АББА. Время, песни и жизнь. часть 1

Дуглас-22
Вместо предисловия.

Ансамбль АББА - безусловно, ярчайшее явление в музыке, масштаб которого ещё нескоро будет оценён, хотя даже сейчас, десятилетия спустя после распада знаменитого музыкального коллектива, о нём продолжают говорить и писать, как о живом, концертирующем, говорящем и поющем, так, словно и не прошло почти 40 лет c момента прекращения их совместных  выступлений.
Сознание десятков миллионов почитателей их творчества не смирилось со смертью группы в далёком 1982-м году, и с нарастающим упорством люди идут в магазины и музыкальные салоны за дисками АББЫ, замирают у телевизионных экранов, едва услышав слово АББА, приникают к  мониторам компьютеров в поисках новостей о своих  кумирах, и снова слушают их песни, и снова ждут чуда.
Группа АББА - классический пример уникального творческого союза, их роль и значение в музыкальной культуре, да и просто в культуре в широком смысле слова беспрецедентны, а авторитет заоблачно высок. Всё это давно известные вещи, и они не стоили бы никакого отдельного  разговора, если бы не одно обстоятельство, ради которого пишутся эти строки. Дело в том, что чем больше вы будете пытаться понять причины их невероятного успеха,  чем больше материалов об этом прочтёте,  тем  меньше будет ваше понимание феномена АББЫ, действительно не имеющего аналогов в новейшей истории музыки. И не только музыки.
 Редкое по силе  выразительности,  пронзительно чистое, звенящее, свойственное только им звучание, с самых первых композиций привлекло к себе внимание миллионов. Со временем это внимание многократно усилилось перейдя во всеобщее почитание и самую искреннюю любовь. Этот творческий коллектив с "лица необщим выраженьем" стал мгновенно узнаваемым спустя самое короткое время после своего появления и, не допуская никаких компромиссов с собственной совестью или временем, остался таким до самого конца. Группа не изменила себе. И навеки запечатлелась в сердцах благодарных ценителей, как один из немногих мировых образцов истинного  таланта. Но самым поразительным стало то, что определить для себя, сформулировать,  выразить в словах суть феномена АББЫ, истинную причину, благодаря которой эта музыка и её  творцы стали неповторимым событием в современной культуре, не смог никто.

Несколько лет назад, на одном из ресурсов я опубликовал относительно небольшую статью, посвящённую ансамблю АББА. Эта статья пришлась по вкусу читателям, и мысли, изложенные в ней, оказались созвучными их мыслям. Но, вскоре после этого, тот  ресурс претерпел серьёзные изменения, подвергся переформатированию, материалы, опубликованные там, бесследно исчезли, а я сам получил несколько писем с просьбой повторить тот давний опыт.
К сожалению, черновиков  статьи в моём архиве не сохранилось. И пришлось писать всё заново, уже с учётом прошлых ошибок и замечаний.

Предлагаемый здесь  текст существенно отличается от первоначальной  работы. Он гораздо больше по объёму, содержит значительно больше фактологии. музыкального и изобразителного материала, но в основе своей, как мне хочется надеяться, он всё тот же. И, как и многие другие материалы, которые были или будут написаны на эту  тему, посвящён всё тому же  вопросу, самому главному и единственно важномy:
Почему? Как? Что сделало эту  необыкновенную группу идолами нескольких поколений во всех концах Земного шара? Что  такого особенного содержали их слова, их  музыка и они сами? Благодаря чему АББА навеки стала непохожей на абсолютно всех своих коллег по профессии?

В процессе написания этой статьи, мне пришлось перечитать сотни страниц, просмотреть сотни фотографий и видеосюжетов в поисках если не самого ответа, то хотя бы подсказки, лёгкого намёка на то, где его искать.
И в какой-то момент мне показалось, что я его нашёл.
Тот ли это ответ - судить вам.

В материала  будут приведены фрагменты подлинных текстов  песен на английском языке, сопровождaeмые их стихотворным переводом на русский язык с максимальным соблюдением смысла и содержания оригинала. Переводы адаптированы с учётом ментальных различий в восприятии исходного текста англоязычной и русскоязычной аудиториями.
При этом,  перевод текста стихов к песне Soldiers (Солдаты) в порядке эксперимента выполнен с полным соответствием содержанию, размеру, архитектонике и ритмическому ряду исходника и полностью ложится на музыку.
Это сделано с целью наглядной иллюстрации художественного уровня оригинальных стихотворных  текстов ансамбля.


                ****


Писать о группе АББА одновременно и очень легко, и невероятно тяжело. Это одна из тех тем, которые способны свести автора с ума и одновременно доставить ему огромное удовольствие в случае успеxa.

 Когда мы говорим "легко", мы понимаем под этим, что на Земле сегодня, пожалуй, нет человека, который не слышал бы песни АББЫ, не помнил бы их лиц,  не любил бы их музыку. Их знают все, от мала и до велика. Более того, отношение слушателей к этим композициям сегодня  можно разделить на две категории - на восторженное и на фанатично-восторженное, при этом, число последних непрерывно  растёт.
К горячим поклонникам шведской группы уже относятся и те суровые и непреклонные фанаты тяжёлого рока и  металла, которые в юности, на заре формирования своих музыкакльных предпочтений, категорически отказывались не только слушать АББУ,  но даже признавать за ней право на звание серьёзной музыки.

Время сделало своё дело, и сегодня многие седоголовые поклонники Iron Butterfly и AC/DC с трудом сдерживают эмоции, заслышав первые  аккорды Dancing Queen, Waterloo или Mamma  Mia. И дело вовсе не в ностальгии по ушедшей молодости - любимoм  аргументe не слишком далёких критиков. Дело в том, что лишь с  течением времени огромному числу слушателей стало ясно, что АББА, как музыкальное явление, оказалась неизмеримо шире и сложнее того, чем выглядела поначалу, когда на эту кажущуюся, внешнюю простоту клюнули все, от любителей и до профессионалов, знатоков современной музыки.

Не хотелось бы, чтобы читатель отнёс все предыдущие и будущие восторженные эпитеты в адрес группы АББА на счёт собственных симпатий автора. Откровенно говоря,   мои авторские музыкальные пристрастия лежат совсем в иной области, хотя не отдать должного великому колективу я, конечно, не могу.

Поэтому, прежде, чем продолжить разговор, дадим слово авторитетам и профессионалам. Эти почтенные мэтры музыковедения из англоязычного мира, исторически являющегося родиной современной музыки,  были особенно словоохотливы и красноречивы накануне и в период празднования (!) юбилея  АББЫ в 2014-м году, когда, к собственному удивлению,  вдруг осознали, что 40-тие победы группы на конкурсе Евровидения в английском Брайтоне - есть, оказывается,  событие, о котором невозможно не сказать.
И они начали говорить, сами поражаясь собственным словам.

Слово Фрейзеру Нельсону, музыкальному критику и колумнисту  чопорной, консервативной британской газеты The Telegraph", известной своим крайне  выдержанным, критическим тоном, скупым на любые восторженные оценки.
 
"40 лет спустя после победы на Евровидении мы всё ещё благодарим АББУ за её музыку.

 6  апреля,  в помещении Брайтонского зала, была исполнена песня, изменившая всю историю поп-музыки. И не то, чтобы нечто особо знаменательное виделось тогда! Четверо шведов, весело прыгавших на сцене  в космических костюмах а-ля  Еврогламур, казались тем типом победителей конкурса, которые развлекают зрителей этим вечером, а следующим  - бесследно исчезают в неизвестности.
И потому, слушая женские голоса, распевавшие с тяжёлым акцентом "Наполеон здалса", было невозможно представить себе, что мир только что стал свидетелем старта  глобального феномена."

И в этих верных, по сути, словах авторитетного британского журналиста, не было бы ничего особенно необычного, если бы не ... дата, когда они были произнесены: 5 апреля, 2014 года.  ТРИДЦАТЬ  ДВА года спустя после распада группы!"

Читатель! Если вы дочитали до этих строк, попробуйте сделать  небольшую паузу, закрыть глаза, сосредоточиться и припомнить имя любого другого исполнителя или название любой другой группы в истории музыки, интерес к которой не только не угасал с годами, а, наоборот,  рос в зависимости, прямо пропорциональной времени, прошедшему с момента её  распада!

 Время неумолимо. И дымка забвения, медленно,  но неудержимо обвoлакивает даже те имена, которые долгие годы оставались беспрекословными авторитетами,  живыми легендами музыки,  кино  или театра.  Избежать этого не удавлось даже великим The Beatles, интерес к которым, традиционно оставаясь  высоким на протяжении десятилетий, тем не менее, начал заметно ослабевать, неудержимо и вполне закономерно смещаясь в зону  новых стилей, имён и жанров.

В случае АББЫ всё оказалось с точностью до наоборот! И время для них пошло в обратном направлении, против часовой стрелки.

"слушая женские голоса, распевавшие с тяжёлым акцентом "Наполеон здалса", было невозможно представить себе, что мир только что стал свидетелем старта  глобального феномена." ...

Bспоминая шведский триумф 40-летенй давности,  британский специалист невольно суммируeт то, что в те  времена об АББЕ говорили и писали все!
 Действительно,  коллекктив из Стокгольма тогда  не  вызывал ни у кого  никаких чувств, кроме скептицизма и  откровеннo пренебрежительных  насмешек:   "Очередные однодневки!"

И вновь повторим, что  всё, сказанное выше, вовсе  не плод воображения автора. Дело куда серьёзнее.

Есть такое выражение в английском языке:

Resurgence of public interest.

Условно его можно перевести, как "вторая волна общественного интереса".
Именно так описывают современные медиа ту ситуацию, которая начала разворачиваться вокруг ансамбля АББА начиная с конца 80-х годов прошлого века и по сегодняшний день.
И этот пресловутый Resurgence of public interest стал официальным термином в историографии группы. Именно  под  таким названием вошёл в англоязычную Википедию этот невиданный прежде взрыв нового интереса к АББЕ.

Конкурсу Евровидения уже 63 года. За это время его победителями становились как выдающиеся исполнители,  так и заурядные посредственности, не  вызвавшие в сердцах любителeй музыки ничего, кроме злых и ядовитых насмешек, люди, имена которых оказывались забытыми на следующий день после объявления  результатов состязания, которое с течением времени всё больше и больше политизировалось  вопреки собственным изначальным установкам.

Но помимо откровенной халтуры, этот конкурс знает и помнит великие имена. В Разные годы лавры победителей  там доставались  таким звёздам, как Teach-In, Brotherhood of Man, C;line Dion, Toto Cutugno и многие другие.

Однако, не только эти, но вообще никакие другие исполнители в истории современной музыки не  были ещё удостоены мемориальной доски на месте их  триумфа, тем более, установленной многие десятилетия спустя после окончания их совместной деятельности. И не где-нибудь, а в самой взыскательной и требовательной музыкальной державе  мира -   Великобритании,  родине всех, за малым исключением, музыкальных гигантов прошедшего века!

А за десять лет до этого, в 2005 году,  песня "Ватерлоо"  была признана лучшей из всех, что когда-либо исполнялись на конкурсах Евровидения за  всю его историю!


В самом начале этой статьи прозвучала мысль о том, что писать об АББЕ одновременно и очень легко, и неимоверно сложно. И  выше мы постарались пояснить, почему это "легко". Просто потому, что сегодня выдающиеся достижения группы уже не нуждаются в доказательствах. Она стала классикой современной музыки, любимой всеми и продолжающей триумфальный взлёт спустя долгие-долгие годы после своего официального распада.

Но вот объяснить, что сделало АББУ таким неслыханным прежде явлением, чем эта группа отличается от всех прошлых, настоящих и, вероятнее всего,   будущих своих коллег по цеху,  намного превосходя при этом даже тех, кто, как гранитный фундамент, лёг в само основание современной музыки, - задача исполинской сложности. Потому что АББА  на самом деле - ЯВЛЕНИЕ, а не просто супергруппа, как называют её сегодня все, без исключения, даже наиболее критически настроенные музыковеды.
Более того, рискнём сказать, что АББА - не столько узко музыкальное или  творческое, сколько глобальное, социальное явление , значение которого выходит далеко  за  музыкальные  рамки.

Наверное, у каждого человека есть "своя АББА". Свои песни, с которыми связаны  те или иные события в жизни. И своё понимание их музыки и причин её безграничной популярности. И это будет правильно.  Так и должно быть.
Но при этом вопрос об изначально объективных, фундаментальных основах творчества АББЫ, присущих только ей и никому другому,  по-прежнему будет открытым.
И та единственная, самая главная и неповторимая черта, свойственная только этой и никакой другой музыкальной группе на свете,  та черта, которая позволила колоссальному количеству людей всех возрастов и национальностей на всех пяти континентах сойтись воедино в своём безусловном почитании и величайшем уважении к знаменитым шведам, та черта, которая заставляет экспертов и профессионалов всех возрастов всё более восторженно говорить и писать об АББЕ, при этом искренне не понимая причин собственного восторга, так и останется загадкой.
Наверное, у каждого человека есть "своя АББА"....

 Пожалуй, вот с этого места мы и начём рассказ о группе АББА.

1974 год был временем, в  котором было, что послушать для сердца и ума.
Uriah Heep, Deep Purple, Led Zeppelin, Rolling Stones,  The Doors, Frank Zappa, Manfred Mann, Eric Clapton , The Who, Pink Floyd, Queen, Элтон Джон и Том Джонс, Энгельберт Хампердинк и Джо Дассен, уже не говоря о недавно  распавшихся, но всё ещё полных сил The Beatles .... Этот список исполнителей, бывших поющими символами 70-х и уже тогда, 45 лет назад ставших живыми легендами современной музыки, можно было бы продолжать до бесконечности.
Это исключительное музыкальное богатство заоблачно высокого уровня и столь высокой концентрации убаюкивало и развращало.  Джон Леннон и Пол Маккартни,  Дэвид Байрон и Джимми Пейдж, Фредди Меркьюри, Иен Гиллан, Роджер Уотерс, Мик Джаггер...  Они были не только нашими современниками, но едва ли не ровесниками, людьми одного с нами поколения, объектами нашего бесконечного наивного юношеского восхищения и одновременно - частью нашего повседневного  бытия, такой же неотъемлемой, как лекции по сопромату или  теоретической механике, темой наших бесконечных глубокомысленных разговоров за чашкой кофе или кружкой пива. Казалось, так было и будет всегда - Июльское Утро,  продолжающееся Лестницей в Небо, плавно переходящее в тяжёлый гипнотизирующий ритм  Обратной Стороны Луны и  мощно расстилающееся  над всеми нами железными аккордами бессмертного Дыма на  Воде под звуки арии Магдалины из  рок-оперы А. Уеббера Иисус Христос суперзвезда.
Высококлассной, совершенной музыки было так много, что на периодические появления на нашем музыкальном горизонте новых коллективов и новых исполнителей мы не успевали обращать вниманиe, отмахиваясь от них, как от чего-то второстепенного, несерьёзного, проходящего. О чём говорить? Какие там ещё группы? Куда всем этим скороспелкам до Дэвида Гилмура,  Джима  Моррисона или Джими Хендрикса?
 Впрочем, иногда мы, всё же, пусть ненадолго,  милостиво прислушивались к очередным  новинкам, прежде, чем навсегда вычеркнуть их из памяти и отправить  в небытие.
Одной из них в то время была очень приятная на слух голландская группа  Teach-In.
Впервые мы услышали о ней где-то на рубеже 1974-75 года.

https://www.youtube.com/watch?v=w8iOWfR7kQM

Помню, что,  много лет спустя,  после того, как   выучив английский язык, я заново прослушал эту песню, я был буквально потрясён чудовищной безграмотностью и пошлостью текста, который, увы, тогда, как и сейчас,  точно соответствовал требованиям дешёвого музыкального ширпотреба:

Летними вечерами любовь везде
И под  лучами света любовь везде.
Я от  тебя ушёл, чтоб в этом убедиться,
Но лучше я б остался, чтоб в тебя влюбиться.... и т.д.
https://phonelyrics.com/lyrics/663723.html

(Забегая немного  вперёд, отметим здесь,  что  талантливая, в целом, группа Teach-In  выиграла конкурс Евровидения в 1975 году, на следующий год после оглушительного успеха Ватерлоо в исполнении АББЫ. И сразу после этого тихо сошла со сцены, повторив судьбу большинства прошлых и будущих победителей. Для них победа на конкурсе стала венцом музыкальной карьеры.
Для АББЫ она стала её началом)

А тогда, в далёком 74-м, мы прослушали несколько композиций Teach-In, вежливо похвалили и почти сразу же забыли, хотя негромкий, но очень чистенький девичий голос в красивом мелодичном инструментальном сопровождении и в сочетании со стройным мужским бэк-вокалом,  всё же, задержались где-то на периферии нашего сознания, сплошь занятого "серьёзными вещами"  из мира тяжёлого и психоделического рока.

Однажды, накануне  Нового Года, усердно перелистывая конспекты в ожидании скорой сессии, я обнаружил, что двух или  трёх лекций по проклятущей теоретической механике у меня не хватает. Пришлось срочно собраться и через весь город потащиться в общежитие, где в то время проживал мой добрый товарищ  Сергей. Он был родом из Эстонии и за короткий срок зарекомендовал себя, как непревзойдённый знаток всех музыкальных вопросов и одновременно, как   предельно аккуратный и прилежный студент, у которого всегда можно было найти любые конспекты и любую литературу.
Помню, что когда я через час езды выбрался из  троллейбуса, шёл густой снег, в окнах уютно горели огоньки и весело мигали  разноцветные ёлочные гирлянды.
В общежитии была обычная суета,  на этот раз многократно усиленная предновогодними хлопотами. Я протопал на второй этаж, толкнул знакомую дверь и увидел моего приятеля, сидевшего на кровати  под мигающей ёлочной гирляндой, свешивавшейся с книжной полки над головой.  В полутёмной комнате, как всегда, было чисто и на удивление тихо и безлюдно,  видимо, соседи уже успели "свинтить" по вечерним делам.
 Сам он, глубоко задумавшись, смотрел куда-то  в пространство, туда, где на столе, у окна, заклеенного белыми бумажными снежинками,  подсвеченные огоньком индикатора, неторопливо  крутились катушки здоровенного, солидного магнитофона "Юпитер", который в этой комнате, казалось,  не выключался  даже ночью. Сергей рассеянно-вопросительно взглянул на меня, привычным жестом откинул со лба длинные "битловские" волосы и невпопад спросил:
- А ты чего здесь? Кофе будешь?
 - Здорово, Серый! Слушай, у  тебя есть все лекции по теормеху? Что-то я не могу у себя  найти кулисные механизмы! Одолжишь? Завтра в институте отдам.
Сергей тихо поднялся, приложил палец к губам, давая мне знак, чтобы я не шумел, и полез на полку за конспектами. Я  разделся, сел, налил в чашку холодный кофе из стоявшей тут же турки и только сейчас обратил внимание на звучавшую музыку.
- Hasta ma;ana, baby, hasta ma;ana, until then... - пел  высокий и необычайно сильный женский голос в сопровождении  такого же пронзительно звонкого, чистого и очень красивого гитарного и клавишного сопровождения.
- Teach In слушаешь, - с улыбкой спросил я, помня, с каким пренебрежением наш признанный меломан отозвался о них несколько дней назад. И тут же сам понял, что ошибся, и что это совсем другая, незнакомая мне  группа.
 - Нет, это не они, это другая бригада, - ответил он, а потом всё так же задумчиво посмотрел на меня и сказал:
- Запомни, эти  ребята - вторые The Beatles! Они сделают всех!   Скоро увидишь!
- Да кто это  такие? - я уже не скрывал удивления.
- Это ABBA, такая новая четвёрочка.  Из Швеции.  Вот с этой песней они только что выиграли Евровидение в Брайтоне, под Лондоном. Не слышал?
Сергей, сноровисто перемотав катушки, включил "Ватерлоо".
И я сразу понял, почему кофе в его турке был  таким безнадёжно холодным.
Выпить свой я тоже забыл.
Всю дорогу обратно домой я слышал АББУ в своей голове, уже понимая, что на свете появился ещё один сильнейший и крайне необычный музыкальный коллектив. И уже не сомневался, что Сергей прав.
Но я даже представить не мог, насколько он оказался прав.
Вскоре  я понял, что эту музыку теперь я буду слушать постоянно. И когда в следующий  раз  оказался в  знакомой комнате  в гостях у Сергея, то уже с порога,  раздеваясь,  сказал:
- АББУ поставишь?
- Ага, понравилось? - с улыбкой ответил он и включил магнитофон.
- Да, это музыка! - искренне ответил я, -  очень понравилась!
- Не  тебе одному! Всем она нравится!
- И  тебе?
- Конечно!
И слышать это от человека, который среди ночи мог назвать по именам всех солистов всех известных heavy metal и  hard rock групп вместе с их годами рождения, точными названиями альбомов и  датами  выпуска,  было  тем  более поразительно.

По сей день я слушаю АББУ с  тем же удовольствием, что и много лет назад.

А в тот раз Сергей поставил мне песню, которую прежде  мне слышать не приходилось.
Это была композиция под названием Dance (while the music still goes on) - Танцуй, пока играет музыка.

Baby, give me one more
Dance while the music still goes on
Don't think about tomorrow
Dance and forget our time is gone
Tonight's a night we borrow
Let's make it a memory, a night of our own
A thing to remember when we're all alone
So dance, it's our way to say goodbye
Yes, all we have to do is
Dance while the music still goes on

О, дай мне ещё один  танец, дитя!
Не думай что завтра случится,
Забудь что ушло наше время, хотя
Для нас эта музыка длится.
 
Нам время - прощаться. Ещё не сейчас,
Но скоро закончится это.
Танцуй, это всё, что осталось у нас
Займём эту ночь у рассвета.

https://www.youtube.com/watch?v=eFBlbcT1VKU

И поныне она представляется одной из лучших песен, когда-либо написанных не только этой группой,  но и вообще всеми, кто  делал музыку такого рода.
Как выяснилось спустя десятилетия, такие же, если не ещё более сильные чувства эта песня вызвала у бессчётного числа слушателей. Комментарии к ней, оставленные благодарными поклонниками, поражают до самой глубины души!

I'm 56 and I've been just step away from suicide a few years ago. This song saved my life. Folks, thank you and be blessed forever!

Мне 56 лет. И несколько лет назад я был в шаге от того, чтобы уйти. Эта песня спасла мне жизнь.  Ребята, спасибо вам за всё и будьте благословенны во все ввека!

I am an avid, rabid pop music lover and I have spent the better part of my 46 years accumulating all my knowledge and collection and I will agree with you.  Abba was definitely the best POP band that has ever formed.  There is virtually not one song of theirs, whether a released single of an album cut that I do not like.  I can not even think of any group that even comes close to that kind of track record.  Benny and Bjorn had a formula to writing quality pop songs like no other songwriters

Я вероятно, могу назвать себя  активным и продвинутым любителем популярной музыки, поскольку потратил бОльшую часть  жизни, аккумулируя свои знания в этой области и непрерывно увеличивая свою коллекцию , и я согласен!
АББА безусловно лучшая группа из всех, когда-либо существовавших. Мне нравится практически любая из их песен, будь это сингл или альбом. Я не могу даже представить другую группу, которая могла бы хотя  бы приблизиться к ним по части количества хитов.  Такое впечатление, что Бьёрн и Бенни обладали магической формулой написания шедевров, которой нет и никогда не было ни у кого  больше.


При этом альбом Waterloo, в котором, помимо песни-победительницы Евровидения и  уже знакомой Hasta Ma;ana была впервые представлена песня  Dance,  был лишь вторым!
Впереди  были мелодии и песни, ставшие бессмертными шедеврами на все времена,  знамениями музыки и времени, которое, как песок, неудержимо уходило сквозь пальцы.

Несмотря на широчайшую известность и астрономическую популярность, эта группа совсем не так проста и понятна, как может показаться на первый взгляд.  Её творческая жизнь содержит множество загадок. 
Каким образом никому не известная четвёрка музыкантов , половина из которых вообще не умели говорить по-английски на момент победы на Евровидении (Агнета Фельтског и Анни-Фрид Лингстад исполняли песню, механически заучив её текст и не понимая в нём ни одного слова!) спустя непродолжительное время сумела оттеснить традиционных, многолетних англоязычных  музыкальных идолов и так глубоко войти в души и сердца чопорных англичан, что их синглы и альбомы стали абсолютно неотъемлемыми и непременными "экспонатами" любой музыкальнoй коллекции  в числе наиболее востребованных и любимых  произведений всех времён. Согласно результатам  многочисленных опросов, не менее 10% британцев не представляют себе современную музыку без АББЫ и до сих пор слушают её при первой возможности. И это -  на родине самых выдающихся мировых исполнителей!

Каким образом, не прибегая ни к каким внешним средствам в виде специально поставленного сценического света, замысловатого грима, вычурных, вызывающих  нарядов,  головоломных многосложных систем электроаппаратуры и  музыкальных инструментов и громоздких декораций, опираясь исключительно на мелодию и свои  вокальные данные, группа, выступавшая в жанре "лёгкой музыки", где наличие всех этих  условий, атрибутов и аксессуаров считается чуть и не обязательным условием успешности шоу, сумела вызвать у аудитории такой восторг и  такой успех, которыe даже не снились  их коллегам?

 Знатокaм  музыки известно великое множество примеров, когда триумфально успешные коллективы, добившиеся всех мыслимых результатов, находившиеся  на самом пике своей блистательной карьеры, вдруг прекращали совместную деятельность, разваливаясь на составные части, и уже в одиночку продолжали прежний  творческий путь. И даже добивались при этом новых значительных  успехов.
Нередко бывало и  так, что в прославленной группе внезапно уходил из жизни один из ведущих солистов, но оставшиеся продолжали работу, умело минимизируя потерю, и по-прежему пользовались любовью зрителей и слушателей, подтверждая древнюю беспощадную и циничную мудрость: незаменимых нет!

АББА опрокинула и эти стереотипы. Как никакая другая музыкальная группа в истории, она не допускала даже мысли, что кого-то из четверых можно заменить на человека "со стороны", что кто-то из них способен продолжать карьеру в одиночку, без поддержки и без участия остальных. Их цельность, абсолютная, органичная  спаянность были беспрецедентны. По сути, они были одним живым существом, которое физически не подлежало расчленению, для которого разделение на составные означало смерть.  Они были природно незаменимы! И, как творческий коллектив, были обречены либо на жизнь вместе, либо на гибель вместе. Что и произошло в 1982 году.

 Самое интересное здесь то, что, хотя многие из  эти вопросов уже давно сформулированы и озвучены едва ли не всеми критиками, музыкантами и просто фанатичными поклонниками, ясности это не прибавило ни на грамм, лишь добавив ещё больше смысла слову "феномен", давно ставшему неразрывно связанным с именем легендарного квартета.  А вопросы так и остались риторическими.

Однажды, в самом конце 80-х,  мне с моими друзьями довелось случайно оказаться на новогодней вечеринке в Ленинградском Доме Композиторов на тогдашней улице Гоголя, недалеко от Исаакиевской площади.
За нашим столиком сидело несколько человек, одним из которых был, как вскоре выяснислось, пожилой скрипач, долгое время отработавший в оркестре Александра Дмитриева в Ленинградской Филармонии.
Он оказался человеком исключительно лёгким в общении и одновременно, несмотря на  большую  разницу в возрасте, очень  близким по взглядам нам, относительно молодым в то время людям.
Мы весело шутили, болтали о том-о сём, пока из динамиков над нашими головами не раздалась уже давно знакомая всем классическая  тема Happy New Year из альбома группы ABBA Super Trouper. Помню, как все замолчали на мгновение и обернулись на звук мелодии.
И тогда наш сосед весело поднял свою рюмку с коньяком, и, приглашая нас чокнуться, сказал
- Ну что, c наступающим, друзья мои!
А затем, уже выпив, так же весело и  немного грустно продолжил:
- Эпоха перемен, едри её! Это, ребята, такое время,  когда на смену хорошему обязательно приходит бардак. Во всём, в жизни, в искусстве, в личных делах, везде.  Так что готовьтесь!  И  радуйтесь! Нам ещё очень повезло! Нам, по крайней мере,  будет, что вспомнить!
И он, заново наполняя коньяком свою и наши рюмки,  тихонько пропел
- Happy  New Year,  Happy  New Year...
-  Тоже любите АББУ? - спросил я
- А как её не любить? Это искусство, притом настоящее, большое! Это я вам профессионально заявляю!  Знаете, они ближе всех подошли к синтезу лёгкой и классической музыки. Практически, соединили их вместе. В некоторых вещax , как вот эта, например,  полифония и гармоническая структура настолько сложны и  совершенны, что не уступают многим классическим произведениям.  Такую музыку очень интересно играть любому музыканту.  Вы, наверное, не знаете, что одна из этих девочек обладает природным и очень сильным сопрано, а другая - красивейшим  меццо-сопрано (речь идёт о, соответственно,  Агнете Фельтског и Анни Фрид Лингстад, .  Прим. Е .Д.). Что же касается музыки, то она явно написана на основе глубокого знания классических канонов, понимания гармоники и принципов оркестрового звучания. И если бы они захотели, то без особого труда сделали блестящую карьеру в области классической музыки или оперного искусства.  Так что я, ребята, вот так, просто, не  взялся  бы определить жанр, в котором они  работают. Это вам не "ля-ля-ля, три аккорда - три рубля". 
В общем и целом, с академической  школой у них всё в порядке. Для  такого дела великий  талант  нужен. А великим талантам нужна опора. А опора - это  нормальная человеческая жизнь. А не  вот это всё!
И он махнул рукой, как бы обозначая наше тогдашнее духовное пространство, бурлящее громкими перестроечными лозунгами, уже начинавшими прямо на глазах переходить в революционные.
- А как же Фредди Меркьюри? А его концерт с Монсеррат Кабалье?  A Богемская Рапсодия, да и другие вещи?

Музыкант отмахнулся.

- Это  несерьёзно, реклама это, пижонство. Да и потом, понимаете, настоящему искусству не нужно всё это - аффектация, эпатаж, вся эта вымученная натужность.
Музыка - она либо есть, либо её нет, не нужно ничего усложнять  там, где это не требуется. Раздутая внешняя атрибутика только мешает. Это уже  не музыка, это - развлекуха,  коммерция! И ничего другого. Обратите при случае  внимание на вашу АББУ. У них ведь ничего этого  нет. Ни физиономий  разрисованных, ни криков, ни воплей, ни попугайских костюмов, ни цепей до пупа,  ни татуировок,  ни кривляния у микрофона,  ни африканских страстей с заламыванием рук,  ничего! Только музыка.
И  кое-что ещё.  А вы как думаете, что? A?
Старый скрипач знал, о чём спрашивал.
 И наверняка уже тогда, а быть может, и  раньше, услышав впервые Intermezzo  №1, понял гигантский музыкальный потенциал группы, выступавшей  в "лёгком жанре"
https://www.youtube.com/watch?v=nJfsUsISDOc

Из комментариев:
Titus Bondi
1 week ago (неделю назад)
On the only one way, Classic and pop music !!! 
В одном флаконе! Классика и поп-музыка!

Torill Lund Born
4 months ago (четыре месяца назад)
ts like a modern version of some Beethoven and Mozart...music.
And in these century we have Benny Anderssson;
Это похоже  на современную версию  музыки Бетховена и  Моцарта [которых сегодня нет]
Зато у нас в этом столетии есть Бенни Андерссон;

Ben Churchill
6 years ago (шесть лет назад)
Before Trans-Siberian Orchestra and Queen even!  ABBA truly innovated with styles that were ahead of their time. 
И это задолго до Trans-Siberian Orchestra и даже Queen! Они действительно перевернули музыку! И  были далеко  впереди своего  времени.

ndjoyas
7 months ago  (семь месяцев назад)
Yes indeed, they were miles away from anyone.
 Да, они были на много  миль впереди  всех!

И хотя на тот момент мы все  отчётливо понимали, что АББА, которая на к этому времени уже семь лет, как прекратила своё существование, была далеко не таким простым коллективом, как это могло  показаться на первый взгляд,  и хотя мы сами чувствовали что-то крайне глубокое и фундаментальное за  безусловной  виртуозностью, совершенством и изяществом  их композиций, определить это,  выразить это словами тогда было очень трудно.
И одновременно с этим, а может  быть, именно благодаря этому невысказанному,  неясному, щемящему секрету прославленной шведской группы, мы ясно ощущали, как их не хватает, какой непростительно короткой оказалась их творческая жизнь.

 Как всегда бывает,  даже самым проницательным и тонким современникам АББЫ потребовались долгие годы, прежде, чем истины, простые и сложные, как сама жизнь, и скрытые доселе максимализмом и горячей поспешностью юности, начали осторожно открываться под их помудревшим взглядом,  вновь подтверждая очевидное:  невозможно по-настоящему  понять произведение искусства , не поняв прежде  его создателя.

Publicist at the Sydney, Australia TV station:

  "I have never worked with such an agreeable group of people.  The sort of image they present on screen-friendly, warm, bright, intelligent people-is exactly what they are"   That, friends, is why nobody, but nobody, is as loved as ABBA.  They were/are such nice people.  Brilliant people.  With talents out of this world.

Публицист из  Сиднея, Телевидение Австралии:

Мне никогда прежде не  приходилось  работать людьми, бывшими до такой степени лёгкими и бесконфликтными.  То представление о себе, которое они создают на экране - тёплое, дружеское, яркое, умное - есть то, чем они являются на самом деле! И это, друзья мои,  ответ на вопрос, почему  никто и никогда не  был  так любим, как АББА. Это исключительные люди! Наделённые неземным талантом.

  Тим Джонзи, заместитель редактиора отдела культуры британской The Guardian:

Meeting Abba is a lot like listening to Abba. They're instantly likable, lots of fun and entirely unconcerned with appearing cool. But, like their music, there's a lot more to explore when you scratch the surface.

Увидеть АББУ  "вживую" - то же самое, что слушать АББУ. Они мгновенно нравятся вам своей огромной жизнерадостностью, простотой и полным равнодушием к тому, как они выглядят со стороны.  Но, как и их музыка, это лишь самый первый шаг [на пути к пониманию], и если вы решите "копнуть поглубже", всё  окажется гораздо серьёзнее.

И,  словно подтверждая этот вывод, запоздавший на несколько десятилетий, журналист вдруг вспомнил одну  из своих недавних встреч с музыкантами, и свой вопрос, не наступает ли Бьёрн Ульвеус, - гитарист, солист  и одновременно  автор  текстов ко всем песням группы - себе на горло, когда пишет настолько прониковенные и грустные песни после того, как знаменитая Танцующая Королева (Dancing Queen) стала хитом десятилетия, главной музыкой в колекции любого уважающего себя диджея и символом жизнерадостности и оптимизма.

- Знаете, музыка АББЫ совсем не весёлая, - ответил тогда Бьёрн, - Она, возможно, звучит так, но если вы прислушаетесь, то увидите, что  там совсем не так много веселья. В ней есть этакая северная меланхолия. Просто вас вводят в заблуждение женские голоса. И я думаю, что этo <кажущаяся весёлость>  - один из наших секретов. Ведь даже тогда, когда нам  было очень тяжело на душе, мы стремились звучать счастливо и радостно.

Не это ли задолго до маститого английского журналиста почувствовали безвестные благодарные зрители и слушатели АББЫ на сайте Youtube, написавшие в комментариях к одной из композиций ансамбля:

some people came in this world to make us dream, despite these very people carry themselves in undisguised sadness
 
есть люди, которые приходят в этот мир, чтобы заставить нас верить в лучшее, хотя сами они несут на себе отпечаток нескрываемой печали.

(продолжение следует)