К ДЯДЕ...

Роза Салах
 Письма  я  получала,  но очень  редко,  иногда  от  дяди,  родного  брата  мамы.  После  смерти  мамы,  перед отправлением  нас  в детский  дом,  в  поисках  дяди  я  совершила  путешествие  в  Морки. 
  Дядя Арсентий  воевал  с  фашистами.  Ему,  девятнадцатилетнему  парню,  через  две  недели после  начала  войны  вручили  повестку  о  срочном  прибытии  в  райцентр  Морки,  затем в Сернур  на срочные  курсы  подготовки  сержантского состава  для  отправления  сразу  на фронт.  Летал  на самолётах,  бомбил  вражеские формирования,  долетел  до Германии.  Вернулся  с войны в  1946  году,  молодой,  видный мужчина,   холостой.  Дядя  работал заместителем председателя райисполкома,  жил  в районном  центре  Морки,  в сорока  километрах  от  деревни  Шлань,  моей  малой  родины.  Ещё  при  жизни  мамы  дядя  из Германии  прислал  немецкое  нижнее бельё.  Нарядилась  я  в  одно  из  сорочек. Отправилась   к  правлению  колхоза.  У  правления  стоят  люди,  куда-то  собрались  ехать.  Подошла  грузовая  машина,  люди  стали  садиться  в  кузов.  Взрослые  люди  меня  не заметили,  как  я  взобралась  в машину,  спряталась  в солому -  одета-то  не  по  погоде.  Машина  поехала.  Был уже  вечер.  К  ночи  похолодало.  Я  почти  зарылась  в  соломе.  Взрослые  пристроились  на скамейках,  досках. 
- Смотрите:  Роза  сидит  в  соломе!  Куда  это  ты едешь?  Холодно же тебе! -  говорит дядя Григорий, снимает  с себя  пиджачок  и надевает  на  меня. 
 -  К  дяде.  Он  в  Морках  живёт. 
   Доехали  ночью.  На улицах  пусто,  ни души.  Сообразила  и задала  себе вопрос:   «Куда   же  мне  податься?  Не  знаю  адреса  дяди.  Нигде,  кроме  Шлани,  я  не бывала. 
  Люди  спрыгивали  с машины.   Спрыгнула  и  я.  «Сяду  вот  тут,  у  высоких  ворот,  никто  меня  не заметит.  До  утра  посижу,  а  утром   буду  искать дядю», - подумала  я.  Вдруг  у  меня  разболелся  живот.  Я  вскрикнула.  Не  все  разбежались.  Тот  парень  вспомнил,  что  его пиджак  на мне.  Вернулся  за  ним.
 - Ты  что  скорчилась?  Что-то  болит?  Ты  же плачешь.  Куда  тебе  надо  идти?  Давай  провожу. 
 Я  почти кричу  от  боли.  Машина ещё стояла, шофёр  возился  с  колёсами.  На машине меня  доставили  в больницу.  Я  оказалась  в  инфекционном  отделении.  В больничной  одежде  мне было  тепло,  удобно,  кормили  хорошо.  Рассказала  о своём  дяде  медсестре. 
  Через  неделю дядя забрал  меня  из  больницы.
 
                * * *
   Живу в  детдоме уже  четыре  года.  Написала  письмо дяде:
 -  Забери  на  несколько  дней  к  себе,  в  деревню  нас  с Риммой…
  Мы   в  деревне  у дяди.  Он уже женат,  есть сын  Роберт,  Живут  в  отдельном доме. У дяди  мы с Риммой погостили  два  дня -  сбежали  в  Шлань,  к дяде Бетке, старшему брату  отца.  Пятнадцать километров  шли  пешком.  В Шлани  были  все дома,  кроме  дяди  Бетки.  Он всё не вступал  в  колхоз,   за  что  его арестовали  и отправили   в Мурманск,  Как и  в  тридцатые  годы,  со двора  дяди  Бетки  угнали  в  колхозную  ферму  корову,  быка,  даже овец.  Поэтому хлев  был  пуст.  Нашему приходу  обрадовалась  Лстий.  Она работает  на маслопроме  в Татарии,  в  десяти километрах  от Шлани,   Только  что она  пришла  домой.    Шумат, старше меня на  два  года,  каждый день  с утра  бежит на рыбалку,  кормит  семью  рыбой.  Пусть здесь бедно, зато  хорошо.  При  доме  есть огород -  всё здесь  растёт:  огурцы,  репа,  свёкла,  сажали картошку.  Ходили  в лес за  ягодами.  И  я  с деревенскими ребятами  пошла  за  земляникой.  Одежда  на  мне  детдомовская,   другой  нет.   Без платка  на  голове.  Волосы  короткие,  на  мне  простое  платье,  туфли  без  носков.
  Собираю  землянику  в  кастрюлю, ещё  чуть-чуть,  и  она наполнится,  но девочке  одной  не понравилось, что у меня ягод  больше,  чем  у  них.
 - Ты  почему  говоришь  по-русски?   -  ко  мне  начала   придираться  Нина.  -  Мы  говорим  и  на марийском,  и  на  татарском  языках,  а  ты  что  зазнаёшься?  Смотрите   на   неё,  как  она  вырядилась.  Лстий  тебе  не нашла  сапог?  Что у тебя  нет платка?  И  комары  её  не кусают,  и змей  она  не боится…
  Я  молчу,  не  отвечаю  на её  вопросы. 
 - Эй,  тебя  спрашивают! -  слышу  голос  Семёна,  высокого,  худого  мальчика,  соседа  Лстий, Шумата. 
   Снова  молчу,  нашла  ягодное  место, хочу  наполнить  посуду. 
 - Она  не хочет  с нами  разговаривать,  какая  цаца!  -  кричит  Нина.  Её  я  знаю.  Знаю,  что  её мать -  участница  отравления  моей  матери.  Она  видела,  кто подлил  в  рюмку  самогонки  формалин. 
  Я  тут  не  стерпела  обиды,  да  ещё  от  Нины.  Нас  четверо,  ровесники,  нам  по  11- 13 лет.  Вдвоём   продолжают  меня  ругать,  обзывать,  оскорблять.   Кастрюлю  поставила  под  берёзу. Подошла  к  Нине,  толкнула  раз,  два,…ударила  кулаком  в  живот.  Она упала.  Сзади  меня схватил  Семён.  Ударил  в  спину.  Я  не  падаю,  держусь  на  ногах. 
 - Бей  её! Бей! -  кричит Лиза,  сестра Нины. 
  Она  не  из  Шлани.  Я  её вижу  впервые,  откуда-то  приехала  в  гости.  Она  тоже хочет ударить  меня.  Опять помогла  мне  моя  сноровка,  моя   физическая  закалка,   что   я  получила  в детдоме.  Нина  хочет  меня  схватить  за  волосы, -  не может:  нас  в детдоме  стригли,  поэтому  они  короткие.  Тогда  Нина  ударила  меня  по  голове.  Нину  я  от  себя оттолкнула  правой  ногой,  левой –  её гостью.  Теперь  дерёмся  с  Семёном.  Нина  подобрала  палку,  размахнулась.  Бежит  ко  мне.  У Семёна  из  носа  пошла  кровь.  Это  меня  спасло.  С Ниной  мне легче  справиться.   Она  и  ростом  ниже  меня,  а  другая  отстала  от меня.  Палка  Нины  в моих  руках.  Теперь  ко  мне  никто  не подходит.   Семён  стал  материться,  ругаться,  а  потом сказал:
 - Дикая она,  дура! 
 Я,  вся в синяках,  с распухшей  губой,  из  леса  пошла  одна,  с  полной   кастрюлей  душистой  земляники. 
  Семён  умер давно. Жили  они  с  матерью  очень  бедно,  рос   без  отца,   который  так  же,  как  и  мой,  не  вернулся  с   войны. 
  Приехал  в  Шлань  дядя  Арсентий  за  нами,  увёз  в  детский  дом.
 
                Глава  13.  Повесть  «По  утренней  росе»