Была деревенька Покровка
ИЗ ДАЛЕКОГО ПОВОЛЖЬЯ
Стела высотой 3,5 метра с буквой Ё на вершине , на ней скорбная доска с фамилиями погибших в Великой Отечественной войне , а также живые старые яблони …Все что осталось от деревни Ёлкино Ядринского района Чувашии и местечко под Сосновой Горой за Аряжом с тополями и старым яблоневым садом в Куединском районе Пермского края , где раньше была деревня Покровка. Что их может объединять : судьба заброшенной деревни? Нет , гораздо все глубже и сложнее . Русских крестьян из центральных районов России на чувашские земли , выделенные государем за службу , поселил санкт-петербургский помещик И.А.Вашутин . Сохранилась история о жестокости барина : « Что хотел , то и делал с крестьянами . Если молодой парень хотел жениться , и он был красивый , то барин находил ему невесту косую . Если девушка была красивая , то жениха ей находили рябого . А кто не подчинялся барину того избивали розгами . Крестьяне ненавидели барина и задумали над ним расправу . Нашлись два смелых человека , одного звали Яшин , имя другого неизвестно . Однажды барин поехал в уезд Казанской губернии . Когда проезжали территорию Малые Чуваки ямщик остановил лошадей , сказав , что ослабли гужи . В это время Яшин и его товарищ выбежали из леса и убили барина. Ямщик приехал в уезд , его стали пороть розгами за барина . Не выдержав , рассказал о Яшине и его друге . Убийц поймали , запороли розгами и отправили на каторгу» . Из документов , взятых в Куединском архиве известно, что в 1833 году из села Ёлкино Ядринской волости Казанской губернии переселили девять семей наследники помещика под Сосновую Гору на берег реки Буй. На основании документов и некоторых домыслов можно с большой долей уверенности говорить , что фамилии первых переселенцев были: Маркелов , Мокеров , Гагарин , Королев , Мальцев , Новиков , Лисин , Симонов , Логинов.
В селе Ёлкино была церковь Покрова Пресвятой Богородицы , вновь образованную деревеньку приехавшие назвали Покровкой в память о своей родине. Расположилась деревня на левом берегу реки Буй в двух километрах от села Аряж по Бардымской дороге , где недалеко деревни Искильда и Дубовая Гора , другая дорога поднималась вверх на восток к деревням Суюрка , Сургуч, Рождественск , Вашутино и Бикбарде . По течению Буя недалеко находился выселок Буевской , в советское время назывался Сталинск , позднее там рядом был пионерский лагерь. От Покровки до Куеды петляла прямая пешеходная дорога вдоль реки через Сталинск на Трегубовку . По правую сторону Буя село Аряж , деревня Губаны , за Аряжом находилось селение Верх-Аряж , еще его называли «Гузыня» . Деревня как бы застряла в причудливо расположенных холмах , заросших ельниками. Деревню окружали высокие холмы: с северной стороны Сосновая Гора, а с восточной Высокая Грива, с южной Каменная Гора . Леса и перелески называли «Поскотина» , «Селятина» , «Калинники», «Перелесок» , сенокосные угодья «Симеёнов Дол» , «Стрелки». «Калинники» находились в северной стороне , я думаю что, так названы из-за всполохов (зарниц ), частых гостей в осеннее время в этих местах.
ПОЭТЫ ДЕРЕВНИ
Покровку я помнил с детства , помню мы ходили туда в клуб , смотрели кино , летом работали на зерновом току ,на лошадях по заготовке силоса , ходил за грибами маслятами на Сосновую Гору , за рыжиками в перелески , за земляникой и клубникой на покровские угоры , ловили хариусов в месте слияния Аряжки и Буя , в деревне жила моя одноклассница Аля Новикова. Постепенно , я и не заметил , как Покровки не стало , раскатали и увезли дома , оставалась колхозная пасека в старом яблоневом саду , куда я ездил набираться опыта у пчеловода Арямнова Николая Сергеевича . Через бывшую деревню недавно построили асфальтированную дорогу , уничтожив подчистую вековые березы и тополя , росшие на старых усадьбах.
Под той дорогой мои корни .
И не осталось даже пня …..
В асфальт закатано то место ,
Где жили предки до меня.
А.Маркелова
Не так давно я встретил у родника в Аряже , где я беру воду, Александра Петровича Колегова , бывшего жителя Покровки , старожила Аряжа . Он мне рассказал о самобытном покровском поэте, бывшем белом офицере Иване Степановиче Мокерове . Обладая прекрасной памятью и музыкальным слухом (великолепно играет на гармошке) Александр Петрович рассказал мне по памяти несколько его творений . Они меня удивили и заставили задуматься : уйдут из жизни эти люди , этого никто уже больше не услышит и не узнает . Я записал стихотворные строки , хотя я и не большой знаток поэзии , но если они хранились в памяти людей такое значительное время , то значит чего-то стоят . Иван Степанович в своем творчестве пародийно охарактеризовал почти всех жителей деревни , из-за некоторых их нескромных фраз , всё здесь разместить не могу.
Ушедшая жизнь деревни заинтересовала меня , тем более , что многих жителей из нее я знал и помнил с детства или слышал по рассказам Аркадия Ильича Новикова . Я встретился с бывшими жительницами Покровки сестрами Маркеловыми Антонидой Ивановной , живущей в Куеде и Алевтиной Ивановной , она живет в Елово , их братом Валентином Ивановичем , живущим в Трегубовке. Записал их воспоминания , Алевтина Ивановна передала мне свой рассказ о прошедшей жизни деревни , записанный на бумаге , схему расположения домов селения , свои стихи , воспевающие ее родной уголок земли. Познакомился через «Одноклассники» с Виталием Ивановичем Мокеровым самобытным поэтом , уроженцем Покровки , живущим в Калининградской области городе Озерске , проникновенные слова которого трогают сердце:
Есть место на земле , что малой родиной зовется ,
Там запахом черемух с детства наслаждался ,
Там отчий дом , скамейка под окном ,
Где до утра с любимой целовался.
Некоторый материал взял в Аряжском школьном и Куединском краеведческом музеях .
В тексте отдельные слова и предложения сохранил в разговорном стиле того времени , многое из поэтических строк сократил и всего не разместил.
Иван Степанович Мокеров , по рассказам Колегова Александра Петровича и воспоминаниям Аркадия Ильича Новикова , был весьма своеобразным и неординарным человеком . После Гражданской войны , где был белым офицером , он вернулся в родную деревню, поселился в землянке на берегу Буя, посадил картошку , потом в течение года в пищу употреблял только ее , в конце эксперимента объявил в деревне , что на одной картошке прожить можно! То , что он служил у Колчака постоянно давало о себе знать . На войну в 1941 году его не взяли , но он потом добился своего и ушел на фронт добровольцем , откуда не вернулся…Он писал стихи , хорошо рисовал. На его слова придумали мелодию , и вот до сих пор живет песня :
Думать не думаю , враз начинаю ,
Жизнь опишу я от самого краю,
Где я родился и как меня звать ,
Где я учился и начал мечтать .
Много ли , мало ли время промчалося ,
Было селенье – Покровкой зывалося,
Слева- Суюрка , Сургуч и Вашутино,
Справа- Губаны , Аряж .
Буй протекает под самым селением ,
Лес недалеко , где совы кричат .
Все опишу я с большим упоением ,
Как на болоте ловили зайчат .
…………………………………………………….
В этой деревне , в избушке крестьянина ,
Я появился на свет ,
В этой Покровке я жизнь поселянина
Вел до семнадцати лет.
Про жителей всей деревни сочинял пародии в стихотворной форме :
Жил был мужик Такир ,
Не сох , не старился
На чужое не зарился ,
В долг брал –аккуратно расплачивался.
И дожил лет до сорока ,
Не переступив порога кабака .
И ровно на сороковом году
Настолько дела его стали плохи ,
Что мысли в голове заскакали как блохи,
А черт его подзадоривает,
А черт его подговаривает
Что ж ты ,мужик , в самом деле
Твоя соседка в самом теле ,
Не баба- картина ,
Вон она стоит у овина .
Не успел пораскинуть умом ,
Глядь, сосед бежит с топором,
Он оглоблей в грудь ему ,
Сосед икнул и повалился снопом .
И пошла вся праведность к черту ,
Не высокого видно была она сорта.
С тех пор , завидев мужика с самогонкой ,
За семь верст обходил его сторонкой.
Иван Степанович в своем стихотворении «Прости –прощай» описал подлинную историю любви девушки Ольги Мальцевой , трагически ушедшей из жизни , не выдержавшей деревенских пересудов и расставания с любимым , уехавшим в город . В деревне эти слова положили на музыку и до сих пор помнят и поют песню , вот несколько строк из неё :
Все! Прости-прощай! Не суди меня ,
Что такую смерть я себе нашла…
.. Ну а Борю я всей душой люблю ,
Да и он меня от души любил….
….У подруг спроси , как я здесь жила,
Только жить, любить –вся мечта была.
Сохранились поэтические строки о родной земле и других авторов , Иды Дмитриевны Новиковой :
И вечно будет выситься Сосновая Гора ,
Где так любила молодежь весной резвиться ,
И ключ Андронова колодца , куда как будто бы вчера
Мы заходили в летний зной воды напиться .
Такое не забыть , как не забыть Высокой Гривы ,
Где на покосе сено мы гребли ,
Где в Стрелках ручейки весной бегут бурливо ,
А осенью курлычут журавли.
Алевтина Ивановна Маркелова написала:
Росли мы все под чистым небом
Вдали от крупных городов ,
В местечке песнями богатом
Среди полей , долин, холмов.
Красивые места те были!
А сколько ягод было там !
Со всей деревни ребятишки
Гурьбой ходили по горам.
Взойдешь на Каменную Гору
И сверху станет видно вдруг :
Аряж , Покровку , Сосну Гору,
Дороги, лес и все вокруг!
А Буй –река , как лента вьется
Среди заросших берегов ,
Там за деревней скот пасется ,
Кругом поля и ширь лугов !
В Калинник шли и в Перелесок ,
Со взрослыми ходили далеко :
В Поскотину , в Болоту , в Стрелки
Там много всякой всячины росло !
Но самым близким и любимым
Был все же Симеёнов дол.
Наполним ягодами банки
И наберем еще в подол .
Бродили мы по всей округе ,
Сколь верст прошли – теперь не счесть !
Нас матушка –земля поила и кормила ,
За это ей хвала и честь!
В начале тридцатых годов в деревне был создан колхоз , в центре деревни стояло правление колхоза ,тогда в Покровке было 75 дворов , были колхозные детские ясли , небольшой магазинчик , работала начальная школа .
Семьи были большие , у Мальцева Григория Демидовича и Анны Федоровны и Мальцева Павла Ивановича и Нины Михайловны было по 9 детей , у Мальцева Ивана Артемьевича и Евдокии Михайловны , Новикова Ивана Андреевича и Варвары Никитичны , Новикова Федора Алексеевича и Вассы Кирилловны , Бардасова Ивана Аверьяновича и Анны Ивановны по семь детей. В большинстве семей было по пять детей .
Люди постепенно стали привыкать к новой жизни , но тут грянула война.
ТРУДНЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ
В родной деревеньке Покровка
Достаточно было жильцов ,
Но время лихое настало :
Война забирала отцов .
В деревне остались женщины , старики , дети , выполнявшие непосильную работу : пахали , боронили , сеяли , косили , жали , работали на ферме , недоедали , недосыпали . С войны приходили похоронки или короткие сообщения «Пропал без вести» . Отец Маркеловых Иван Иванович ушел на фронт в сентябре 1941 года , а в 1942 году уже пришло такое сообщение . Всего из деревни ушло на фронт 60 человек , из них 50 домой не вернулись. Горе врывалось чуть ли не в каждую семью . Три фронтовика вернулись инвалидами , это Мальцев Павел Иванович с одной ногой и Мокеров Иван Лукич , тоже с одной ногой , вернувшись из госпиталя работал счетоводом в колхозе , умер от ран в 1946 году. А третий фронтовик Новиков Иван Андреевич вернулся домой без обеих ног . Из воспоминаний о нем его дочери Зинаиды Ивановны Надуяловой : « Утром он поднялся, как всегда, рано , перецеловал шестерых спящих детей , попрощался с женой и ушел . Начался второй день войны . Весть о войне в деревню Покровка пришла после полудня , когда деревенское гуляние у реки было в самом разгаре . От слов прискакавшего из Аряжа верхового у мужиков разом вылетел весь хмель . А вечером Ивану Новикову , моему отцу , принесли повестку.
Шел второй год войны . Под Смоленском девять саперов шли по минному полю , прощупывая проход для идущих следом солдат . Одно неосторожное движение ….Первому снесло голову, второму разнесло живот , отцу по пах оторвало левую ногу , а в стопу правой , когда выносили с минного поля –попала пуля . Из-за начинающейся гангрены ему ампутировали ногу по колено . В 36 лет Иван Андреевич Новиков , награжденный за ратные подвиги орденом Отечественной войны 1 степени , остался без обеих ног . Почти два года провел он в госпиталях . Перенесший столько боли и выживший , может быть , только из-за своего крепкого здоровья , отец окунулся в работу – колхозу требовались руки . Иван Андреевич сторожил колхозное имущество , точил косы , вязал метлы , вил веревки , делал грабли и многое другое . Выполнял по 250 трудодней – норму трудоспособного колхозника , внося тем самым свой вклад в разгром ненавистного врага».
В военные и послевоенные годы жилось очень трудно , особенно многодетным семьям , не хватало хлеба , одежды , обуви , так как каждое хозяйство облагалось немалыми налогами . Большую часть продуктов , полученных от домашнего хозяйства обязательно сдавали государству (мясо , молоко, яйца, шерсть) .
Из воспоминаний Маркеловой Алевтины Ивановны : « Моя мама Клавдия Максимовна работала круглый год в колхозе . Тогда надо было обязательно выработать минимум выходов . Зимой каждое утро бригадир подходил к дому , стучал в окошко и наряжал маму на работу , обычно связанную с поездкой на лошади . Нужно было сено или солому возить с полей на ферму , на конный двор или посыпку со складов , да мало ли всякой работы было , а это значит , что она целый день находилась на холоде , пурхалась в снегу вместе с лошадью . Вечером домой придет вся замерзшая , а в избе холодно , дрова сырые не горят , кое- как растопит железную печку , полная изба дыма. Надо еще скот домашний накормить , напоить , ужин сварить. А тут еще носки или варежки нужно связать или залатать или обшить…А чем топили печи? Мама съездит в лес на санях , нарубит тонкого ольховника или березника , привезет на лошади . Мы с сестрой и братом напилим эти мерзлые полешки , а они не горят , только дымят , из них вода сочится и шипит . Сколько времени и сил нужно потратить , пока разгорится огонь в печи! На женщин легла вся мужская работа по хозяйству (заготовка дров и корма , обустройство жилища и надворных построек и т.д.) Сенокосы в те годы не давали , так они умудрялись где-то , как-то вечером попозже или утром пораньше , тайком выкосить какой-либо клочок травы где-нибудь в ложке , в кустах по краю дороги . После жатвы косили жниву , где травы было побольше , но все равно этого было мало , корове на зиму кормов не хватало . И тогда по весне одинокие женщины собирались тихонько по ночам группой и ходили в поле с большими салазками за остатками соломы . Я , помню, мама брала нас с сестрой на покос и мы рвали там красные клеверные шишки , потом она их сушила , толкла , добавляла в муку и пекла лепешки . Все дети того времени собирали на полях пистики (полевой хвощ) , ходили специально за горькой редькой , щавелем , собирали грибы и ягоды , все это приносили домой . Некоторые семьи жили на одной траве и гнилой картошке , которую собирали весной на картофельных полях» .
Ребята из деревни учились в Аряже за 3 км, ходили пешком . На два класса был один учитель, учителей не хватало . Всем нравилось учиться , все старались . Одеты были плохо . Все были бедные . Писали на старых газетах , картоне . Чернила носили в сумках , в бутылочках . Ручки делали из камышовых палочек , чернила из сажи ольховых шишек . Несмотря на это все многие покровские ученики в дальнейшем получили неплохое образование и стали грамотными специалистами . В семье Степана Григорьевича Лисина выросло пять детей , старший Борис уехал в Москву , закончил ВУЗ , впоследствии работал заместителем министра путей сообщения СССР , подобное в нынешнее время даже представить не каждый писатель-фантаст решится.
В деревне той стоял когда-то домик ,
Где проживала в бедности семья ,
А дети там росли друг дружку догоняя ,
Как будто бы грибы после дождя.
Не всем хватало обуви , одежды
И черную лепешку на всех делить пришлось …
Но время трудное прошло не без надежды ,
И дело в жизни каждому из них нашлось.
А.Маркелова.
Вспоминает Алевтина Ивановна : «Летом собирали шиповник, хмель , колоски , рябину . Сдавали кости , бутылки , резиновые калоши(вторичное сырье) , собирали золу, пололи посевы . Работали все от мала до велика. Пасли колхозный скот . Так жили во время войны и после неё. Дети работали наравне со взрослыми .
Мы с сестрой ходили к маме в поле , носили ей питье и обед , если это было недалеко , шли босиком по колючей жниве , царапая ноги . Видели своими глазами как серпами жнут хлеб , даже сами пробовали , но у нас получалось плохо , а у жниц бойко , ловко. Интересно со стороны было смотреть на красивую работу и казалось , что это очень легко , на самом деле это был очень тяжелый труд , целый день на солнце в наклон . А надо было выработать норму , так как тогда работали все по принципу : «Не выполнишь норму –не уходи с поля». Вечером учетчик обмерял саженью выжатую площадь и записывал результат . В каждой бригаде была должность учетчика . Если работа была коллективная , например , покос , то он измерял общую выкошенную площадь , а если индивидуальная , как жатва , тогда у каждой женщины отдельно . В соответствии с этим начислялись трудодни . Потом все сводки учетчик подавал в правление колхоза , а там уже всё разносилось по личным счетам.
Сейчас очень много спекуляций и истерии в печати об оплате по трудодням , на самом деле это был весьма прогрессивный способ , все сельхозработы делились на 7 категорий от 0,5 до 1,5 . Квалифицированная и работа , требовавшая больших физических нагрузок , по решению правления колхоза , оплачивалась до 3 раз больше легкой и простой . За работу сверхурочно начисляли дополнительные трудодни. Из полученной сельхозпродукции колхоз сдавал определенную часть государству как налог , остальное крестьяне делили между собой , в зависимости от имеющихся трудодней. Так , что все эти нагромождения лжи о «палочках» за работу на совести бездельников и злопыхателей.
До появления комбайнов снопы с полей возили на лошадях на зерноток и там их обмолачивали с помощью молотилки , которую в движение приводили тоже лошади . Людей на току работало много : кто снопы сверху из скирды подает , кто в молотилку толкает , кто зерно отгребает…Работали слаженно . Работа была очень пыльная .Позднее у молотилок был привод электрический , а еще позднее появились комбайны , сначала прицепные , а потом самоходные , которые сами жали и обмолачивали зерно. Оно сыпалось в бункер , а из него через отверстие в мешки . Солома собиралась в копнителе , здесь работал один подросток , он нажимал на педаль и копна сбрасывалась . Комбайны были оборудованы площадкой , на которой работали две девушки . Они открывали или закрывали задвижку из бункера в нужный момент и зерно сыпалось в мешки . Завязав мешки , они сбрасывали их на землю , если на площадке уже не было места. Возчики , молодые ребята 16-17 лет эти тяжелые мешки грузили на телеги и возили на зерноток. Во время жатвы все учащиеся вместе выходили в поле с учителями собирать колоски».
Мы не страдали от безделья ,
Не изнывали от тоски ,
А после школы шли на поле
И собирали колоски.
Немного вернулось фронтовиков с войны , живым и с орденом пришел Бардасов Иван Аверьянович глава самой певучей и веселой семьи , Симонов Михаил Евграфович (по документам Иванович) , Новиков Аркадий Ильич , Лисин Николай Степанович , Мальцев Степан Иванович , Колегов Петр Егорович . Все они продолжали работать в колхозе , Бардасов И.А. и Симонов Н.Е. трактористами , Лисин Н.С. и Новиков А.И. каждый в свое время руководили бригадой. До 50х годов в каждой деревне был свой колхоз , председатель знал всё ,образно говоря , знал свой каждый , даже худой мешок. Последним председателем Покровского маленького колхоза был Мокеров Иван Михайлович. Прошла реорганизация колхозов , их укрупнили . В один колхоз объединили Аряж , Покровку , Губаны , Сталинск , Верх-Аряж , он стал называться имени Ворошилова . Правление колхоза было в Аряже , его возглавил Лазарев Степан Якимович.
ЖИЗНЬ ДЕРЕВНИ : ТРУДОВЫЕ БУДНИ И ПРАЗДНИКИ,
В пятидесятые годы жизнь немного стала улучшаться , появились первые трактора , вначале колесные . Это было целое событие ! На трактора садились мужчины , пришедшие с войны . Когда заводили такой трактор , то он трещал на всю деревню . Потом появились гусеничные , на смену ручному труду пришла механизация .
В то время зарплату никто не получал , на трудодни выдавали зерно , крупу , горох , мед и другие сельхозпродукты , часть которых можно было продать на ярмарке или базаре .
Школьники работали в лесу : сажали сосенки , пололи и рыхлили землю под ними , ездили по деревне на лошади с деревянным коробом и собирали золу . Каждую осень все учащиеся с 5 по 7 класс вместе с учителями выходили на колхозные поля копать картошку , дергали лен наравне со взрослыми , ходили на прополку пшеницы в полях . По окончании весенне-полевых работ все колхозники были заняты на благоустройстве дорог на территории своего колхоза : возили гравий с берега из-под Сосновой Горы на дороги, засыпая ямы . Вдоль дороги вручную лопатами копали канавы для стока воды.
На левом берегу реки недалеко от моста был расположен колхозный огород . Должность хозяйки огорода постоянно занимала Гагарина Екатерина Андреевна , неизменный депутат Аряжского сельсовета . В огороде выращивали лук , морковь , свеклу , огурцы , капусту , помидоры. Все это шло на питание детей в яслях, трактористов в страдную пору и на сдачу государству. Во время посадки и уборки урожая там работала целая бригада колхозников под руководством Екатерины Андреевны. Воду для полива возили с речки на лошади в бочке. Когда колхоз укрупнили, тогда огород ликвидировали и на этом месте позднее построили большой крытый зерноток. На этой же стороне ближе к мосту были склады , а рядом курятник . Постоянной курятницей была Мальцева Агафья Ивановна , а помогала ей девочка Гагарина Лида. Впоследствии курятника тоже не стало , а зерноочистительный комплекс разрастался , включая в себя склады, зерноток и сушилку . Сушили зерно день и ночь . Пока шла жатва работы не прекращались . Зерно постоянно перевозили : то на склад , то на сушилку , то опять на склад и все это в мешках . Сколько мешков нужно было подготовить к жатве! Опочинкой худых мешков занимались женщины в годах . Сколько пыли и грязи они переглотали , перевздыхали , перехлебали от этих мешков . Склады представляли из себя большое помещение , состоящее из амбаров , разделенных на сусеки , куда отдельно сыпали рожь, пшеницу, овес, ячмень, горох , гречиху, вику с овсом. Рядом со складами был зерноток , крытый крышей , а позднее на месте бывшего колхозного огорода появился новый большой , крытый со всех сторон сарай для обработки зерна. На складе и на току всю уборочную компанию работа кипела буквально днем и ночью . Здесь работали и взрослые , молодежь и подростки. Было много шума , смеха , шуток и, конечно, песен . Зерно от комбайнов на машинах привозили на ток , ссыпали в вороха , тут его с помощью веялок ручных , или электрических очищали от травяного мусора , прогоняли через сортировку . Очищенное зерно кантарили в мешки , частично увозили в Куеду на сдачу государству , часть засыпали на семена , еще часть везли на зерносушилку , оттуда сухое зерно опять везли на склад , ссыпали в сусеки , там оно хранилось и использовалось на раздачу колхозникам на трудодни и другие цели . Сырое зерно постоянно лопатили , то есть ворошили деревянными лопатами , иначе оно быстро согревалось и портилось . Работы было очень много и после дневной работы женщин часто посылали на работу в ночную смену .
Все , что нужно было для нужд колхоза производилось и изготавливалось собственными силами. За мостом через речку Буй с правой стороны были кузница и столярная мастерская , в которой делали двери , рамы , корыта , телеги , сани, дровни , тарантасы , деревянные лопаты и вилы , грабли и многое другое. В кузнице всю жизнь трудился Мальцев Михаил Егорович . Целыми днями был слышен перестук молотков по наковальне . Вся деревня знала его поговорку «Не кует железа молот , а кует кузнец» . Для работы в кузнице требовалось много древесного угля . Для этой цели в летнее время под берегом , у самой воды , стояла специальная печка в виде бочки с плотно закрытой крышкой и называлась она «кучонок» , в котором из дров получались угли. Этот «кучонок» дымился все лето , вырабатывая топливо для кузницы . Михаил Егорович ковал железные кресты для умерших жителей деревни , отличающиеся от других своеобразными завитушками на концах , которые до сих пор стоят на могилках на Аряжском кладбище и сразу видно , что тут захоронен покровский житель. Вот таким образом он сам себе выковал вечную память . Теперь и сам покоится на этом кладбище.
За кузницей был конный двор , много лет конюхом работал Гагарин Дмитрий Иванович . Днем кони были заняты на различных работах , а поздно вечером мальчишки выгоняли их в ночное . По деревне пробегал целый табун лошадей , оставляя за собой клубы пыли .
За конным двором , дальше по аряжскому боку , был специальный водоем с непроточной водой , эту старицу называли «мочилище» , потому что там мочили лубки для получения мочала . Для этой цели специально заготовляли не толстые липовые деревца , снимали с них кору(лубки) , длительное время вымачивали в болоте , затем отдирали мягкую внутреннюю часть от твердой коры . Это и было мочало . Запах здесь стоял невыносимый , его развешивали для просушки на специальные длинные жерди , а потом сухое хранили на складе . Мочало было необходимо в большом количестве , из него вили веревки , которые были нужны везде и всюду : в конной упряжи , для перевозки сена , дров , различных грузов.
Выше огородов по дороге в Калинник находилась свиноферма . Новорожденных поросят давали (за плату) для выращивания в своем хозяйстве , чтобы такой поросенок выжил , требовался большой и хороший уход . Кормили молоком из соски , держали в тепле (на печке) , кроме поросят в избе были и ягнята, и даже взрослая овца с ягнятами , и козлята , если у кого были козы. На корм ягнятам запасали липовые веники .
У двуствольной березы за усадьбой Лисина Максима Васильевича находилась тракторная заправка , обязанности заправщика исполнял постоянно Мальцев Григорий Демидович .
В деревне была своя пожарка , это было крытое деревянное помещение , где хранился пожарный инвентарь , к нему был пристроен маленький загончик для лошади. Все это называлось караушка (от слова караул) . Хозяином пожарки был Лисин Максим Васильевич , он нес караульную пожарную службу , в его обязанности входило : охранять в летнее время деревню от пожара , содержать постоянно при пожарке лошадь , чтобы в любое время суток она всегда была под рукой , содержать в порядке пожарную «машину» , которая представляла собой ручной насос с рукавами , установленный на телеге. Караульный , при обнаружении пожара обязан был поднять на ноги всю деревню для тушения , оповестив всех частыми ударами металлического шкворня по диску автомобильного колеса , подвешенного к столбику , стоящего в центре деревни.
Услышав такие частые удары : Динь!-Динь!-Динь! , все бежали на пожар с ведрами , топорами , баграми , согласно табличке , вывешенной на углу каждого дома. Мужчины быстро запрягали лошадь в телегу с насосом и мчались на пожар . Воду качали из ближайших колодцев . В обязанности караульного входила подача и других сигналов , например , на обед или с обеда (тогда ни у кого не было на руках часов) . Это были ровные размеренные нечастые удары : Динь..Динь..Динь … Точно так же бригадир созывал народ на собрание вечером или утром на разнарядку , где бригадир давал задание каждому работающему . Ночью деревню охраняли сами жители по очереди . Тогда была специальная досочка на палочке с надписью «сегодня ваш обход» , которая переходила от дома к дому . Надо сказать , что люди честно исполняли свой долг , а чтобы все знали , что ночной сторож на посту , он , проходя по деревне , периодически постукивал специальной деревянной колотушкой .
Зимой Максим Васильевич вил веревки для колхоза , был мастером своего дела . В сенях всегда лежал ворох мочала , а в избе на стене у входной двери были забиты большие деревянные крюки , на которых висело мочало , веревки . В доме всегда был запах мочала , от него летела пыль , обрывки . Сдавал свою продукцию бригадиру и получал новый заказ , за это начислялись трудодни. Максим Васильевич подшивал валенки для многих в деревне , в доме пахло варом , плел лапти , ступни ( подобие глубоких калош ) . Из лык плел рогожки (коврики) на пол , точил на наждачном круге топоры , ножи . До коллективизации он имел домашний скот , лошадь , соху , земли, которые обрабатывали силами семьи , амбар , где хранились хлебные припасы . А еще , говорят, у него была своя молотилка , скорее всего , из-за нее его признали «кулаком» и отправили на работы по строительству Беломоро- Балтийского канала. Вернувшись домой , он ничего никому об этом не рассказывал , на эти темы в то время принято было молчать. Его жена Анна Ивановна работала в огороде , ткала , пряла , вязала . Летом , как могла , заготавливала корм для коровы , носила вязанками через плечо сырую тяжелую болотную траву с аряжского бока, невостребованную в колхозе , которую жала серпом в кустах . Часто ее можно было видеть , идущую от моста с вязанкой , согнутую почти до земли , путь- то не близкий , а тяжесть –то какая . Носила вязанками разные щепки на дрова или кору с различных строек . Тяжелые вязанки сделали свое дело : Анна Ивановна сильно сгорбилась , такая участь была многих покровских женщин.
У Лисина Максима Васильевича , как и у всех жителей был амбар , где хранился различный инвентарь , различные кадушки под разную муку , плетеные короба , лукошки , решета и прочее , был безмен для взвешивания и подвесные тарелочные весы с гирями . В углу стояла деревянная ступа с пестом , в ней толкли просо , гречу . Были цепы , ими обмолачивали зерновые культуры .
Амбар был разгорожен на сусеки (клетки) для хранения зерна ,закрывающийся на внутренний замок , от которого был огромный ключ.
В колхозе была своя пасека , расположенная далеко от деревни на цветущем лугу , рядом с полями , засеянными медоносными культурами , вблизи протекала небольшая речушка , это место называлось «За речкой» . Когда сенокос проходил недалеко от пасеки , то пасечник всегда угощал всех работающих медом , это была уже традиция. А сенокос считался самой интересной и веселой порой , но перед сенокосом был еще период заготовки зеленых кормов , то есть силосование . Женщины косили траву в кустах , различных неудобицах , а девчата 15-16 лет грузили эту траву на машину и возили её к силосной траншее , там сгружали и ехали обратно . И так целый день ездили на машине и все с песнями . Шофером был Юра Лазарев.
Весь инвентарь для сенокосной поры готовили заблаговременно , сенокос в деревне это весьма значимое событие . Вся деревня, от мала до велика , выходила на луга . Женщины и девчата надевали светлую одежду : ситцевые платья , сарафаны , юбки с блузками , на голову –белые платочки . На ногах были лапти – летом в них легко и не жарко . Женщины целыми днями в жару косили вручную . Молодые парни и девчата складывали сухое сено в копны , другая группа молодых людей наваливала эти копны на волокуши , а мальчишки , верхом на лошадях возили эти копны к месту скирдования . На ровных открытых местах сено сгребали конными граблями , а девчонки подгребали , где оно оставалось . Взрослые мужчины длинными деревянными трехрогими вилами складывали его в скирду , от них требовалось особое умение , поэтому на эту работу ставили опытных людей . А когда надвигались тучи и начинало греметь , то все буквально бегали бегом , чтобы только успеть дометать до дождя. Это было целое зрелище. В обеденный перерыв все располагались на отдых под кустами , с аппетитом съедали свои обеды , кто постарше отдыхали или ломали веники , собирали ягоды своим деткам на гостинцы . Девушки плели венки , или из конского волоса мастерили себе браслеты , иногда просто дурачились с парнями , обливая друг друга водой . С покоса возвращались поздно , незаконченную скирду никогда не оставляли . Женщины –косари , а их было человек 20 , возвращались домой всегда с песнями . Они еще за деревней идут , а их уже слышно , и так они шли ровными рядами , пока не разойдутся по домам».
Большинство покровских крестьян считали колхозный уклад жизни справедливым . Единение в совместном труде и надежды на лучшую жизнь вдохновляли , вечерами в избе –читальне читали газеты , верили идеям коммунизма , на собраниях говорили слова , идущие от сердца . Покровские жители ходили на работу с радостью и по дороге пели. Скептик скажет: «Эка понесло» . Но так оно и было , поговорите со стариками…
Да песню здесь действительно любили ,
Без песен не работали тогда ,
А в праздник хоровод всегда водили,
Гуляли весело с гармонью допоздна.
«Ни один летний вечер не обходился без русской гармошки , особенно в такие праздники , как : Вознесенье , Троица , Духов день, или будь это колхозный праздник , посвященный окончанию полевых работ . Люди в то время хотели и умели работать , умели и веселиться. Тут были и хороводы женщин более старшего возраста со старинными протяжными песнями и задорные пляски с частушками , и танцы девушек в форме кадрилей под названием «Шестера» , «Звездочка» . Уже во второй половине пятидесятых годов были и другие , такие как «Вальс», «Фокстрот» , «Танго» . Гармонисты в деревне были всегда, причем разных возрастов и очень хорошие . Стоит только кому –то из них заиграть , и тут же собирается вся деревня .
Бывало , развернет Петр Колегов меха ,
И запоет его Груняша под тальянку ,
Тут подпоются к ней другие голоса ,
И начинается веселая гулянка !
Иван Бардасов пляской зажигал ,
Любил сплясать он сербиянку ,
Такие мастер-классы выдавал ,
Что равных не было ему за всю гулянку!
Семья Бардасовых была самая поющая , музыкально одаренная в Покровке.
Немало было в деревне и веселых ситуаций : жил в деревне мужичок , все его звали Демидович , небольшой ростом , худенький , вот когда на праздник собиралась вся деревня у конторы колхоза и пожарного сарая , он подвыпивший пытался перевернуть пожарный сарай с бугра . Это была потеха , млад и стар подзадоривали его , а он кричал : «Переверну!» . Брался за выступающий конец венца дома и демонстрировал свою силу , хохот был на всю деревню . В результате отходил от дома и говорил , что жалко тех , кто живет там , а то бы перевернул.
В деревне отмечали как советские праздники : 1 Мая ,7 ноября и другие , так и религиозные : Михайлов день, Рождество, Масленицу , Пасху . К праздникам хозяйки готовились заранее , делали определенный запас продуктов , из них стряпали шаньги, пироги , пекли караваи из пшеничной муки , их называли калабашки . В Рождество зажаривали в русской печи маленького поросенка , по тем временам это был настоящий деликатес . Варили очень вкусное пиво . На масленичной неделе пекли оладьи , блины , особенно хороши были толстые блины из гречневой муки, они были темного цвета ,мягкие и пушистые, очень вкусные . Из пресного теста пекли разные постряпушки , завитушки. Прилет птиц отмечали выпечкой в форме птичек (жаворонка) . В праздники пища была вкусная и разнообразная. А в будние дни еда была обычная : картошка , капуста , молоко , творог , простокваша , квас , каша , летом окрошка , осенью обязательно свекольник , зимой паренки из овощей , кисели , картофельный , овсяный , гороховый суп из русской печи или похлебка. Картофельный крахмал делали сами , отжатую массу смешивали с мукой и пекли хлеб . Зимой делали из солода и калины кулагу , заваривали черемуховую муку .
В зимнее время вечерами хозяйки много пряли пряжи из льна . Затем эту пряжу сматывали в большие мотушки с помощью приспособления , которое называется « мотовило» . Это большой длинный толстый сучок с рогами , то есть другими сучьями –ответвлениями меньшей толщины на обоих концах вверху и внизу . На нижних сучьях , как на ножках , мотовило стоит на скамейке , а на верхние с одного конца на другой наматывается пряжа , потом эту мотушку снимают , перевязывают , стирают . Весной , обычно в конце марта , хозяйки садились за ткацкий станок , который назывался «кросны» и ткали льняное полотно разного качества для различных целей . Из грубого полотна шили полога , мешки , из более тонкого шили одежду , из самого тонкого наволочки , скатерти , полотенца. Вытканные холсты вымораживали , отбеливали прежде чем использовать для пошива. Ткали половики , много пряли шерсти , вязали из неё носки и варежки , из шерсти местные мастера катали валенки».
Маленькая деревушка на берегу Буя больше полутора сотни лет жила своей жизнью , отличалась особой породой людей , их трудолюбием , горячо откликалась на всё , происходящее в стране, ее история , как капля воды отразила судьбы многих других таких же поселений . Время неумолимо стирает прошлые события , судьбы людей , уходят в небытие села и деревни , в которых когда-то всюду раздавался громкий детский смех .
Жизнь очень изменчива , то что мы сейчас называем настоящим скоро будет прошлым . Сохраняя прошлое , через настоящее , мы рождаем будущее.