О некоторых исторических совпадениях

Александр Облаухов
"И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей" (Быт. 4:8-11)

В ходе репрессий против казачества в ст. Мингрельской 23 июля (6 августа по новому стилю) 1918 г. красноармейцами были расстреляны без суда и следствия 8 человек. В ходе архивных изысканий имена всех невинно убиенных были установлены. (Подробная информация – в статье «Красный террор в станице Мингрельской 1918 – 1922 гг.» ссылка на статью http://www.proza.ru/2019/03/06/131)

Надо отметить, что дата этого печального события, шестого августа, символично совпадает с празднованием Церковью памяти первых русских святых -  благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Святых, которые предпочли принять смерть, но не обагрить руки кровью своего старшего брата, тем самым избежав кровавой междоусобицы. Житие этих святых будет изложено ниже.

В процессе написания статей о красном терроре мне часто задавали вопрос, почему казаки не сопротивлялись? Почему они силой оружия не остановили широко распространившуюся русскую смуту?

Конечно же сопротивлялись, конечно же пытались остановить, но для большинства казаков, как истинных христиан, все таки поднять руку на своих же братьев по крови, пусть и вероотступников, клятвопреступников и негодяев, было безнравственным и бесчестным поступком. И вот те мужественные воины, которые побеждали турок, которые совершали беспримерные подвиги на фронтах первой мировой войны оказались перед непростым выбором: пролить кровь своих братьев на землю родной станицы или умереть самим. И выбрали второе. Можно давать разные оценки этому выбору, но нельзя не признать, что эти люди поступили со своими земляками, как христиане, покоряясь евангельской истине.

И напротив их враги, будучи безбожниками, не имели никаких моральных ограничений, как об этом метко сказал в свое время Достоевский: «Если Бога нет, то все дозволено». Тем более, что теория о скором светлом будущем служила надежным оправданием любым зверствам, в том числе и массовым.

Но как и в случае со Святополком Окаянным, убившим своих святых братьев, Суд Божий заменил суд человеческий. Безбожное государство рухнуло, а вера и до сих пор жива. Потому что Святую Русь никаким оружием победить невозможно. И обязательно наступит время, когда имена наших станичников-страстотерпцев займут свое место в церковных святцах рядом со святыми Борисом и Глебом. И им будет совершаться службы не только в России, но и в Сербии, Иерусалиме, Европе, Америке, Японии, Африке и многих других местах земного шара – везде, где есть храмы Вселенской православной Церкви.

А пока что, до их прославления в лике святых, мы совершаем, как это принято, заупокойные панихиды. Ближайшая будет совершена 16 августа, вместе с памятью убиенных иерея Иоанна и матушки Анастасии Малаховых.


ЖИТИЕ СВВ. БОРИСА И ГЛЕБА

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб - первые русские святые, канонизированные Русской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Старший из братьев - Борис получил хорошее образование. Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь служению Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца, милостивого и отзывчивого к бедным, больным и обездоленным.

Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода. Дружина уговаривала его пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть. Убийцы настигли его, когда он молился в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты и пронзили его копьями. Любимый слуга святого Бориса - Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту князя и немедленно был убит.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела - Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить святого Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так — без сопротивления погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основной христианской добродетели - любви. Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести - они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19).

В 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола».

Благоверные князья-страстотерпцы - особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380).