Прогулка. Глава 7. Горела липа, или Пассажи города

Василий Доценко
   Несколько лет тому назад я был свидетелем удручающей картины: в проезде Кривая липа стояло безобразно обгоревшее дерево, с жалкими остатками листвы. Дерево было окружено ломаной скамейкой, на которой сидели бомжи, которые пили водку, швыряли бутылки и бумажный хлам за спину, под дерево. Очевидно, кто-то из них бросил туда же и окурок. Казалось, дереву не выжить. Но через год случилось чудо – дерево покрылось реденькой листовой.  А вчера я с удовольствием сидел на опрятной скамейке, окружающей липу,пышная крона которой раскинулась на весь проезд.

   Проезд Кривая липа возник на месте болота и был частью ботанического сада Майера. В 1893 году хозяин «Гранд-Отеля» Ефраим Гауссман решил построить рядом с гостиницей открытый пассаж с двумя выходами - на улицу Сикстусскую (сейчас – Дорошенко) и улицу 3 Мая (нынче Сичевых Стрельцов). Пассаж Гауссмана не раз менял свое название: Жовтневый проезд (в советское время), Дурхляс (во время оккупации города фашистами). Кривой липой проезд стал называться с 1992 года.

   Пассажами принято называть небольшие переулки, накрытые стеклянной крышей от непогоды, с магазинами и развлекательными заведениями (кафе и ресторанами). Пятилетним мальчишкой, гуляя по городу в 1946-1947 годах, я часто проходил по этому пассажу и еще застал остатки стеклянного перекрытия, которое, видимо, было разрушено во время бомбежки города. В последующие годы, будучи студентом-медиком, я пробегал пассажем по дороге в институт и в научную библиотеку, которая расположена на улице Сичевых Стрелков, №6.
   
   Почему-то облюбовали этот пассаж и львовские сумасшедшие. Один из них, Вася, безобидный, эйфоричный подросток, останавливал прохожих неожиданными вопросами, напевая популярные мелодии. Второй, мужчина лет 50, обычно держал в руках трубу, извлекал из нее короткие, резкие звуки, а остановившимся прохожим сообщал, что закончил курсы дирижеров колхозных оркестров (вам знакома такая специальность?). Во Львовской филармонии часто давали бесплатные концерты, и трубач обычно садился во 2-3-м ряду и, обернувшись, развязно комментировал исполняемое произведение.

   Был еще один пассаж, мало кому сейчас известный. Расположен он был на улице Солнечной (теперь – Кулиша), на нечетной ее стороне. Между домами №23 и 25 улицы в 1898-1920 годах находился пассаж Абрама и Якова Германов, ведущий к находившемуся в конце переулка еврейскому театру «Колизей Торна», просуществовавший до конца Второй мировой войны. Я, живший рядом, на улице Цеховой, его уже не застал. Еще один пассаж, о существовании которого я никогда не подозревал, находился во дворе моего дома №1 и соединял Цеховую с домом №47 по улице Солнечной.

   Пассаж Миколяша, соединявший улицы Коперника (к счастью, не претерпевшей переименования ) и Крутую (теперь – Вороного),  был длиной 120 метров, с застекленной металлической конструкцией. По обеим сторонам пассажа располагались 2 кинотеатра, многочисленные кофейни и магазины.  Пассаж был по ошибке разрушен в 1939 году во время бомбардировки польского города фашистскими летчиками, принявшими его за главный почтамт.

   Пассаж Феллеров начинается с необыкновенно красивого, построенного в стиле модернизированного ренессанса здания по проспекту Свободы, 35 и соединяет проспект с улицей Наливайко (прежнее название - Резницкая). Живя на этой улице с 1950 года, я не застал застекленного покрытия пассажа и изредка  пробегал через проход, чтобы сократить дорогу к дому.
 
   Как живут сегодня проходы, бывшие когда-то пассажами Львова?
 
   Бывший пассаж Гауссмана живет бурной развлекательной жизнью. В каждом доме на первом этаже находятся рестораны, кафе или бары, выставившие столики на улицу. Утром у столиков маются красивые официантки, поджидающие посетителей. Зато вечером жизнь кипит. Свободный столик не всегда найдется. Праздник жизни торжествует.

   Не бедствует и дом у начала пассажа Феллеров. Здесь расположен занимающий несколько этажей малолюдный торговый центр «Опера-Пассаж» с  магазинами и гастрономом с европейским ценами.

   Городскими властями принято решение восстановить в прежнем виде  пассаж Миколяша силами бизнесменов Кипра, правда, его только часть, начинающуюся с улицы Коперника. Дай-то, Бог!