11. Читаем Евангелие. Продолжение

Сергей Михальчук
Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

***

Люди, встречаясь, вернее сказать сталкиваясь, с истинным - «духовным» благовестием, всегда испытывают нравственный шок, некоторое психологическое затруднение, которое основывается не столько на удивлении, сколько на стыде и страхе за себя, так как, совершенно внезапно для них, обнажается их совесть и ставится на подобающее ей место. Они как бы смотрят на себя со стороны! Причём смотрят - «глазами» Бога … И то, что они видят, не может им понравиться; да это и никому не может понравиться!..
Поэтому пробуждается стыд, а следом и страх: - «Как же всё будет дальше? Как я буду дальше жить?!
Об этом мы и читаем далее в тексте Евангелия праздника Лк. 1:65-66 [Зач. 4]:
1:65 И был страх на всех живущих вокруг них; и по всей нагорной стране Иудейской ходили рассказы обо всём том.
1:66 И все слышавшие положили их на сердце своём, говоря: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
Пришествием Духа Святого, предшествующего воплощению и вочеловеченью Сына, духом и силою Илииною, душа - матерь родившейся веры - младенца Иоанном, обретает дары «духовного» прозрения и предвиденья! - Она провозвестила пришествие к ней Матери Божией: - «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:43); она почувствовала и приняла Милость Божию, дарованную ей именем Иоанн, принесённым Захарии Архангелом Гавриилом. Эта же благодать Духа Святого преображает и Захарию, когда священники и родственники стали вопрошать его, об имени младенца: - «Иоанн имя ему» (Лк.1:63), - прочитали они в ответ.
И после тога, как душа, в полноте единения сердца (Елисаветы) и ума (Захарии) принимают главенство совести, меняется и телесная жизнь человека - «отверзаются его уста и разрешился от уз немоты его язык». Человек перестаёт быть «духовно» слепым, глухим и немым, и прославляет Бога словами и делами так, что все дивятся многочисленным «чудесам» любви Бога к людям, которые они видят от человека сего. - Изумляются тому, что телесное естество человека способно на ранее невиданное никем: - «состарившаяся родила младенца»; и тому, что «немые говорят», «неведающие знают» то, о чём они не слышали. - Само имя - Иоанн, как будто стало «ключом», открывшим для Духа «двери» человеческой души. Она открылась Духу, прославляя Бога и божественную любовь к ней.
Но «духовные» речи всегда обличительны для «эго» каждого человека! Поэтому у эгоиста удивление от них всегда соединено со стыдом, со страхом и ужасом разоблачения. Эти внутренние переживания свидетелей «духовного» благовестия ещё более распаляют удивление от услышанного и увиденного, и они: - «поведали о всём виденном и слышанном по всей горней стране иудейской, во всех пределах священного города Хеврона в котором жили Захария и Елисавета». И все слышавшие эти рассказы с недоумением рассуждали: - «что будет младенец сей?» (Лк.1:66).
Превратности страстной жизни человека вводят его в иллюзию того, что он - «игрушка» в руках судеб и промышлений. Даже те, кто религиозен, вовсе не уверены в том, что Бог призирает на них! И они, с помощью молитв и обрядов, больше убеждают себя в этом, покупая благословение себе и умоляя своё божество об этом, чем реально, искренне и по-настоящему, верят этому …
Но начинающаяся с рождением веры «духовная» жизнь в полноте убеждает человека, что - «Рука Господня пребывает с ним и на нём»! И что бы ни случилось с ним - всё в воле и по воле Бога …
Христианское Предание хранит символический рассказ о том, как рука Господня пребывает на человеке, на примере того, как это было с новорожденным младенцем Иоанном. Она умножала в нём веру действием благодати и даже избавила его от меча царя Ирода. Ибо слух о чудесном рождении Иоанна дошёл и до Ирода, и он, как и многие думал: - «Что будет младенец сей!» Когда же в Вифлееме иудейском родился нам Господь Спаситель Иисус Христос и с востока пришли волхвы[5] и искали новорожденного Царя Иудейского, тогда Ирод повелел убить там всех детей мужского пола младше двух лет. - Вспомнил царь и о Иоанне, сыне Захарии, о рождении которого он слышал много «чудесного», и сказал: - «не он ли будущий царь иудейский». Поэтому, терзаясь страхом, он задумал, на всякий случай убить и его. И послал убийц в Хеврон, в дом Захарии. Однако они не нашли младенца.

[5] Волхвами в древности называли восточных мудрецов, ищущих знания тайных сил природы и смысла жизни. Занимаясь астрологией, они были свидетелями знамения на небе, которое провозвещало рождение Мессии - Спасителя Израиля. Будучи людьми искренне религиозными и добродетельными, доказательством чему было то, что они удостоились божественных откровений, они пришли поклониться Христу.

Когда в Вифлееме Давидовом стали убивать детей, то вопль и плач Вифлеема донёсся до Хеврона. Елисавета, взяв Иоанна, поспешно отправилась в пустынные горы. Захария, тем временем, находился в Иерусалиме, исполняя чреду служения своего, пришедшуюся на эти дни.
Скрывшись в горах, Елисавета молилась Богу, прося защиты ей и ребёнку. И когда с горных высот, она увидела воинов царя Ирода, осматривающих окресности, то со слезами возопила, взывая к скалам: - «Гора Божия! Прими матерь с чадом»! И камни расступилась, приняв Елисавету с Иоанном внутрь себя. И они скрылись в каменном чреве от неминуемой смерти. А царские воины, во тщете, возвратились к пославшему их Ироду. Тогда царь послал в Иерусалимский храм к Захарии гонца, с требованием: - «Отдай мне сына твоего»!
Захария ответил: - «Ныне я служу лишь Господу Богу Израилеву, а где сейчас сын мой, - того не знаю».
Царь Ирод сильно разгневался и послал к Захарии война, сказать ему: - «Или сын твой, или ты!»
И пришёл к нему воин, в ярости от страха, как зверь хищный, готовый совершить беззаконное убийство, ибо царь пригрозил ему карою, и грозно говорил священнику Бога: - «Где скрыл ты сына своего? Отдай нам мне! - Не то мой господин приказал тотчас убить тебя!»
Захария ответил ему: - Кто боится смерти тела, имея бессмертную душу, которую любит Господь!»
И тогда воин царя Ирода и пришедшие с ним, убили Захарию «между церковью (храмом) и алтарем (жертвенником)» (Мф.23:35). Пролитая кровь впиталась в мрамор и, окаменев, осталась на нём. И как не старались потом слуги Ирода скрыть следы преступления его, не преуспели.  Свидетельство преступления Ирода и его осуждение, остались для потомков! А Елисавета, скрывшаяся вместе с Иоанном в расступившейся горе, оставалась в образовавшейся для них чудесным образом пещере. Вблизи этой пещеры забил родник и выросла пальма, полная спелых фиников. Она преклоняла перед ними свои ветви, когда их хотелось есть. После убийства Захарии, Елисавета, на 40-й день, преставилась, а Иоанн был питаем ангелом до своего совершеннолетия и дня явления своего Израилю …