Жемчужина у моря

Сергей Мехреньгин
     Эту публикацию автор посвящает памяти советского и российского исполнителя шансона, автора стихов и музыки, аранжировщика Вилли Токарева.


Из сборника "Морская соль".

     Мой первый после окончания мореходки загранрейс окончен. Мы пришли в родной для нас порт Мурманск после полугодового плавания в южные широты, оставив за кормой свои положенные тысячи морских миль.
 
     За минувшие пять с половиной месяцев наш экипаж выловил, обработал и сдал на борт транспортных рефрижераторов многие тонны свежезамороженной рыбы, рыбной муки и консервов.
     Мы испытали массу новых, незабываемых впечатлений: дважды пересекли экватор; красочно отметили это событие при переходе в нижние широты, устроив Праздник Нептуна; видели за бортом всяческую океанскую живность - китов, дельфинов, морских львов, бутылконосов, летучих рыб...
     Находясь на промысле в Атлантике, у южной оконечности Африки, вблизи Кейптауна, в свободное от вахт и судовых работ время мы обычным, любительским ловом, на удочку-закидушку, на живца поймали множество тунцов, испытав при этом невероятные ощущения по-настоящему рыбацкой удачи и борьбы.
     Наконец, мы посетили Канарские острова, побывав в порту Лас-Пальмас, и это тоже не забываемо.
    
     Словом, мы вернулись. Всё позади. Мы заслужили свой отдых. И отправиться в один из мурманских ресторанов, чтобы отпраздновать приход в родной порт, - в полном праве.
 
     ..."В шумном зале ресторана" нашёлся столик и для нас двоих - моего коллеги по машинной команде Серёжи Антушева и меня. В рейсе мы с Сергеем жили в одной каюте, расположенной в конце коридора по правому борту шлюпочной палубы. К тому же, нас объединяли музыкальные пристрастия. Практически сразу мы подружились, играли в самодеятельном трио: две акустические гитары и обыкновенная балалайка. Радиооператор Витя Вроцлавский был третьим участником нашей инструментальной "банды" - он натянул на балалайке басовые гитарные струны и вполне себе нормально вёл партию бас-гитары, как до того в ВИА таллинской мореходки, выпускником которой и являлся.

     Кроме того, при выходе в рейс, в судовой лавочке, как её называли, в счёт будущей рейсовой зарплаты я взял себе радиоприёмник "Океан" (с диапазоном УКВ), а мой сосед Сергей -  стационарный магнитофон "Днипро". И, находясь уже на промысле, у берегов ЮАР, мы записали массу популярных тогда мировых хитов, многие из которых стали современной классикой и звучат поныне на радио, на дискотеках, в ночных клубах.
 
     И неудивительно то, что отпраздновать возвращение из рейса мы с коллегой и тёзкой отправились вместе.

     Официант. Заказ. Выпили-закусили. Всё, как подобает случаю.
    
     Проходит немного времени. И вот - кульминационный момент: мужчина среднего роста, не первой - скорее второй - молодости, с проблесками ранней седины в курчавых, чёрных завитках волос на голове, живым блеском и быстрым взглядом карих глаз и не меньшей живости в его движениях, торжествующей походкой победителя появляется в дверях зала ресторана.
 
     И тут же, едва завидев его, музыканты начинают исполнять: "Ах, Одесса! Жемчужина у моря...".
     Ведь появился - кто? Да наш Аркаша, матрос-прачка* с нашего же судна - ППР "Карпаты"**.
 
     Во-первых, Аркаша - одессит. А во-вторых, он готов оставить немалую часть из своей рейсовой зарплаты в этом зале, как уже бывало не раз в истории мурманского ресторана "Белые ночи" - культового заведения среди моряков и рыбаков заполярного портового города того времени.

     Почему столь популярен был именно этот "кабак", приобретя статус культового?
     Да оттого, что именно там, до своего отъезда в Нью-Йорк "зажигал" со своей командой музыкантов  ещё молодой тогда Вилли Токарев, сначала эмигрируя из Ленинграда в эту северную глубинку, а потом – в Америку. Когда Токарев, потомственный кубанский казак, джазмен-контрабасист и автор-исполнитель собственных песен  убедился, что в СССР ему никогда не удастся выпустить сольную пластинку, в 1974 году музыкант принял решение уехать в США.

     Отчего он решил сменить северную столицу на заполярный Мурманск? Именно в Заполярье Вилли получил массовое признание как исполнитель своих песен, а исполненная Токаревым в 1970 году его же песня «Мурманчаночка» настолько тронула сердца жителей Кольского полуострова, что на долгие годы стала его своеобразным гимном.

     К тому же, в юности будущий музыкант и композитор на практике познал, что такое труд в морской профессии - в 1948 году, по окончании курсов он совершил своё первое морское плавание на пароходе, где работал кочегаром, посетил ряд зарубежных стран.

     Что ни говори - родственные души. И наш Аркадий, вернувшись на мурманский берег, гулял широко: вечер за вечером не жалел червонцев, заказывая песни у музыкантов "Белых ночей", которые «лабали» в этом увеселительном заведении. Поэтому нашего матроса знали, помнили и, выказывая ему особый респект, встречали его с порога знакомой, родной ему мелодией...

     Наверное, в рейсах, за работой Аркадия в судовой прачечной, на подвахтах по обработке или выгрузке рыбы его душу грели воспоминания о проведённых вечерах, о танцах в ресторане "Белые ночи", под незабываемый по манере исполнения голос Вилли Токарева.

     "Ах, Одесса!.. Жемчужина у моря...".
     Что ни говори, ресторан "Белые ночи" в те времена и сам был своеобразной "жемчужиной" на берегу Кольского залива. "Жемчужиной", где обретал силу для броска через океан будущая звезда русского шансона, мировая знаменитость. Мурманская сцена, морская среда портового города, несомненно, стали для Вилли Токарева и трамплином, и придали ему решимости для старта в новую жизнь, к достижению новых, более масштабных, значительных целей.
 
     "Небоскрёбы, небоскрёбы... А я маленький такой...".

* Матрос-прачка в экипаже из ста человек в основном занимался стиркой белья в судовой прачечной.
** ППР - промыслово-производственный рефрижератор.
 
Фото - stories-of-success.ru