Иероним Босх. Между адом и раем -1

Койфман Валерий
ИЗ   МАТЕРИАЛОВ   ВАЛЕРИЯ   КОЙФМАНА
Вступление.

Наследие Иеронимуса Босха Ван Акена, нидерландского художника рубежа XV-XVI веков - уникальное явление в истории европейского и мирового искусства. Оно не укладывается ни в рамки общей европейской традиции, ни в русло развития ранней нидерландской школы живописи.
В отличие от других нидерландских мастеров - Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена  и других - Иероним Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая - Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли.
Некоторые его произведения («ВОЗ СЕНА», «САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ», «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ», «ИСКУШЕНИЕ СВ. АНТОНИЯ» и ряд других) не имеют аналогов ни в современном ему искусстве, ни в искусстве предшествующего времени.

Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения - ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ, МИКЕЛАНДЖЕЛО, РАФАЭЛЯ, - однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач.
Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.
 Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ.
 

АУТОДАФЕ (С ПОРТУГАЛЬСКОГО) – БУКВ. «АКТ ВЕРЫ».Конец 15 и начало 16 века – тяжелые и грозные смутные времена, для мален¬ких, но богатых Нидерландов особенно. Чем больше процветала страна, тем бесцеремоннее грабили ее испанские монархи, черпая здесь львиную долю своих доходов. Испанская инквизиция свирепствовала в Нидерландах, как дома.
Повсюду воздвигались виселицы, пылали селения, кровавые пиршества довершала эпидемия чумы. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения, изуверские секты, занятия колдовством. В городах пылают костры, заседают трибуналы инквизиторов, сжигают ведьм, колдунов и еретиков.


В эти смутные времена и жил Босх. Он создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх.

В настоящее время известно примерно 35 живописных произведений Босха (некоторые из них вышли из его мастерской, некоторые считаются копиями с его несохранившихся картин и 8 рисунков. Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины.
Увлечение Босхом продолжается и по сей день, хотя, чтобы понять и оценить его творения, требуется преодолеть, как минимум,  две трудности.
ПЕРВАЯ состоит в том, что оригиналы его творений не так-то просто увидеть. Произведения Босха выставлялись все вместе лишь в 1967 году в его родном городе Хертогенбосе, где устроили большую ретроспективную выставку. Значительные картины живописца находятся в Прадо.
Правда, одно из лучших творений  БОСХА ТРИПТИХ “ИСКУШЕНИЕ СВ. АНТОНИЯ”, принадлежит как раз одному из наименее посещаемых музеев - Музею старинного искусства в Лиссабоне.
Имеются его отдельные шедевры и в парижском Лувре, и в Академии изобразительных искусств в Вене, и в Музее Бойманса - ван Бёнингена в Роттердаме, так что собрать их воедино непросто.
ВТОРАЯ ТРУДНОСТЬ заключается в том, что зрителю иногда нелегко найти в искусствоведческих работах ключ к пониманию этого художника. Удивительные образы Босха часто рождают вольные, поэтические трактовки, которые больше говорят о самих исследователях, чем о мастере. Посвященные ему работы порой беспорядочны и противоречивы.
Сам Босх не оставил ни дневников, ни каких-либо заметок о том, что хотел сказать своими картинами, ни даже их названий. О жизни его тоже известно немногое... ЛИШЬ 7 ТВОРЕНИЙ БОСХА ПОДПИСАНЫ. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения, а предполает приливы и отливы.

В эпоху Реформации, наступившей через год после смерти художника, ранняя нидерландская живопись и скульптура понесли огромный урон. Протестанты упраздняли монастыри и аббатства, безжалостно уничтожали иконы и статуи, украшавшие католические храмы, рассматривая католический обычай изображения святых как недопустимый пережиток язычества. Особенно бурный характер иконоборческое движение приняло в Нидерландах, где в 1566 году было разгромлено свыше 5000 церквей и монастырей. Уничтожены были и фрески Босха в церкви Хертогенбоса.

На портрете Босха, выполненном пером, из так называемого "Аррасского сборника", - возможно, копии с автопортрета, - он изображен уже в летах, с изборожденным морщинами лицом и живым и проницательным взглядом. А вот фигура на первом плане слева в "Восхождении на Голгофу" и голова "человека дерева яйца" в триптихе "Сад наслаждений" (оба считаются его автопортретами) дают нам представление о внешности Босха в более молодом возрасте.

ФРЕСКА ОТЦА. Босх вырос в семье потомственных художников. Предки Иеронима были родом из Германии, из города Аахена (отсюда «Ван Акены»). Дед по отцовской линии - Ян ван Акен, умерший в 1454 году, расписывал принадлежности для религиозных представлений , создавал фрески. Из пятерых сыновей Яна три стали художниками, в том числе отец Иеронима Антонис, умерший в 1478 году и оставивший мастерскую брату Иеронима Гооссену, тоже художнику.
Первые уроки ремесла Иероним получил от деда и отца. Затем совершенствовался в искусстве, обучаясь в голландских городах Гарлеме и Делфте. Вначале Иероним выполнял самые разнообразные заказы: стенные росписи, золочение деревянной  скульптуры и даже изготовление церковной утвари.

ХЕРТОГЕНБОС.  СОБОР. Псевдоним "Босх" образован от названия города Хертогенбос - в переводе "герцогский лес" - небольшого голландского городка, расположенного неподалеку от бельгийской границы, а в те времена - одного из центров герцогства Брабант. Во времена Босха город славился торговыми связями, а также производством органов и колоколов. Там Иероним родился, вероятно он около 1450 года,прожил всю свою жизнь - насколько известно, он никогда никуда не уезжал из Хертогенбоса.
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам. Жена Босха пережила мужа на три года.

Немногие точные факты биографии художника почерпнуты из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана вся его жизнь и жизнь многих членов его семьи.
Светские братства были в то время очень многочисленны и играли важную роль в религиозной и общественной жизни. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Символом братства был белый лебедь, и все адепты, называемые также "братьями лебедя", ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.
Братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности. Конгрегация выступала и против еретических сект и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.
В 1488 году Босх становится "почетным членом" братства. В этой связи он назван живописцем, а значит, он уже был свободным мастером. В дальнейшем Босх будет щедро жертвовать братству деньги и свой труд художника: он распишет створки главного алтаря, сделает рисунок для цветного витража, потом будет заниматься гербовыми печатями, руководить работами по росписи и позолоте нового, резного алтаря, изготовит форму для медного канделябра и распятия (ни одна из этих работ не сохранилась).
Последнее упоминание в книгах Братства относится к 9 августа 1516 года. В этот день в капелле Богоматери церкви Святого Иоанна состоялось торжественное отпевание брата Иеронима, "выдающегося художника".