Я - исследователь

Виталий Демешко
Знак информационной продукции: 12 +

Сегодня мне захотелось показать читателям рамки моего творчества.
На моей странице уже много всего написано и размещено. И у некоторых может сложиться впечатление какой-то хаотичной жанровой мозаики. Понятно, что каждому произведению – своя аудитория, но всё-таки сделаем некоторые пояснения.

Для меня давно не секрет, что по натуре я - исследователь. И склонность к исследованиям я открыл в себе ещё в детстве. Меня никогда не интересовало то, что знают все. Но очень интересовало то, что никто не знает.

Вот пример из милой моему сердцу астрономии. Меня никогда особо не трогали проблемы исследования больших планет: Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера. Да, я о них читал. Да, я знал, что они не до конца изучены. Но меня непроизвольно влекла только одна крупная планета – Плутон. И именно потому, что о ней люди знали меньше всего. Это потом, в 2000-х годах Плутон выпал из числа больших планет, а теперь мы о нём знаем многое благодаря аппарату «Новые Горизонты». Но тогда, в начале 1990-х, о его поверхности, свойствах, странной форме орбиты и происхождении было больше гипотез, нежели фактов. А ещё я очень сильно интересовался «лунами» планет гигантов - Ио, Европой, Титаном, Тритоном. С упоением читал книгу Б.И. Силкина «В мире множества лун» [1]. Тогда о них было известно в разы меньше, чем сейчас, поскольку все сведения были только от самых первых космических аппаратов дальнего космоса – «Пионеров» и «Вояджеров».

Желание изучать неизвестное перешло и в мою профессиональную сферу - географию. Мне интересны те уголки Земли, где сокрыты миллионы тайн: дно Мирового океана и Большой Барьерный Риф, Арктика и Антарктида, Сахара и озеро Чад, Экваториальная Африка и джунгли Амазонии…

Какое это имеет отношение к творчеству? Да самое прямое.
Взять, к примеру, тему узкоколейных железных дорог (УЖД), о которых я много пишу в дневнике, и опубликовал два очерка на странице «Проза.ру» [2, 3]. Можно ведь интересоваться обычными железными дорогами. Но про них известно практически всё: история, география, технология. А вот про УЖД актуальной информации крайне мало. УЖД Омской области так вообще - «белое пятно» на географической карте. Восполнить этот пробел – одна из моих наиболее важных задач.
Или другой пример – общественный транспорт. Вроде бы – чего тут изучать? Но вот далеко не все материалы раннего этапа развития общественного транспорта в Омске исследованы и опубликованы. И я уже кое-что «раскопал» на этом поприще, например, автобусные маршруты начала 60-х годов [4]. О них ничего не было известно, а мне удалось найти полные списки в нескольких вариантах.

К сожалению, даже в российской науке начала XXI века поиск научной новизны – не приоритет. Мне очень странно видеть, как критериями эффективности учёных становятся наукометрические показатели: количество публикаций (в которых порою нет ничего нового), степень цитируемости (а ведь цитаты уподобились банальным «лайкам»!), индекс Хирша (публикации + цитаты) и т.п.
Для меня всё это скучно. Я убеждён, что хотя бы одна публикация с научной новизной стоит всех прочих вместе взятых.

Мне хочется открытий. Хочется видеть окружающий мир под другим углом. Мне хочется знать миллион деталей, которые никто не знает. Мне хочется срывать завесы тайн и сужать границы непознанного.
И, конечно, делиться этим с друзьями, читателями и всеми, кому интересно.
Наверное, такое объяснение моей публикационной деятельности (в том числе и о проекте «Они не забыты» [5]) поможет оценить её результаты.

Литература:
1. Силкин Б.И. В мире множества лун. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы. – 1982. – 208 с.
2. Демешко В. Аксёновская узкоколейная железная дорога. // http://proza.ru/2017/08/19/608
3. Демешко В. О строительстве моста Малобичинской УЖД. // http://proza.ru/2017/08/22/833
4. Демешко В. Автобусные маршруты Омская 1960-х годов. // http://proza.ru/2019/07/31/160
5. Демешко В. О проекте «Они не забыты». // http://proza.ru/2019/01/12/128

07 августа 2019 г.

На фото - автор во время исследования бывшей Аксёновской УЖД, Усть-Ишимский район, Омская область, август 2015 года.

Фото - Д.С. Феоктистова.

Страница автора: http://proza.ru/avtor/demits