Памяти друга

Станислав Мастеров
А познакомились мы с ним в плавании на плотах по Чусовой в 1962 году. И нас было шестеро на плоту. Теперь я один остался.

 Кто вам сказал, что я свою для денег написал статью..
Не панегирик здесь, не мадригал
Автор: Асель ЖЕТПИСБАЕВА

Старшее поколение хорошо помнит имя, на протяжении многих лет звучавшее в эфире новостей областного телевидения: «Оператор Борис Лелюх...» Долгих 32 года он наблюдал за жизнью города и области в объектив камеры, вникая в самую суть происходящего.

В следующем году Борису Петровичу исполнилось бы 80 лет. К сожалению, в январе этого года ветерана карагандинской журналистики не стало. Но если судить по воспоминаниям близких, его жизнь была насыщена интересными и удивительными событиями. Б. Лелюх досконально знал и любил каждый уголок нашей области, хотя не являлся коренным карагандинцем. Он родился 17 мая 1940 года в далеком Магадане, в семье юристов. Вскоре не стало главы семьи - он погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Мать с тремя сыновьями-погодками на руках перебралась в Караганду.
- В те годы комсомол широко пропагандировал рабочие профессии. После школы Борис, следуя этим призывам, вместе с братом поступил в техническое училище. Работал токарем на Ново-Карагандинском машзаводе, затем электрослесарем на внутришахтном транспорте шахты им. Костенко, - рассказывает его супруга Наталья Лелюх.
Но душа требовала творчества. Борис Петрович был разносторонней личностью - он увлекался фотографией, альпинизмом, любил поэзию, особенно произведения Александра Блока и Сергея Есенина. Он и сам неплохо сочинял, посвящая стихи коллегам по цеху. Кроме того, работал внештатным корреспондентом «Индустриальной Караганды», «Комсомольца Караганды» и в журнале «Шахтер».
Его дальнейший жизненный путь определил конкурс авторских работ. В 1960 году Лелюх был выбран из числа множества претендентов и принят в штат Целиноградской студии телевидения на должность ассистента кинооператора. Свое мастерство совершенствовал на республиканских курсах, где преподавали профессора ВГИКа. Там же, в Целинограде, познакомился со своей второй половинкой, приехавшей из России по комсомольской путевке.
- Он не мог ни привлечь к себе внимания. Борис был очень доброжелательным, веселым человеком. В его квартире всегда собиралась молодежь, и во время таких вечеров он читал наизусть классиков. Его все любили, - вспоминает супруга Наталья Юрьевна.
Спустя семь лет Лелюх вернулся в Караганду. По приглашению первого директора областного Комитета по телевидению и радиовещанию Кали Аманбаева устроился на областное телевидение, проработав здесь вплоть до 1999 года. Небезразличное отношение к миру и людям позволяло ему работать не только как кинооператору-хроникеру, но и самостоятельно находить интересные и значительные темы. И выполняя конкретное задание, он нередко расширял его. Искренняя любовь к делу своей жизни делала его репортажи яркими и содержательными. А в производственных характеристиках всегда отмечались такие качества, как аккуратность, добросовестность, техническая грамотность. Совместно с талантливыми журналистами и режиссерами был создан целый ряд видеозарисовок и киноочерков: «Высота», «Хозяин земли», «Сердце в ладонях», «Так будет», «Слово аксакала» и многие другие. Угольные шахты, Казахстанская Магнитка, новостройки и хлеборобы - все это было фронтом работы мастера объектива, которой он отдавал себя без остатка. Сотни его сюжетов показывались в итоговой программе «Время» на Центральном телевидении. Вместе со своим братом, режиссером Юрием Лелюхом, он снял фильм «Ленинград-Караганда», удостоенный приза города-устроителя фестиваля. Авторская работа «Битва за хлеб» получила серебряную медаль ВДНХ. За активное участие в создании телефильма «Битва за казахстанский миллиард» Борис Петрович награжден грамотой Государственного комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию.
- Его могли неожиданно, в любое время дня и ночи, вызвать на съемку. Вы и сами знаете особенность профессии оператора. С утра Борис мог быть свободным, а потом уходил и возвращался заполночь. И с первых дней нашей совместной жизни он и меня научил легко относиться к его командировкам. И при этом каждую минуту свободного времени он уделял семье, - рассказывает Н. Лелюх.
В 1994 году Борис Петрович получил производственную травму: во время съемок сенокоса комбайнер не заметил стоящего в высокой траве оператора, и ножи косилки разрезали ему ноги.
- Его срочно госпитализировали в одну из городских больниц. Несмотря на то, что он потерял много крови, врачи все же спасли ему жизнь. К сожалению, во время операции не было нейрохирурга, поэтому травма всю последующую жизнь давала о себе знать. Боль мучила его все эти годы. Тем не менее еще несколько лет он продолжал работать уже в качестве телеоператора. Конечно, нелегко ему было, когда ушел с канала. Поэтому он весь выкладывался на даче, которая была еще одной его страстью, - поделилась Наталья Лелюх.
К 55-летию Карагандинского телевидения (2008 год) Борис Петрович издал очерк-воспоминание «Причастны лично».
«Вспоминается время, когда у нас была сильная профсоюзная организация, местный комитет работал энергично, никто не отказывался от «нагрузок». «Ломались копья» по поводу организации операторской работы, создавались и распадались творческие объединения. Годы и перемены взяли свое. Предложенные страницы отражают значительные, на мой взгляд, моменты прошлого», - писал Б. Лелюх.
Завершается очерк небольшим четверостишием, как нельзя лучше отражающим его характер, отношение к работе и коллегам, да и в целом к жизни:
- Не панегирик здесь, не мадригал -
Пером доморощенного поэта
Доброжелательности должное воздал.
Бог даст, и нам не кануть в Лету.