Орловские корни известных композиторов

Александр Бельский Город Орёл
 


Я не перестаю удивляться тому, что мой родной Орловский край так богат на таланты. Кто-то из именитых людей родился на Орловщине, другие здесь жили, у кого-то предки из нашего края. Всех их объединяет чувство гордости за Орловию – прекрасную и редкостную. В их числе – композиторы.


Геннадий Гладков: «Единственное, чему в поисках
гармонии можно доверяться, это интуиции»

Народный артист Российской Федерации Геннадий Игоревич Гладков родился в семье музыкантов. Иван Игнатьевич Гладков,гармонист, родоначальник семьи музыкантов Гладковых. Родился в д. Хмелевая, ныне Сосковского района  Орловской  области. Он прославился во всей округе искусной игрой на гармонике. Сын Ивана Игнатьевича - Игорь (Иван) Иванович Гладков (4.02.1908 - 25.08.1978), композитор, гармонист, победитель первого Московского конкурса гармонистов, проходившего зимой 1926 года. родился в Орле. Игорь (Иван) Иванович Гладков - автор музыки к спектаклям «Вас вызывает Таймыр», «Полковник Шабер». (Сизов П.В.  Музыкальные были Орловщины. - Тула: Приокское книжное  издательство, 1985. — С. 69-70). Сын Игоря (Ивана) Ивановича - Геннадий Игоревич Гладков (18.02.1935), композитор. Родился в Москве. Неоднократно бывал в Орле. Автор музыки к художественным фильмам «Человек с бульвара Капуцинов», «Убить дракона», к мультфильму «Бременские музыканты», к балету «Вий», мьюзиклу «Мещанин во дворянстве». Геннадий Гладков окончил Центральную музыкальную школу и Московскую консерваторию (1962). Всесоюзную известность принесла работа надмузыкальныммультфильмом «Бременские музыканты» (1969).Для многих людей строки одной из песен мультфильма стали девизом всей жизни:

                "Мы своё призванье не забудем.
                Смех и радость мы приносим людям.
                Нам дворцов заманчивые своды
                Не заменят никогда свободы".

В конце 1960-х Гладков начинает сотрудничать с Марком Захаровым, в то время — режиссёром Московского театра сатиры. Так,  на сцене театра появляются спектакли с музыкой Гладкова. Кроме того, Геннадий Гладков много пишет для кино. С Марком Захаровым созданы «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).Автор музыки к двухсерийному музыкальному художественному телефильму «Собака на сене», снятому режиссёром Яном Фридом (1977). Геннадий Гладков утверждает: "Композитор пишет не для себя и нескольких друзей, он создаёт массовое искусство. Его музыка должна быть интересна всем. А на большую аудиторию можно воздействовать только искренностью. Единственное, чему в поисках гармонии можно доверяться, это интуиции".

Григорий Гладков: «Мои песни – сказки для взрослых и детей»

Композитор Григорий Гладков занесён в Книгу рекордов Гиннеса, потому что написал больше всех песен для детей! Григорий Васильевич родился в Хабаровске, жил и учился в Брянске. Отец Григория Гладкова всю жизнь работал строителем. Родился он в деревне Васильевка Навлинского района. Этот населённый пункт входил в состав  Орловской губернии. Григорий начал сочинять и исполнять песни с 1968 года. В 1975 году по распределению переехал в Ленинград. В 1984 годуокончил Ленинградский государственный институт культуры. Пишет музыку к мультфильмам, кинофильмам и спектаклям. Григорий Гладков вспоминает: «Мама работала с детьми, поэтому в нашем доме всегда было много детских стихов, сценариев праздников. Это сказалось на моей музыке, я стал музыкальным сказочником, мои песни – сказки для взрослых и детей.  Тесная творческая дружба меня связывает с Эдуардом Успенским. Началась она с мультфильма «Пластилиновая ворона», потом я написал музыку к трём сериям сказки «Про Веру и Анфису», сделал пять пластинок «Следствие ведут колобки», был первым гитаристом его удивительного проекта «В нашу гавань заходили корабли».          (alefmagazine.com›pub4854.html). Григорий Гладков -  заслуженный деятель искусств  Российской Федерации (2004), академик детской телевизионной национальной академии.

Сергей Никитин: «…от души к душе, от сердца к сердцу»

Сергея Яковлевича Никитина я повстречал 18 июля 2008 года в московском Политехническом музее после торжества в честь юбилея поэта Евгения Евтушенко. Я знал, что родители Сергея появились на свет в  Брянской области. Мне надо было узнать для энциклопедии Орловского края название населённого пункта – родины отца и матери композитора. Сергей Яковлевич сообщил мне, что это село Витич. Я сказал, что село находилось в Севском уезде Орловской губернии. Сергей Яковлевич Никитин родился 8 марта 1944 года в Москве. Сергей -разносторонне - одарённый человек. В 1962 году окончил среднюю школу № 587 г. Москвы и физический факультет Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (1968) кандидат физико-математических наук. Работал научным сотрудником в Институте органической химии АН СССР и в Институте биологической физики АН СССР. А ещё Сергей Яковлевич  –замечательный композитор, автор-исполнитель. Сергей Никитин был организатором и руководителем  квинтета физиков МГУ, где  пела и Татьяна Хашимовна Садыкова, в 1968 году ставшая женой композитора и его партнёром по сцене. С самого начала концертной деятельности Никитин получил большую популярность в студенческой среде, а позже и за её пределами. Никитин - исполнитель песен  М. Таривердиева  в знаменитом фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»(1975),  а также исполнитель песен  А. Петрова в художественном фильме  «Привет, дуралеи!» (в главной роли – Вячеслав Полунин - уроженец Орловщины, народный артист РФ 1996,),  автор музыки к мультфильму «Большой секрет для маленькой компании» (стихи Юнны Мориц, 1979), к документальному фильму  «Мурманск-198» (стихи Павла Шубина – уроженца Орловской губернии, 1980), к песне «Александра» в художественном фильме «Москва слезам не верит», 1979 (премия «Оскар» за  «Лучший иностранный фильм года», 1980). Сергей  Яковлевич Никитин - заслуженный деятель искусств РФ (1995), лауреат Пушкинской премии за 2018 год в номинации «Просветители» – «За преданное служение поэзии и создание произведений песенного искусства».«Пение – высшее проявление человеческой души, - отмечает С.Я. Никитин. - А авторская песня – кратчайший и наиболее эффективный способ найти путь от души к душе, от сердца к сердцу». ("Вестник". -  № 4. -  август 2010 г.).

Роман Жуков: «Музыка определила моё будущее»

Роман Владимирович Жуков - музыкант, певец и композитор. Он  родился 19 апреля 1967 года в городе Орле. Учился в средней школе №26 г. Орла. Роман в одном из интервью признавался: «Меня в своё время против воли отдали в музыкальную школу, хотя в семье никто не играл. Я благодарен родителям, так как музыка определила мое будущее». Он участвовал в оркестре при Орловском областном Дворце пионеров имени Гагарина.В 1984 году Роман переехал в Москву и поступил в авиационный самолётостроительный техникум. В то же время играл в самодеятельном ансамбле «Юность» на электрооргане и учился в музыкальном училище имени Гнесиных.  В 1987 году Жукова приглашают клавишником в группу «Мираж». Песни «Первый снег» и «Ночная даль» приносят ему успех. А песня  «Я люблю вас, девочки, я люблю вас, мальчики» стала всенародно любимой. Третий альбом «Млечный путь» в 1991 году был выпущен более чем миллионным тиражом! Нам, орловцам, дорого то, что Роман Жуков – внук Героя Советского Союза Виктора Алексеевича Булычева.
– Очень этим горжусь,  –  говорил  Роман. –  Мне удалось побывать с сыном Никитой в Орловском госуниверситете, где когда-то учился мой дед,его бюст на третьем этаже главного корпуса вуза. Меня  долго не было в Орле, и я чувствую внутри какой-то трепет. Наверное, этот трепет и есть ощущение того, что я отсюда. Мне кажется, что у каждого орловца есть такое же чувство внутри, и это наша особенность. Этот город нас всех объединяет. Давайте его любить, беречь! Связь с родной землёй чувствуется на каком-то ментальном уровне, даже сердце сжимается.  (regionorel.ru:443/~NfRdv).