Коротко о главном...

Юрий Орлов-Орланов
Не знаю, многие ли задумываются о том, что предыдущие события предопределяют последующие, так или иначе влияют на ход дальнейшего развития истории. Но спорить о том, что это так, вряд ли кто-то будет. Ведь это очевидно.

Есть даже термин такой: детерминизм.

«Детерминизм (от лат. determinare — ограничивать, очерчивать, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определённости всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.
Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом (учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).
На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.
В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее.
Детерминизм может пониматься и как фатализм. Противоположностью детерминизма является индетерминизм».

Но с теорией детерминизма согласны далеко не все, да и я хотел бы сказать здесь не о нём, а о том, насколько события в России конца девятнадцатого века и века двадцатого повлияли на жизнь простых сегодняшних людей, нас.

И рассуждать долго не хочется, просто хочу сказать о том, о чём сам часто задумываюсь. Ведь как бы мы ни характеризовали роль и значение Великой Октябрьской социалистической революции (теперь просто Октябрьской), Гражданской и Великой Отечественной войн, но то, что мы сегодня живём, те, кто родился после 1917 года, обязаны именно им.

Независимо от того, каковыми они оказались по сути, мы обязаны им своей жизнью. Может, я говорю об элементарных вещах, но для меня это стало очень существенным и значительным с этой точки зрения, после того, как я об этом задумался.

Ведь, если бы не было революции, а затем Гражданской войны, то в России было бы изначально больше людей, чем в Советском Союзе, люди бы в другое время сеяли, собирали другой урожай, по-другому питались, жили в других городах. А таких городов, как Магнитогорск, например, или Братск, да очень много, каких, либо не было бы сейчас, либо они появились бы в другое время. Возникло бы много других городов.

И многие люди в тех других условиях не встретились бы, а встретились бы с другими, потому что в тех условиях, соответственно, возникли бы совсем другие социальные связи. И родилось бы много совсем других людей.

Я уж не говорю о Великой Отечественной войне, которая выкорчевала из населения нашей страны миллионы людей. Не будь её, население нашей страны было бы больше в полтора - два раза сейчас, а не будь революции, Гражданской и Великой Отечественной войны, то мало того, что население было бы больше в разы, так и страна наша изначально была бы другой.

Но в истории нет сослагательного наклонения, частица бы неуместна для неё. И говорить о том, что было бы, если бы не – неэтично и некорректно, потому что по-другому быть не могло, раз произошло именно так.

Я лишь хочу сказать о том, что, как вода, вылитая из ведра, растекается в определённых направлениях, в зависимости от того, где, кем, когда и как разлита, капли дождя возникают и разлетаются тоже в зависимости от множества уникальных факторов, а реки текут только в тех направлениях, которые однозначно возможны в тех местностях, где они протекают, и так можно сказать обо всём, что нас окружает, так же люди рождаются, живут, создают потомство в зависимости от тех условий, которые благоприятствовали их появлению на свет.

И даже хотя бы благодаря этому фактору, нам, ныне живущим, стоит с благодарностью и уважением относиться ко всем грандиозным историческим событиям, произошедшим ранее в нашей стране, а во многом и в мире, потому что мы обязаны им своим существованием. А ко всем людям, оказавшимся в эпицентре тех событий, не с критикой и ругательствами в адрес кого-то из них, а с пониманием и беспристрастностью с точки зрения оценок.
Это не значит, что мы всех без исключения должны расчесать под одну гребёнку, оправдать преступления против человечества, варварство, оккупации и геноцид. Нет, я вовсе не об этом.

Я лишь хочу сказать о том, что не стоит рвать на себе волосы и посыпать себя пеплом из-за того, что исторически сложилось именно так, ведь благодаря тому, что сложилось именно так, а не иначе, мы и появились на этом свете. Так скажем спасибо Богу за всё, что было, есть и будет. Как сказал Сергей Есенин:
«Но и все ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой,
Эту жизнь за все благодарю».