Ангел в степи

Наталья Каблукова
 
Каждый раз, собираясь в путешествие, я немного волнуюсь. Мне любопытно, что приготовила для меня Дорога, какие будут встречи, насколько   интересного человека я встречу.
Еще ни разу поездка не было скучной, безликой. Всегда что-нибудь да случается, всегда кто-нибудь да встречается. Сегодня я расскажу об одной из таких встреч.
Ранним утром я выехала на трассу. Дождь сначала моросил, затем усилился. Серое небо, серая дорога, серый в беспросветном утреннем  тумане лес.
Телефон издал писк. Это пришло СМС-оповещение от МЧС. Меня просили воздержаться от поездок в виду предстоящей грозы, града, шквалистого ветра и прочих «радостей» уральского лета.

Угу. Сейчас я разверну лыжи в обратную сторону, как же! Главное, проскочить отрезок пути, пролегающий через заповедник,   дорога в том месте  петляет сильно, а там, глядишь, и прорвемся с моей Марусей.
Время шло, дождь не стихал. Я ехала со средней скоростью, прицепившись к впереди идущей машине. Это очень удобно – ехать за тем, кто в непогоду указывает фарватер.

Наконец-то неудобный отрезок пути остался позади. Я сильно проголодалась, а когда я голодная, то настроение у меня портится. Мне сразу становится холодно, неуютно, мысли в голове  тихо умирают от одиночества, одна за другой.
Обычно я останавливаюсь на отдых и перекус в одном и том же кафе.
Подумала, что доеду до Степного, там и пообедаю. Но тут вдруг за окном мелькнула вывеска, гласившая, что впереди, всего в каких-то 500 метров готовят блюда национальной кухни. Я учуяла запах костра и решительно свернула с трассы.
Кафе называлось «Искандер». Прячась от холодного дождя, кутаясь в куртку, я вбежала в помещение.
Небольшое, полутемное кафе с множеством столиков на маленьких ножках, уложенных рядом тюфяков, свернутых в рулончики и развернутых. Некоторые столики находились на небольшом возвышении. Ни дать, ни взять – самая обычная чайхона, какие есть на каждом шагу в Средней Азии. Ни одного посетителя в кафе, оно и понятно, время далеко перевалило за полдень. Все, кто был голоден, уже давно поели.
На звук моих шагов вышел хозяин кафе. Это был мужчина весьма преклонных лет. В чапане, надетым поверх фланелевой рубашки,  в широких штанах, на голове тюбетейка. Я поздоровалась, попросила меню.
-К сожалению, сегодня есть только плов, манты.  Есть горячая жареная лепешка, будете? – с сильным узбекским акцентом спросил меня хозяин.
-Да, - кивнула я. – Всё буду! И лепешку, и плов, и… А можно манты, но не целую  порцию, а буквально чуть, чтобы попробовать?
-Конечно, можно, - улыбнулся хозяин кафе.
- А почему ваше кафе называется «Искандер»? – спросила я, уютно устроившись на тюфяке за маленьким столиком.
- Искандер – это я! Меня так зовут, - ответил мужчина, выставляя мой заказ на поднос. – Я родом из Узбекистана, - и он назвал населенный пункт.
-Надо же! –воскликнула я.- Земляки!

И, как это бывает, завязалась беседа… Мы вспомнили настоящее лето, солнце. Потом оказалось, что у нас есть общие знакомые.  Естественно, зашел разговор о том, каким образом каждый из нас оказался в этих местах.
- Знаете,  у меня всё получилось вообще странно, - начал свою историю Искандер. – Я не собирался уезжать из своей деревни. Но стало плохо с работой.  Это был конец восьмидесятых и тогда мы  не знали, что самое худшее еще впереди.
Как-то раз мне позвонила Марина, соседка моя бывшая. Она уехала из нашей деревни в Челябинскую область и смогла открыть точку на рынке.
-Искандер, - сказала она, вези мне веники! Самые обыкновенные веники! Они тут уходят, как горячие пирожки! Найми машину, возьми водителя и доставьте мне этот груз,  - Марина назвала сумму, которую я никогда не держал в руках. Она даже на закупку тех самых веников выслала деньги.

По старым связям я нашел подходящий транспорт, договорился со знакомым, он поехал в качестве сменного водителя и мы отправились в путь.
Это сейчас есть навигаторы и такие устройства, которые даже при отсутствии связи указывают направление. А тогда мы посмотрели по карте, в какую сторону ехать, где сократить путь. Еще же не все бумаги были на руках, мы решили, что проедем через казахстанские степи так, чтобы миновать посты ГАИ.
И вот едем мы, едем. Конец октября, погода примерно такая же, как сегодня. Дождь сначала лил без передышки, потом поднялся ветер, резко похолодало, и повалил снег. Да не просто снегопад, а настоящий буран начался!
Дорогу почти не видно, мы держались старой наезженной тропы, но вскоре она практически исчезла. Наступали сумерки, а значит, вот- вот станет темно – в степях ночь опускается сразу, без предупреждения.
У моего знакомого началась истерика. Он тихо ныл, что мы тут умрем, в этой безлюдной степи – от холода, от голода, от безысходности.
Я его успокаивал, как мог, но понимал, что нам как-то надо выбираться из этих мест.
И тут вдруг в стороне от дороги я увидел что-то странное. Мне показалось, что я вижу какую-то живую точку. И так смотрел, и эдак – не могу понять, что это такое. Небольшое возвышение, а возле него что-то шевелится, бьется, пульсирует.
И я свернул с дороги, направив машину к той самой точке.
Мой знакомый заныл еще сильнее. Теперь он боялся, что мы навсегда потеряли дорогу и завязнем сейчас в снегу, в песках, в этой проклятой степи.
Когда я подъехал ближе, то обомлел. Это был старый высохший колодец, а к нему привязана… собака. Истощенная, от голода и жажды она едва подавала признаки жизни. Какой изверг мог так поступить с бедным животным? Зачем он это сделал? И как только волки до сих пор не сожрали эту несчастную собаку?
Я обрезал веревку, взял собаку на руки. У нее не было сил даже для того, чтобы подать голос.
Положил собаку в машину и поехал вперед. Я решил просто ехать в примерном направлении, без дороги, всё равно снег заметает тропу. Буду ехать, пока хватит сил и горючего.
Объехал сопку, и внезапно впереди вспыхнул крохотный огонек.
Я развернул машину на свет и вскоре увидел небольшой дом, одиноко стоящий в степи.
На шум вышла женщина средних лет.
Она махнула рукой, и мы вошли во двор.
- Знаете, - сказал Искандер, наливая мне чай с чабрецом и выставляя на стол блюдечко с изюмом к чаю, - для меня до сих пор непостижимо, как эта хрупкая молодая женщина не испугалась двух мужчин – азиатов, пустила их в свой дом ночевать??

Мы ей сказали, что можем поспать в машине, но она велела поставить грузовик во двор, чтобы не занесло снегом, а самим идти в дом.
- Вам не страшно тут одной? – спросил я ее.- Вы нас не боитесь?
- Моя бабушка говорила, что никому никогда нельзя показывать свой страх, - ответила она. – Это степь. Тут другие правила. Я со своей стороны могут дать вам кров и еду. А как вы примете это – ваш выбор, ваша ответственность.
Я попросил помощи для собаки. Женщина внимательно ее осмотрела, дала немного воды и еды.
-Молодая, поправится. Ран серьезных нет, - сказала она.
Утром мы вышли во двор. Светило солнце, снег успокоился, и вдалеке показалась дорога, уходящая лентой за линию горизонта.
-Поезжайте так, чтобы солнце оставалось с правой стороны, - сказала женщина и проводила нас в дорогу.
Собака осталась  у неё.
-Мне так веселее будет, - сказала женщина.

Очень скоро мы добрались до нужной точки. Отдали груз Марине, обратно поехали по другой дороге, не прячась и не сокращая путь.
Я даже не знаю, как зовут ту спасительницу, она не назвала своего имени. Иногда я думаю, что это был Ангел, и я прошел проверку Небесных сил. Если бы я не свернул к колодцу, если бы не забрал ту полуживую собаку, мы бы не выжили в ту ночь в снежном буране. А так за одно доброе дело я получил шанс на спасение.
Потом я еще несколько раз ездил с грузом, потом решил остаться здесь навсегда, но это уже не интересно, - сказал Искандер. – Так и живу тут, неподалеку.
Я допила чай, отогрелась, поблагодарила за обед, за беседу. Расплатилась и отправилась дальше.
И думала я о том, что для каждого из нас Дорога припасла свое испытание. Наш выбор, наша ответственность…