Его фильм посмотрел каждый четвертый житель СССР

Андрей Собакин-Фисташков
6 августа в читальном зале библиотеки Аалто, проводил свой мастер-класс  сценарист, педагог и режиссёр Александр Эммануилович  Бородянский.
-Заслуги Саши Бородянского перечислять можно очень долго,- в качестве вступления, сказал его давний друг и коллега президент кинофестиваля «Окно в европу» Армен Николаевич Медведев. И действительно, фильмы снятые по сценариям Александра Эммануиловича хорошо известны не только у нас, но и за рубежом. Советская трагикомедия «Афоня» в 1975 году стала лидером проката - 62,2 млн. зрителей - это на тот момент - каждый четвёртый житель СССР, а по кинофильму «Курьер» студенты в Сорбонне изучали взаимоотношения родителей и детей в Советском Союзе.
-Я приехал из Воркуты и о Москве даже не мечтал,- начал свой мастер-класс легендарный кинематографист. -Вообще, вся моя жизнь сложилась из случайностей, если бы мой товарищ Сева Иванов, с которым мы вместе учились в строительном техникуме в Киеве, не позвал бы меня во ВГИК, я бы так и продолжал работать маляром-штукатуром, усердно орудуя валиком и умеренно выпивая в обеденное время. Кстати, оставив этот нужный вид деятельности и частично потеряв приобретённые на этой работе пагубные привычки, я потом ещё  долго не мог понять, почему в обед, я себя так плохо чувствуя, чего-то явно не хватало.
        -Учиться мне пришлось на заочном, - продолжает вспоминать свои юные годы сценарист, - чтобы поступить на дневное во ВГИК нужно было сдавать английский, а с этим у меня были трудности.
       Будучи студентом третьего курса, Александр Эммануилович, пишет курсовой сценарий к фильму «Афоня», который по идейным соображениям не принимают. По совету друга, он отправляет его на конкурс работ о рабочем классе и в журнал. Его работа попадает к кинорежиссёру Георгию Данелия и выходит в 4 номере за 1974 год в журнале «Север», под названием «Про сантехника Борщева». За этот сценарий он получает свою первую премию и разгромную статью одного из критиков, потом конечно появились и хорошие. - Я только каким-то чудом не запил,- рассказывает Александр Эммануилович, переживавший больше ни за себя, а за родных и близких, прочитавших этот критический очерк. С этого момента молодой сценарист, совсем перестаёт читать отзывы о себе в прессе, как плохие, так и хорошие. Хотя отрицательные рецензии, наверное можно считать своего рода признанием, так например у Булгакова, за десять лет его творческой деятельности накопилось 298 ругательных рецензий и только 3 благожелательных. Он всякий раз вырезал их из газет и тщательно наклеивал над письменным столом в своей маленькой комнате в «нехорошей квартире», где происходили действия его знаменитого романа «Мастер и Маргарита».
-Всех героев я пишу с себя, - продолжает объяснять известный сценарист,- Афоня первоначально был маляром и только уже потом я сделал его сантехником. Сантехник в те времена был медийным персонажем - про него очень часто сочиняли анекдоты, но главным героем фильма он до этого ещё никогда не был.
-Вообще все кино про меня, - продолжая эту тему, скромно признается Александр Бородянский,-когда я работаю над сценарием, то сам становлюсь этим персонажем, хорошие качества - мои, плохие разумеется беру на стороне.
-Когда пишу, я вижу перед собой актёра, - делится своими творческими секретами Александр Эммануилович,- в лице Афони например, я представлял молодого Никулина, иногда это запросто может быть кто-то из американских артистов. На роль Афони пробовался даже Высоцкий, но в итоге, как мы знаем, прошёл Куравлев. После очередного упоминаний фамилии недавно ушедшего из жизни кинорежиссёра Георгия Николаевича Данелия, слезы вдруг начали душить горло Александра Эммануиловича и несколько секунд он не мог продолжать своё выступление, их объединяли долгие годы дружбы и совместной работы. На написание сценария Александр Эммануилович обычно тратит не больше месяца, а вот сбор материала может тянуться и до полугода.
-Порой толчком для написания целого сценария, может служить всего одна фраза или жизненная ситуация, поясняет сценарист. - Например образ голой секретарши, печатающей на машинке, послужил идеей для создания фильма «Город Зеро». Жанр абсурда, Бородянский считает одним из своих любимых, возможность делать мистику появилась у кинематографистов с началом «Перестройки» в СССР, так в 1988 году увидел свет фантасмагорический фильм «Город Зеро». - Абсурд и гротеск обнажают многие вещи, с которыми мы сталкиваемся каждый день, - поясняет мастер сценарного слова.
-Никакой любви к книгам родители мне в детстве не прививали,- отвечает на вопросы касающиеся воспитательных процессов в его семье Александр Эммануилович, - я был ужасным фантазёром и что бы я не придумывал, меня никогда за это не ругали. Дар выдумывать и фантазировать есть в каждом ребёнке и у многих он так и пропадает, после того как родители начинают ему говорить: «Хватит врать или хватит нести всякую ерунду». Я фантазировал совершенно без всякой для себя выгоды, и родители не душили во мне это качество, хотя один раз я наврал маме когда курил, но выгоды в этом не было, я просто хотел избежать наказания.
-Призы мне всегда были безразличны, -заканчивает своё выступление сценарист, - а вот если бы в кинотеатре на моем фильме не было бы зрителей, вот тогда бы я действительно расстроился. После мастер-класса Александр Эммануилович был взят в плотное кольцо своих поклонников.
- И вам что-ли? Вы же мужик! - смеётся сценарист подписывая библиотечную программку и со словами: «Ну сейчас конечно я стал толстый», охотно фотографируется с представителями слабого пола.
 - Ощущение как будто я домой приезжаю,- отвечает Александр Эммануилович, на просьбу репортера сказать пару слов о нашем городе,- Выборг такой же маленький и уютный как мой родной город Воркута.