Микис Теодоракис. Легенда, Композитор, Миротворец

Владислав Нелавицкий
В начале февраля 2018 года, на площади  Синтагма, в самом центре столицы Греции, состоялся большой митинг.  Толпы народа, по некоторым источникам более 500 тысячи человек, собрались, чтобы протестовать против решения правительства вести переговоры о признании названия Македония бывшей Югославской республики.
Вдруг толпа замерла. С трибуны слышался голос почти 93-летнего великого греческого композитора Микиса Теодоракиса, который, на инвалидной коляске призывал, громким и чётким голосом и со знакомым ему пафосом, не отдавать то, что принадлежало стране.

Теодоракис родился в 1925 году. С юных лет он увлекался музыкой,  и был сторонником  левого  движения. Во время оккупации  Греции фашистами участвовал  в сопротивлении  против германских войск и скрывался в подполье.  После освобождения Греции, в конце 1944 г., началась гражданская война. Греция была ''отдана'' западу, и левое движение не могло с этим смириться.

Теодоракис, вернее Микис как  привык его называть народ, был сослан в концлагерь на острове Макронисос. После освобождения, Микис учился в Национальной Консерватории, и продолжил своё музыкальное образование  во Франции, где  прожил до 1960 года. Сочинял он тогда симфоническую музыку и к этому периоду относятся камерные прелюдии и сонатины, симфонические произведения и три сочинения для балета.

На фестивале молодёжи в Москве, в 1957 г., Микис получил от рук Шостаковича приз за произведение для фортепиано и оркестра.

В начале 1960-х годов, Микис возвращается в Грецию. В Сентябре того же года прослушивается в первый раз ''Эпитафиос'', которая открывает новый путь для греческой песни, не только потому, что знаменует существенные изменения в музыкальной форме, но потому, что состыкует современную популярную музыку с современной греческой поэзии. Первая версия ''Эпитафиос'' по поэме знаменитого греческого поэта Яннис Ритсос (написана в 1958 году) была исполнена Нана Мусхури.
 В том же году, Микис начинает и практически, заканчивает ''Аксион Ести'' Нобелевского лауреата Одиссея Элитиса. Однако он не поспешил представить это, как пишет он в своей книге "Музыка для масс", потому что чувствовал, что греческая общественность не была ещё готовой, чтобы принять его. Первое исполнение осуществилось в конце 1964".

 В 1960 году, Микис пишет музыку для ''Эпифаниа'',, которая  составляет десятки циклов песен, и которые находят глубокий  резонанс в греческой общественности. Основывает Малый Симфонический Оркестр Афин и даёт много концертов по всей Греции, пытаясь ознакомить народ с шедеврами симфонической музыки.

В 1964 году Микис Теодоракис получает международное признание за музыку для фильма Зорба (Zorba the Greek) в котором есть и музыка танца сиртаки, столь известная  всему миру.

В 1967 году Микис получает премию Ленинского комсомола ''за песни мужества и свободы''. В этом же году, после путча ''черных полковников'', Микис ушёл в подполье, его музыка была запрещена и сам он скоро попал в тюрьму . Его выслали с семьёй, а потом отправили  в концлагерь в Оропос.  Все это время он продолжает сочинять . Многие из новых сочинении ему удаётся  отправить  за рубеж, где они исполняются Марией Фарантури  и Мелина Меркури.

В Оропос состояние его здоровья ухудшается опасно. За рубежом его задержание имеет как результат бурю протестов. Личности, как Дмитрий Шостакович, Артур Миллер, Лоуренс Оливье, Ив Монтан и другие, призывают освободить Микиса. Наконец, под давлением международной общественности, в Апреле 1970 года его освобождают и он уезжает в Париж.

За рубежом Микис посвящает все своё время на гастроли по всему миру с концертами, на встречи с главами государств и знаменитостями, интервью, заявлениями о восстановлении демократии в Греции. Его концерты становятся шагом протеста и  для других народов, которые сталкиваются с аналогичными проблемами.

Уже после падения хунты, в июле 1974 года, Микис возвращается в Грецию и продолжает сочинять музыку.  Даёт много концертов как внутри страны, так и за рубежом вместе с Марией Фарантури. Параллельно участвует в политической деятельности  как простой гражданин или как депутат (периоды 1981-86 и 1989-92), но и качестве министра  (1990-92).

В 1976 году основывает Движение «Культура Мира» и даёт лекции и концерты по всей Греции. В 1983 году становится лауреатом Ленинской премии за Мир.
В 1988 году,  Микис  организует в ФРГ две конференции за мир, на которых участвуют  личности как Оскар Лафонтен, Йоханес Рау, Фридрих Дюренмат и другие, В 1990 году даёт 36 концертов по всей Европе и выступает за права человека в странах как Албания и Турция.  Как председатель международной комиссии выступает за освобождение двух лидеров оппозиции в Турции.
Сочиняет музыку оперы ''Электра'' (1995) , ''Антигони''  (1999) и ''Лисистрати''. Выступает по всему миру за все события тех времён такие как греко-турецкая дружба, бомбардировка Югославии, война в Афганистане и в Ираке.

Очень много есть написанных им симфоний и камерных произведений. Особенно известны миру циклы народных песен:
''Лирика’‘,''Море'', ''Федра'', ''Дионис''.
Среди наиболее популярных ещё опера ''Квартал ангелов'' и балеты:
''Орфей и Эвридики'',  ''Антигони'',  ''Любовники из Теруэля'', ''Лисистрати'',  ''Песнь о мёртвом брате'', ''Медея''.

И опять - таки, как и во всей общественной жизни довоенных и послевоенных годов в Афинах, Русский след нашёлся и в творческих произведениях Микиса. Один из исполнителей его песней, на концертах, известный в Греции актёр и певец, баритон Теодорос Димитриу (1929-2016). Он же Фёдор Дмитриев, сын регента хора Русской Церкви Святой Троицы, Дмитриева, бывшего Русского офицера эмигранта.

Статья была опубликована в Русскоязычном журнале ’'Наша Греция'' 1(34) 2018г.