Бывает и такое! 1984

Виктор Жижин
          Близился к концу август 1984 года. Вместе с ним заканчивался и наш поход – не хилая «четвёрка» по Западному Кавказу, в которой были пройдены малоизвестные в то время такие перевалы как Пшиш Узловой (он же Хиллари), Малый Аманауз, названный когда-то архызкими спасателями Липецким, а затем москвичами - Торнау и Краб, который в снятой записке почему-то назвали перевалом Чёрной Собаки. Надо же до какого названия додумались туристы! Наверное, по аналогии с чёрным альпинистом или, может быть, действительно тащили за собой нахлебавшегося приключений пёсика! 

          Финиш маршрута был так же аккордным – с юга на север через перевал Псыш, считавшийся в то время сложнейшим в горном Архызе. С полупустыми рюкзаками мы бодро шагали по Наурской тропе, предвкушая скорую встречу с родными и близкими людьми. Остались справа перевал и вершина Токмак, устье бурливой Секиртме, вот и переправа по брёвнам через широкое течение Аманауза. Впереди – многорукавье Белой. Там, сразу не поверили глазам, на поляне стоял так хорошо знакомый тёмно-зелёный «Уазик» Архызско-Лабинского КСО, а рядом с ним докуривал сигарету Коля Кубеков – штатный спасатель всё того же отряда! Крепко обнялись. Первый вопрос – от него – «Как сходили»? Я в ответ показал поднятый вверх большой палец и в свою очередь – «А ты как здесь очутился»? Оказывается, привёз несколько туристов с проводником к началу подъёма на Айюлю.

          Всегда лучше плохо ехать, чем хорошо идти! Подбрасывая на ухабах, распуская веером брызги из пересекавших дорогу ручьёв «Уазик» мчал нас лесной дорогой в Архыз. Уже был близок с правой стороны Кизгыч - приток Псыша, когда мотор вдруг заглох! Коля помянув шайтана, объявил, что бензин в баке кончился, потом помянул второго шайтана, который накануне забрал из машины канистру с запасным топливом.  Мы, шестеро крепких парней, приготовились было толкать таратайку до посёлка. До него оставалось, ну, не больше километра! И в этот момент нас озарило! Бензин есть у нас! Чуть больше литра в двух примусах, да полулитровая фляжка из-под какого-то шампуня.

          Перед глазами предстало нечто редкое – в отверстие бензобака аккуратно сливалось содержимое «Шмелей», так называлась марка наших примусов, за ним последовал «шампунь». Мотор фыркнул и завёлся! Через пять минут мы были в Архызе возле домика КСО!

          Обычно водители не отказывались слить туристам толику бензина для заправки примуса, когда за символическую плату, а когда и просто за спасибо. Но такого случая, чтобы от примуса заправлялся автомобиль, в истории пока ещё не упоминалось!

          Нынче кругом обилие всякого рода «буржуйских» горелок. Но ветераны с теплотой вспоминают существовавшие когда-то примуса «Турист», «Шмель», «Огонёк». Некоторые из них и по сей день добросовестно трудятся на благо своих хозяев, заслужив самые добрые слова о себе.

                Воздам хвалу я вещи славной -
                Трудяге под названьем "Шмель"!
                Он служит много лет исправно,
                И не торопится в музей!

                Кой-где с него облезла краска,
                Местами точечками – ржа.
                Слегка оплавлена пластмасса
                На ручке длинного ключа.

                На вид, как будто неказистый,
                Был выше всякой похвалы!
                Без лишних слов и очень быстро
                Вносил свой вклад в походный быт!

                При навалившемся ненастье
                Творил уюта волшебство -
                Волною плыли по палатке
                Покой душевный и тепло.

                Везде, всегда он без отказа
                Что нужно было – всё варил.
                Трудился честно и ни разу
                Наш коллектив не подводил!

На фото тот самый примус "Шмель".