Цикл. Уникальные женщины мира. Счастлива с кистью

Анжела Конн
Счастлива с кистью

Элизабет Виже-Лебрён

1. Иначе и быть не могло! Вглядимся в это лицо, мой читатель... Оно отражает шаловливое, почти детское нетерпение - отвлеклась на миг, чтобы позабавить рядом сидящего очередной милой шуткой,  но уже следующее её движение - сосредоточенность на полотне и дань кисти, которая рукой художницы творит историю. Ни много ни мало! Она этого ещё не знает...Знает главное - счастлива с кистью!  Живость, лукавство взгляда и обаяние всего облика - её внутреннее и внешнее состояние - составят стержень удивительно доброжелательного нрава, благодаря чему она легко и непринуждённо войдёт в дверь для избранных, ломая стереотипы о мужском доминировании в изобразительном искусстве конца ХVIII начала XIX века.
Бойкая, энергичная девочка, дочь обойщика Луи Виже, впоследствии ставшего портретистом, рисовала с малолетнего возраста всё, что придёт в бедовую головку,  несмотря на строгость  и желание матери вырастить детей в благочестии. 
Луиза тянулась к отцу, чьи шутки и весёлый нрав собирали в их доме творческих людей - Вольтера, Дидро, художника Греза...Думаю, друг мой, нет необходимости описывать эти шумные посиделки, во время которых  глаза девочки загорались внутренним светом...Важно, что они не утратили этот особенный свет на протяжении всей её бурной жизни, вплоть до старости. 
А началось всё с булочника, который зашёл к ним с товаром. Луиза набросала его портрет и показала отцу. Случайный рисунок восхитил мужчину: в нём передача живости изображаемого соревновалась с точностью и вкусом восьмилетней художницы. Вне всяких сомнений, дочь пошла по его стопам... Луи стал учить девочку живописи, однако его внезапная болезнь и преждевременная смерть расстроила совместные планы. 
Со способным ребёнком продолжили занятия его друзья-художники. Худенький угловатый подросток к пятнадцати годам, словно в сказке, на глазах преображался в женственную очаровательницу, излучая радость и свет не только красивой внешностью, но и картинами, выставленными на всеобщее обозрение. От них веяло свежестью, естественностью и чувственностью; они притягивали, манили, собирали вокруг группы людей.  Вскоре о чудо-ребёнке заговорил весь Париж. Посыпались заказы от парижских вельмож и их жён... Но вот досада, нежданная слава омрачалась приставаниями скряги отчима, который видя талант девочки, вдруг расщедрился на краски и холсты, но взамен распускал руки. Стараясь избавиться от его  назойливости, Луиза по исполнению совершеннолетия выходит замуж за Жана Лебрёна, художника средних способностей, но преуспевающего в роли торговца картинами. У них рождается дочь Жюли.

2. Жюли, Жюли, крошка Жюли... В ней жизнь и счастье молодой женщины. Бескорыстная, безусловная взаимная  любовь матери и дочери...С каким удовольствием Луиза рисовала автопортреты  с малышкой на руках! Девчушка как маленькая пушистая кошечка ласкалась, одаривая мать теплом и радостью. Не то что её никчемный  легкомысленный гуляка-муж... 
 Жан эксплуатировал её, заставляя по 10-12 часов стоять у мольберта, чтобы потом продавать талантливые картины жены и развлекаться, просаживая вырученные за них деньги в кабаках и в игорных домах. После пяти лет брака она не выдерживает и селится с дочерью отдельно. И продолжает рисовать; рисует много и с успехом, завоёвывая внимание парижской знати, охотно расстающейся с деньгами, лишь бы иметь  живые, яркие изображения своих персон из-под кисти модного в то время мастера. Лёгкая комплиментарность их внешнему виду, которую допускала художница, была людям по нраву - значит, она видит их такими красивыми...
 
 Ах, годы летели в вихре революций, путешествий, интриг и дружбы с монаршими особами... По прошествии их остались воспоминания о европейских городах, роскошных дворцах и знатных людях, чьи портреты она рисовала. Много портретов - 662! Картин с пейзажами - 200! Холсты с историческим сюжетом - более15! Потрясающая работоспособность хрупкой женщины... Мало кто из мужчин художников может с ней сравниться...Пожалуй, только Рубенс.
   Но всему есть предел, и её неуёмной работоспособности тоже. В 67 лет она пишет последний портрет некоей мадам Ривьер и поселяется в маленьком имении, где проводит последние годы, изредка принимая гостей, интересующихся воспоминаниями хозяйки о "галантном веке".
 Кругом бурлит жизнь, но это уже не её жизнь. Закутанная в чёрную шаль, пожилая женщина с горделивой осанкой, раз в месяц направляется к кладбищу, где покоится самое дорогое для неё существо - дочь. Иногда посещает церковь. Всё! Жюли умерла в 1813 году, оставив мать наедине с призраками из прошлого - блестящих кавалеров и прекрасных дам. Яркая жизнь уступила место бесконечным воспоминаниям.
   Однажды посетительница из России уговорила её написать мемуары. Луиза недолго думает и с охотой откликается на необычное предложение. Ей есть о чём рассказать и что оставить людям кроме картин. К тому же, она так любит творить...Начинается новый этап в жизни неутомимой Луизы; в свойственной ей манере - живо и красочно, вместе с тем изящно и выразительно - она начинает писать книгу. О эпохе, людях, о себе...

3. Одно из судьбоносных событий в её жизни - встреча с королевой Франции. В один прекрасный день, как описывает она в мемуарах, художница, о которой судачил весь Париж, предстала перед самой Марией Антуанеттой. Молодая королева и Луиза понравились друг другу сразу. Ровесницы, тонкие ценительницы красоты, развлечений и балов, нашли точки соприкосновения. Они стали подругами. Подолгу гуляли вместе по тенистым садам Версаля, обсуждая будущие портреты и наряды, в которых предстояло увековечить  супругу Людовига XVI для истории и вечности.
  Луиза рисовала королеву и с восторгом отзывалась о её высоких человеческих качествах. Впрочем, это было свойством её натуры: обо всех высказываться в превосходной степени. Восторженность - одна из граней её таланта, удивительным образом работающая при написании портретов.
Её открытость, весёлый нрав и любовь к своему делу помогали разглядеть в человеке его затаённую внутреннюю суть, часто скрытую под суровым взглядом или печальным обликом; она умела подметить изюминку в каждом и лёгким движением руки показать в лице эту отличительную особенность... 
Около тридцати портретов королевы в разных позах - во весь рост, по пояс, и в разном оформлении - с детьми, без детей - итог их дружбы и сотрудничества. Благодаря своему дару и покровительству королевы, Луиза Виже-Лебрён в 1783году становится академиком Королевской академии художеств.
     Обрушившаяся на страну революция вынудила её бежать из Парижа. В день, когда она с дочерью пересекала границу Италии, весть о том, что  Мария Антуанетта сложила голову на гильотине, повергла женщину в печаль. На родину знаменитая художница вернётся спустя двенадцать лет, когда Францией будет править Наполеон.    Странствия по Европе и новые работы... Рим, Неаполь, Вена, Прага, Дрезден, Берлин...И всюду триумф! Всюду принимали с ликованием и желанием быть запечатлёнными её волшебной кистью, создающей портреты с излучением золотистого сияния. И она рисовала, нет творила,  воодушевленная и счастливая...

4. Наконец Петербург! Встреча с Екатериной Второй состоялась на следующий же день приезда Луизы в Россию. Императрица пригласила её в Царское Село, в летнюю резиденцию королевского двора.    
Ах, как волновалась европейская знаменитость! Во-первых, от отсутствия соответствующего наряда, во-вторых, столько противоречивых мнений слышала о самой Екатерине...Как вести себя?! Надела муслиновое платье и...пошла. От волнения забыла поцеловать ей руку, тем не менее, острый взгляд портретистки отметил и малый рост прославленной царской особы, и полноту, и как свидетельствуют ею написанные мемуары, "...лицо ещё сохраняло следы красоты...По высокому широкому лбу в ней сразу угадывалось присутствие гения"...
Здесь же она познакомилась и с княгиней Елизаветой, женой царевича Александра. Стали подругами, вызывая зависть самой императрицы. Тепло искренней дружбы навсегда осталось в сердце Луизы, вынужденной спустя шесть лет с сожалением и грустью расстаться с прекрасно образованной, выдающейся личностью "не только по внешности, но и по умственным и душевным качествам".
 Французская художница написала несколько портретов двух великих женщин, вкладывая в их облики черты века уходящего и века грядущего. Живописные портреты Луизы тонко передают психологию обеих правительниц России, подчёркивая их индивидуальные качества, особенности характера, наряды и манеры разных. но бесспорно выдающихся личностей исторической эпохи. И она сама - одна из уникальных женщин XIX века, чьё творчество более чем в 50 портретах, созданных в северной столице России, украшают лучшие музеи страны.
 
   Ты сам, дорогой читатель, можешь составить мнение об этих и других незаурядных людях, нарисованных кистью Элизабет Виже-Лебрён, заглянув на страничку её галереи. Это так просто сегодня, не выходя из дома любоваться картинами одарённой женщины и постигать историю в лицах и судьбах её глазами.  А если повезёт попасть в картинные галереи мира, то, значит, повезёт созерцать её прекрасные полотна и её саму, ибо любая уважающая себя выставка считает за честь владеть её работами...Не пропусти! Доставь себе удовольствие!
  Они, помимо главного, раскрывают в своих полотнах, как меняется эпоха посредством нарядов, причёсок, а также лиц и их выражений. По её картинам можно изучать историю моды, если проследить как мода второй половины 18 века переходит в "античную" -  моду французской революции и директории, -  а затем - в моду ампира.

Элизабет Виже-Лебрён покинула этот мир в 1842 году, отдав ему всё лучшее, чем владела. Она сама себе сочинила эпитафию, высеченную на могильном камне в Лувесьене, где покоится её прах: "Я, наконец, нашла покой".
   Вглядимся ещё раз в это открытое лицо, озарившее нас светом таланта... Оно прекрасно, не так ли?!