Письмо другу

Анна Алексеевна Золотовская
Письмо другу
(из серии заметок на тему «Длинная дорога в Колежму»)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил…
А.С.Пушкин

     Мой дорогой друг! Ты просил меня написать сразу, как я приеду к себе на Родину.
 
Ты просил писать меня обо всем подробно, всему уделяя должное внимание, всякую мелочь не считать мелочью, не бояться откровений и высоких чувств.
И я, следуя твоим наставлениям, пишу тебе…

Длинная дорога в Колежму… В этом году она получилась еще длиннее. Только через два года я собралась в этот путь. Весь путь от Онежского озера до Белого моря, а точнее – от Петрозаводска до Колежмы мы проделали на машине за 8 часов.После проливных дождей дорога последние 30 км была трудной для водителя. Для меня тоже. Хотя Люда и назвала меня «молодцом», так как Николаю пришлось остановить машину только один раз по моей просьбе и то в конце пути.

Близко к дому невозможно было подъехать: все заросло травой по пояс, а внизу, в траве, хлюпала вода. Никаких тропинок не наблюдалось. Мы шли напролом по бездорожью, рискуя провалиться в любую из ям,скрытых  в траве. Но такая яма все-таки меня дождалась почти у самой усадьбы. Я опрокинулась в нее, как какая-то букашка. Рюкзак за плечами крепко держал меня в этой яме, пока не подоспели на помощь мои попутчики. Подав руку, Люда с трудом вытащила меня,как того бегемота из болота.

В этот раз везение напрочь рассталось со мною. Открыв дом, мы обнаружили, что в нем нет света. Напрасно мы меняли пробки и лампочки – свет не горел. Только изредка в лампочках пробивались небольшие вспышки. Похоже, что какое-то замыкание было вне дома. И это мог определить точно и устранить опытный электрик.
Делать нечего… Люда и Николай решили возвращаться домой, в город. А я, оставив  вещи в доме, отправилась к старшей сестре, надеясь на приют. Она ждала приезд сына с семьей в конце недели, поэтому меня приютила с охотой.

Но череда невезений преследовала меня и дальше. Электрик оказался  в отпуске и в отъезде. Кто-либо еще не брался  помочь мне.

Две ночи я  была у сестры. Конечно, это время прошло приятно в общении с близким и приятным мне человеком.

На третий день неожиданно появился  электрик, который во время отпуска занимался извозом туристов. Утром на полной воде он должен был доставить группу на острова.
Наша замечательная Надя, невестка моей сестры, уговорила Сергея (электрика) помочь мне. И вот Сережа, очень приятный молодой человек, уже поздно вечером приехал за мной, и мы отправились в мой дом.
При свете фонарика вынесли лестницу с чердака и поставили ее под крышу дома, где в проводах предполагалось замыкание. Сережа с помощью прибора быстро определил его и начал ремонт. Я с земли  светила ему фонариком. Не прошло и получаса, как свет загорелся во всем доме.

Ура! Есть на свете добрые и отзывчивые люди! Он даже деньги не взял у меня за работу и снова отвез меня к сестре. Мне не хотелось оставаться на ночь в холодном и сыром доме.

Утром я ,довольная, шла в свой дом.
-Сейчас приду. Жарко натоплю печи, чтобы наконец-то вселить жилой дух в остывший дом.
Друг мой! Ты не смотри, что у нас лето. Ведь «наше северное лето – карикатура южных зим»,- так об этом писал наш  Великий Поэт.
Вначале затопила плиту. Однако весь дым, чтобы выходить по трубам в небо, он , «кудрявясь», вылезал из всех щелей в печах, полз  по полу, поднимался к ,потолку. Скоро он заполнил все комнаты, и стало,как в бане по- черному.
Дышать стало нечем… Противогаза в доме не оказалось. И я стала спешно в одном из окон снимать рамы. А это не так просто. Наконец дым рассеялся. В печке догорели дрова, так как я сделала небольшую закладку.
Забот прибавилось.  Мне пришлось стать «печником». В сарае нашла куль с порошком глины,замесила «тесто», нашла резиновые перчатки… И за дело!
А чтобы выглядеть «профессионально», я свернула из газеты «пилотку».
Как известно, дело мастера боится: через час с небольшим на белых стенках печек, обозначились следы «ран», заляпанных моей глиной.
Оглядев не без гордости свои способности печника, оставила все для просушки.
А пока высыхали следы моих операций на печных боках, я отправилась делать запасы дров. Березовые дрова, привезенные Вадимом, распиленные и расколотые лежали вблизи дома большой горой. Надо было спасать их от дальнейших непогод. Чем я незамедлительно занялась.

Друг мой, у тебя всегда была такая присказка: «Нам все по плечу!» Она вспомнилась мне сейчас и воодушевила.
Эта работа была нехитрая… Надо положить 5-6 полешек на одну руку, крепко обнять их другой и, прижимая к себе как ценный груз, бодро подняться по лестнице в крыльце. Затем преодолеть препятствия из двух дверей, подняться еще по одной невысокой лестнице и оказаться в сарае. (в северных домах все под одной крышей). Там аккуратно вдоль стены сложить свою ношу. Как известно, «своя ноша не тянет». И так раз 6-7, а ,может, и 10. Это как позволит твоя ноющая спина и подпевающая ей поясница.
Скажу тебе, мой Друг, это занятие не напоминает мне восхождение на Эльбрус. Мои спуски и подъемы не сопровождают живописные виды кавказских гор. Это хождение туда-сюда, вверх-вниз до высунутого языка запыхавшейся собаки. Но это и не сизифов труд – виден положительный результат. Такая здесь жизнь: любишь тепло – люби и дровишки запасать.

«Робинзонада» шла по полной программе.
Телевизор не работал: закончился срок ресивера без обновления. Новый стоит денег, а потом и подключение, за которое берут стоимость за целый год, даже если ты будешь пользоваться им неделю.
Ладно, проживем без ТВ; раньше, лет 50 тому назад, здесь его и в помине не было. Интернета, естественно, в доме нет, и телефоны мои показывают только время. И на том – спасибо!
Однако на этом цивилизация не заканчивается. На полках стоят хорошие книги… Будем читать! Наконец, есть ручка и бумага. Можно писать!  Тоже прекрасное занятие для мыслящего человека.
Пока носишь дрова, в голове созревает план, сюжет, композиция… В голове все уже давно «пишется»… Вечером остается только сесть за стол и все это выложить на бумаге.
Ну почти как по заветам советского классика, землю попашем-стихи попишем…
Так что все эти житейские неудобства  совсем не страшны.
Друг мой! Страшно другое…
Этим летом я здесь узнала, что из ПЯТИ одноклассниц Аннушек – осталась в живых я ОДНА.
Царство небесное, мои дорогие подруги.
Мне теперь придется жить за всех – за ПЯТЕРЫХ… Сколько придется – одному Богу известно. Надо стараться!
Я назову моих одноклассниц поименно, в том порядке, в каком они покидали этот мир:
Анна Кубасова
Анна Боровая
Анна Кононова
Анна Постникова
И я последняя – в живых –
Анна Золотовская.
Помню, как наша молоденькая классная руководительница Ольга Петровна Медведева, любила говорить:
Мои ПЯТЬ Аннушек!
Все мы родились перед войной. И нас называют – ДЕТИ ВОЙНЫ.
Мои девочки-подружки всю жизнь ждали поддержки и помощи от государства. Но так и не дождались.
Наконец в доме светло и тепло.
Утром заглянуло летнее солнышко. Открываю окно. Раньше всегда передо мной был «золотой луг»  одуванчиков. Сейчас пора одуванчиков прошла, и в окно запросто заглядывают сиреневые «пирамидки» кипрея.
Но я недолго любовалась ими. Утром, по моей просьбе, пришел косить траву в усадьбе Вадим. И он скосил кипрей.
Для Вадима это сорная трава.
Проходят день за днем, в заботах и трудах. Вечером я думаю о делах на завтра. А утром эти дела уже стоят в очередь, ожидая моего внимания.
Мой Друг! Ты просил меня, чтобы я писала обо всем: что меня окружает, что радует и что печалит. Без чего я не могу жить. Но жить я могу без всего того, что отсутствует, потому что я живу…
Но твоего общения мне не хватает…

Продолжение следует (кажется, «робинзонада» еще продолжается).