебные веют над нами,  Темные силы нас злобно гнетут».

      Темные силы, понятно, гнездятся снова в Кремле. Но только я не понимаю, как это они гнетут. Вот меня к примеру никто не гнетёт. И не потому, что я такой правильный и такой лояльный. А просто не гнетут и всё. И я хотел бы знать, кого гнетут и как гнетут. У них ,у этих, которых гнетут разве нет право на свободу слова? Ну тогда послушайте «Эхо Москвы» такого всего волосатого товарища. Или послушайте  выступление патентованной бл… на Дождике.Она даже пыталась пробиться в президенты. Почитайте «Новую газету» отнюдь не подпольную. Её вы купите в каждом киоске. Кто бы мне объяснил, как их гнетут.

    Да, они критикуют. Да я и сам могу критиковать. И очень даже ругаюсь иногда. Причём вслух. И вот тут даже и  на прозе. Почитайте. И никогда за Путина не голосовал. И мне много чего не нравится. Могу коротко перечислить, что не нравится. Например,  почему Мавзолей прячут за занавеской в дни наших праздников. Даже и во время парада Победы. И делают вид, что там за занавеской ничего и нет. А за занавеской не просто мавзолей, но и трибуна с которой выступил Верховный главнокомандующий в тот памятный день 7-го ноября, вселивший уверенность в сердца людей в грядущую победу. А о нём ни единого слова во время парада. Просто ни словечка. Нас за кого держат?
 
   Не нравится мне, что возводят в Москве памятник Иуде - литературному власовцу. Да ещё и благодарственную речь произносят. А другому пьянице и разрушителю великой державы в Екатеринбурге возводят  музей, которого свет не видывал. И ему тоже благодарственные речи.

   Но это ещё мелочи. Есть вещи посерьёзнее. Почему благосостояние людей не улучшается. Оно ухудшается. Но не у всех. И некоторых очень даже улучшается. Даже очень. Почему бездна между самыми богатыми ( а это очевидное меньшинство) и самыми бедными ( а это не менее очевидное абсолютное большинство) только увеличивается и углубляется. Почему у управленцах высшего руководства виллы и шато на лазурных берегах и не только во Франции. Их дети преимущественно живут и учатся в далёких университетах и дорогих факультетах, а сами они здесь у нас проповедуют верность и даже любовь к России.  А воровство, а коррупция на всех уровнях. Их иной раз и сажают. Но впечатление такое, что их сливают свои же, что-то не поделившие.

     Почему до сих пор у нас нет государственной идеологии? А России без идеи жить никак нельзя. Идея – это направление и цель. У нас нет ни того и не другого. Куда идём – сами не знаем. Мне это не нравится. И говорю я об этом открыто. И никакого гнёта.

   Но к этим там на Трубной площади и на Пушкинской площади я тоже никогда не пойду. Выработанный рефлекс не пускает. Не те эти люди. И хотят они совсем не то. А по природе своей это всё те же люди, кто разламывал страну в лихие девяностые. Инстинкт, да и убеждение, подсказывает мне, что верить им нельзя. Как нельзя было верить некой даме по имени Елена Бонер, которая говорила и убеждала, что во имя торжества демократии  она согласна на то, чтобы уже собственно Россия разлетелась на 40 кусков. Ну а сама она после этого удрала в Америку. Нет не верю я этим витиям злобным.

     А кому там верить, скажите мне? Вот помню после убийства Немцова тоже собралась огромная толпа. Сначала у памятника Кириллу и Мефодию. А потом она же прошла по Москворецкому мосту. То есть у места, где был убит этот несчастный оппонент-миллиардер. Оппонент Путину. А у меня невольный вопрос. Это что же, глупый Путин и бывший агент КГБ,  убил своего недруга  прямо у врат Кремля, у своего порога? Как будто у него не было иных средств и способов устранить оппонента.

   Ну кто после этого не поймёт, кто вдохновил на сей «подвиг» подлых убийц.  Толпа шла по мосту, несла баннеры. И дружно орала «Россия без Путина». В толпе мелькали флаги партии «Парнас». Были там всякие леваки и очень экзотичные личности все в цепях и черных косухах. Иногда они яростно собачились между собой. В первом ряду я видел Яшина и бывшего премьер – министра Касьянова. Я их фотографировал. Получились очень хорошие фотографии. Качественные. А главное – это всё хорошие документы своего времени.

   «Россия без Путина». Хорошо, пусть без Путина. Тем более, что я и сам за него не голосовал. Ну, а кто вместо него, спрошу я вас. Ну кто? Кого эта оппозиция могла бы предложить нам в президенты. Причём такого, который мог бы бесспорно выиграть на выборах. Есть среди них там такой? Нет среди них такого.

    Вот 3 августа прошла снова несанкционированная манифестация. Пришло на неё не более 2 тыс. человек. Стойкие оппозиционеры. А пришёл их поддержать, а заодно и разогнать ОМОН, известный пьяница и народный артист Миша Ефремов. Пьяный в дымину. И был полный ржач. Хотите посмотреть? Не проблема. Всё есть в ютюбе.  Спешите видеть. Особенно тот момент,  как он вырывал матюгальник у  начальника –мента.

   В тот же день в парке Горького прошёл фестиваль. «Шашлык lafe». Знаете,  сколько народу пришло на фестиваль. По самым скромным подсчётам тысяч 200. Сравните цифры: 2 тыс. и  200 тыс. Ну и скажите, что больше надо людям нашим сегодня.  Говорят в парке съели тонны полновесных  палок отборного шашлыка. Нужны комментарии?