Тема

Сергий Чернец
Тема
Современное искусство, пишет, например, Танели: «становится видом метафизического искусства в его исканиях сущности», оно – «наиболее метафизическое искусство, которое может представить история».
J. Tunali. The Validity of Modern Art.
Стремление придать литературным произведениям строго объективный, внеличный характер широко проявляется в творческих экспериментах ряда литературных течений, в том числе и в школе «нового романа». Всякое заметное выражение творческого «я» здесь изгоняется. Главным объектом изображения становится не человек и общество, а описание внешней обстановки, вещей, физических состояний, отдельных событий. Всё это имеет своей целью создать ощущение некоей реальности самой по себе.
Однако этот как будто бы весьма решительный отказ от всего личного на деле приводит к торжеству субъективизма. Один из основоположников школы «нового романа» Роб-Грийе признал, что его романы, внешне объективные, в действительности являются «самым субъективными в мире». Как отмечал французский писатель и критик Бернар Пенго, у представителей школы «нового романа» - «мир как раз перестаёт быть нейтральной, анонимной, общей реальностью; он организуется вокруг взгляда писателя, и в конце концов он становится не тем реальным миром, который доступен всем, а особым миром, построенным по субъективным законам, миром, в котором все предметы, все места, все существа соотносятся между собой, различным образом символизируя одну и ту же неотвязную идею. Это не есть, собственно говоря, тот мир, который видит романист, это мир, который ему нужен, который для него одновременно и возможен и необходим».
Уход в метафизику, равно как и погружение в глубины собственного «я», означает некоторую утрату художником той подлинной силы, которая должна расти и расцветать на основе тесной связи с действительностью, на почве интереса к социальным явлениям.
И есть несколько другое мнение Связи писателя с действительностью.
Подчёркивая эту связь Иван Франко писал: «Пусть в его (писателя) произведениях как можно полнее отражается личность автора, его мировоззрение, его способ восприятия внешнего и внутреннего мира и его стиль; пусть его сочинение имеет как можно больше его живой крови и нервов. Только тогда это будет живое и современное произведение, подлинный документ самых тайных движений и чувств современного человека… Но этот триумф индивидуального в современном литературном творчестве придаёт творчеству вместе с тем величайшее социальное значение».
Конец.