Чик

Виктор Ардашин
                Славным подружкам - спасительницам птенчика Чика
                Настеньке Ардашиной и Ирочке Завгородней
                посвящает автор этот рассказ.

 
                ЧИК

        Чик - это дрозд. Более полное название - дрозд-рябинник . Рябинник, возможно потому, что у него по всей грудке разбросаны небольшие горошинки, напоминающие ягодки рябины. А, может быть, рябинник он потому, что очень любит лакомиться ягодками рябины. Точнее причину такой приставки к его названию могут подсказать ученые-ориентологи. А, вообще-то, всему живому на Земле принято давать латинские названия. А то в одном месте этот дрозд, например, назовут дрозд-рябинник, а в другом - дрозд-пшеничник. И как тут тогда разобраться, что речь идет об одной и той же птичке.  Так вот, по латыни наш вид дрозда называется Turdus pilaris. Так он и значится во всех справочниках и других научных источниках.

        Появился он в нашей семье совсем неожиданно. Так же неожиданно, как появлялось большинство наших питомцев, которые вскоре становились не только равноправными членами семьи, но и нашими любимцами и баловнями.

        Дело было в конце мая, и дело было так. Моя внучка Настенька со своей подружкой-одноклассницей Иринкой возвращались из школы домой. Совсем недавно прошел хороший дождик, сопровождаемый сильным ветром. Поэтому подружки  внимательно смотрели себе под ноги, стараясь не наступать на многочисленные лужи и лужицы. Вдруг они заметили, что совсем недалеко от их тропинки лежит какой-то пушистый комочек. Девочки подошли поближе и увидели, что это была птичка. Вернее маленький птенчик. Он лежал на спинке кверху ножками и молчал. Видимо, во время дождя сильный ветер выдул птенчика из его родного гнезда на землю.  Скорее всего, он долго кричал и звал на помощь своих маму и папу. Но они почему-то ему не ответили. Под дождиком птенчик совсем промерз и потерял последние силенки. Поэтому он и оказался на спинке с поднятыми вверх лапками. Никаких признаков жизни птенчик уже не подавал.

        Подружки не удержались и взяли его в свои руки. Немного полежав в их ладошках, птенчик , видимо, чуть-чуть согрелся и стал делать попытки перевернуться со спинки и встать на свои крохотные лапки. Девочки поняли, что птенчик жив. Они, прикрыв птенчика ладошками,  бегом направились домой. Поскольку Настя жила ближе, то подружки побежали с птенчиком в руках к ней домой.

        Дома девочки первым делом высушили и согрели птенчика под теплой воздушной струей фена. Птенцу такая процедура, видимо, понравилась. Он приободрился и стал с интересом осматривать свое новое, как ему казалось, гнездо. Согревшись, птенец быстро вспомнил, что давно не ел и теперь очень хочет кушать. А ни мамы ни папы рядом не было. Птенчик требовательно стал кричать, давая понять всем окружающим, что он очень голоден. Да и водички попить бы не мешало.

        Подружки догадались о желаниях птенчика и стали звонить своим мамам и папам за советом. Родители девочек порекомендовали им сбегать в расположенный рядом с их домом зоомагазин. Там посоветоваться с продавцами относительно пищевого рациона птенца и заодно приобрести ему еду.

        Так моя внучка со своей подружкой и поступили. Они рассказали продавцам о случившимся и спросили их чем можно кормить маленького птенчика. Поскольку вид птички был пока что никому неизвестен, то продавцы посоветовали взять разного корма понемножку. Причем не только птичьего. Но и некоторые виды кормов, предназначенных для другой живности, включая плавающую. С этими продуктами девочки и вернулись к птенцу.

        Тот продолжал кричать, требуя к себе внимания в виде вкусного корма. Настя и Ира стали поочередно предлагать ему разные виды кормов. Оказалось, что наиболее подходящим птенчик посчитал размороженный мотыль. Вообще-то, этот корм предназначен для рыбок и продается для них. Но, видимо, именно мотыль напомнил птенчику вкусных червячков, которые мама и папа старательно запихивали ему в широко раскрытый ротик. Вот и сейчас он свой ротик широко раскрывал,  а девочки старательно подносили ему пинцетиком один мотыль за другим. Тот немедленно проглатывал пищу и снова и снова открывал свой ненасытный клювик. Открывал до тех пор, пока наконец окончательно не наелся.
Потом он попил водички, которую подружки ему преподнесли прямо к клювику в медицинском шприце. Напившись водички, птенчик практически сразу уснул, распушив свои высохшие перышки.

Так дело и пошло. Птенчик освоился со своим новым жильем и привык к его обитателям. Это было несложно, так как именно новые соседи по его гнезду регулярно приносили пищу и водичку, стоило ему только раскрыть ротик и звонко покричать. Его крик звучал как какое-то чикание. Поэтому птенчику и дали имя Чик. Он быстро привык к этому имени и охотно отзывался на него.

Оказывается, Чик уже умел немножко летать. Плоховато еще, конечно. Но он мог перелететь с одного предмета в комнате на другой. И при этом Чик постоянно требовал пищи. Подружки только и делали, что пинцетиком подсовывали ему еду прямо к широко раскрытому клювику. Распробовал Чик и другую еду, кроме мороженного мотыля. Ему вполне по вкусу пришелся корм для птичек, приготовленный из различных насекомых. Этот корм девочки так же приобрели в зоомагазине.

У Иры нашлась свободная клетка для Чика. Правда эта клетка была маловата для достаточно крупного птенца. Она была рассчитана на таких маленьких птичек, как канарейка, щегол или синичка. А ведь Чик был гораздо крупнее этих птичек, хотя был еще совсем маленьким мальчиком. Поэтому основное время в течении дня Чик проводил вне клетки, тренируя свои крылышки для полета. А в клетку его отправляли лишь на ночь спать. Для сна ему там места вполне хватало.

Чик быстро рос. У него появился вполне приличный хвостик из перышек. Со своими хозяевами он не только освоился, но и подружился. Охотно подлетал к ним на зов. Садился обычно на плечо или куда-нибудь еще, где ему было удобно. С интересом Чик наблюдал за всем происходящем в доме. И по прежнему практически непрерывно требовал корма. А как же иначе? Ведь Чик считал, как и все маленькие дети, что именно он здесь самый главный. Впрочем, так оно и было.

Закончился учебный год. Для детей началась счастливая пора летних каникул. Настенька вместе со своими родителями отправились на дачу. Взяли, конечно, с собой и Чика. Отдыхать, так всей семьей!

На даче Чику очень понравилось. Там было много солнца, зелени и вольного воздуха. Кроме того, теперь ему в изобилии перепадали настоящие червячки, которых он очень любил. Возможно, что его родные мама и папа тоже кормили Чика такими червячками. Но это было давно и Чик почти забыл их вкус.  А теперь вспомнил и очень радовался.

Все было на даче хорошо, кроме одного. Чик вынужден был постоянно находиться в относительно небольшой клетке. А ему так хотелось полетать и размять свои растущие крылышки. Друзья Чика по его новому гнезду понимали это. И вот они решили соорудить Чику большой вольер. Папа, мама и дедушка Насти из досок и металлической сетки целый день строили новое жилье для Чика. Вольер получился достаточно большим. В него можно было входить в полный рост даже взрослому человеку. В вольере Чик мог летать! Там были не только различные жердочки и полочки для удобного размещения Чика, но было даже маленькое деревце, на ветках которого Чик любил отдохнуть. Кроме того, полом вольера была настоящая травка, в которой Чик сразу приспособился искать червячков. Ловил он в своем вольере и залетавших туда мух и комаров. Это была одновременно и еда и игра для Чика.

Оказалось, что в ближнем лесу, совсем недалеко от дачи, жило множество дроздов-рябинников. Они частенько залетали на дачный участок, где располагался вольер Чика. Дрозды заметили его присутствие и стали наведываться к Чику в гости. То есть они не могли, конечно, залететь к Чику в сам вольер. Защитная сетка не давала им такой возможности. Но зато они могли садиться на крышу вольера, бегать по травке вокруг него, сидеть на самой сетке.  Гости общались с Чиком на своем птичьем языке. И Чик, судя по всему, хорошо понимал их и чикал что-то им в ответ.

Так прошло недели три. Чик совсем вырос и выглядел совсем как  его собратья по племени, жившие в лесу. Он уже уверенно летал по своему вольеру и старался самостоятельно разыскивать корм в своем вольере. Конечно, достаточно для себя он корма найти там не мог. Поэтому мы его регулярно подкармливали.

Казалось, что все идет прекрасно. Но мы понимали, что рано или поздно лето закончится. Вся наша семья соберется и снова уедет в город. Настеньке надо будет ходить в школу, папе и маме на работу, а дедушка с бабушкой живут в другом месте. Чику предстояло снова жить в городской квартире. Быть частенько в одиночестве. После того, как Чик увидел настоящую природу и своих вольных собратьев он, возможно, будет скучать. Поэтому мы, посоветовавшись, решили выпустить Чика на свободу. Пусть он строит свою жизнь так, как это предусмотрено природой для представителей его семейства. Мы знали, что эти маленькие птички ведут очень интересную жизнь. Сначала они, будучи птенчиками, усваивают многие правила, которые позволяют избежать опасности. Учатся находить различный корм и искать водичку. Прятаться в зарослях деревьев от врагов, от дождя и от холода. Птенчики играют друг с другом. Потом они будут готовиться к большому перелету в теплые страны. Ведь, как мы узнали из справочников, дрозды-рябиннкики осенью улетают на зимовье на другой континент земли. Летят они большими стаями. В каждой стае каждой птичке отводится свое место. Птички должны привыкнуть к таким стайным полетам на далекие расстояния. Поэтому уже со второй половины лета начинаются летные  тренировки. Всего этого мы дать Чику, конечно, не могли. Поэтому и решили его отпустить, положась на волю судьбы.   

Рано утром вся наша семья собралась у вольера Чика. Настенька широко открыла дверь вольера. Мы все отошли подальше и стали наблюдать за происходящим. Но ничего особенного и не происходило. Чик весело прыгал по вольеру, искал как всегда какой-нибудь корм, ловил клювиком мух и комариков. На открытую дверь вольера он не обращал никакого внимания. Простояв у вольера достаточно долгое время мы решили помочь Чику. Настя вошла в вольер и вынесла Чика на улицу. Она посадила Чика на веточку ирги, где часто собирались в поисках лакомства лесные дрозды.

Чик посидел немного на веточке ирги и перелетел на ближнюю березку. С нее на сосну. Потом прыснул куда-то в сторону и потерялся из вида. Мы подумали, что больше уже никогда не увидим нашего Чикушку. Всем было грустно. Мы к нему очень привыкли и теперь нам его так не хватало. Настенька с мамой стали звать его. И тут случилось то, что мы и не предполагали. Откуда-то сверху буквально свалился Чик и сел на крышу своего вольера. Он звонко зачикал, как всегда, требуя корма. Потом он долго клевал корм из мисочки, которую Настя держала в вытянутой руке. Наевшись, Чик привычно устроился на плече у Насти и стал ей что-то возбужденно рассказывать. Поделившись новыми впечатлениями Чик вспорхнул с Настиного плеча и отправился по своим делам. У него началась новая жизнь.

В этой новой жизни Чик не забывал своих друзей по гнезду. Каждый день он раз пять-шесть прилетал к нам в гости и подкреплялся заранее приготовленной для него едой. Общался с нами, устроившись у кого-нибудь на плече или на коленях. О чем-то весело рассказывал нам. Мы, правда, не все понимали, но догадывались, что Чик рассказывает о своей новой жизни, о новых друзьях. Иногда Чик залетал и в вольер. Но ночевать там он никогда не оставался. Каждый вечер Чик улетал куда-то в лес, где и ночевал в зарослях ветвей с другими дроздами. А рано утром был уже у нас на крылечке дачи в ожидании завтрака и приятного общения.

Мы стали даже беспокоиться о такой привязанности к нам Чика. Нам это было, конечно, приятно. Но мы волновались за его дальнейшую судьбу в птичьем обществе. Как-то Чик держался, на наш взгляд, в сторонке от своих собратьев. Но  вскоре ситуация изменилась. Однажды утром мы вышли на террасу и не застали там Чика. А ведь утренние встречи и беседы с ним стали такими привычными. Мы удивились и обеспокоились. Не случилось ли с ним чего? Но потом обратили внимание на то, что ни одного дрозда в обозримой окрестности не было видно. Раньше, куда ни кинь взгляд (на деревьях, на крышах домов, на проводах) везде сидели дрозды. А тут - ни одного. Что-то , видимо, произошло о чем мы и не догадывались. Скорее всего, все многочисленное семейство дроздов осуществило перелет в какое-то другое место. Возможно, там поспел урожай каких-нибудь плодов или ягод. Возможно, пора было начинать тренировки к дальнему перелету. Наверное, дрозды действовали по заложенной в них матушкой природой программе. И это правильно. И хорошо, что наш Чик, судя по всему, вписался в эту программу.

Конечно, мы скучаем по нашему Чику. Мы надеемся, что он как-нибудь снова навестит нас и расскажет о своих приключениях и путешествиях. У него всегда это так здорово получается. Но вместе с тем, мы радуемся, что Чик нашел свое место среди своих соплеменников. Мы очень надеемся, что у него будет своя счастливая жизнь, свойственная его природе.

Удачи тебе и счастья, наш маленький, любимый друг Чик!

Московская обл., Талдомский район, СНТ "Филиппово"
08.09.2019г.