А в глаз если?

Андрей Тюков
Самоучка-философ, башмачник из Германии учит: чтобы услышать Божественные глаголы, должно воспарить туда, где нет никакой твари. Ученик: Это где? Учитель: Это в тебе. "Такова "мистика" Якоба Бёме." (Иван Фокин. "Pholosophus Teutonicus...")
Небось озадачился, болезный. Ученик-то. И мы с ним. Что-то подсказывает нам, неучёным: трудно, невозможно это – найти такое место, хоть ты в себе, хоть ты вне себя, где её нет, "никакой твари". Всюду тварь, феноменальное сознание иначе не видит и мы ничего с этим поделать не можем. Куда ж нам воспарить?
Слова тварь в богословском дискурсе не имеет привычной нам пейоративности: тварь – это всё сотворённое, то есть вообще всё, коль скоро всё сотворено Создателем в течение одной рабочей недели без выходных ("... вся тварь совокупно стенает и мучится доныне." (Рим. 8, 22)). Поэтому воспарить и некуда. Всюду тварь, всюду понедельник-пятница, всё стенает и мучится, и только в субботу сердца какое-то подобие отдыха ожидает одиноко выпавшего из потока творения. Но – слабое и как бы через мутное стекло... гадательно. Как же понять тебя, братец Якоб?
Для этого придётся воспарить над словарями русско-немецкого языка, над вокабуляром феноменального сознания. Обратимся к опыту внутреннего человека, этот опыт сугубо духовный, понятиями не измеряется и в словах не искажён. Опыт одного слова. Вот, как в антиутопии "1984": одно слово – и баста... А всякие там оттенки, мудрствования, аллюзии – отменить! Мы приучены читать Оруэлла как Сирина. Редукцию такого рода воспринимать как насилие над правом человека выражаться доступным ему способом и в любом месте, хоть бездны страшной на краю, а хоть перед закрытой на ремонт статуей основателя Москвы, князя Юрия Долгорукого. А если читать как Гамаюна? А если, блин, воспарить? Братцы! Это же какие оттуда горизонты откроются! Возвращение к одному слову – это же... исход в одноязычие до строительства (неудачного) Вавилонской башни. Золотой век человечества. Когда ты мог стоять где захочешь, на какой захочешь улице, и эцилоп не имел права свинтить тебя в автозак и доставить в ОВД "Южное Тушино", по статье 20.2 КоАП. Во были времена...
Чтобы увидеть феноменологическую подкладку события, недостаточно отправить Горбунова в отставку (а в планируемой перспективе, и на Колыму). Зелёнкой в глаз? Неизвестный автор "Немецкой теологии" (открыта Лютером) утверждает: у созданной души два глаза, один (правый) созерцает вечность, другой (левый) видит временное и преходящее. Фокус в том, что – или-или! Или ты смотришь одним глазом, или другим. Вместе они работать отказываются, "в одну телегу впречь неможно...". "Поэтому кто хочет смотреть одним глазом только, должен освободиться от другого, ибо никто не может служить двум господам", – предостерегает неизвестный автор. Слыхал, Алексей? Чего умные люди в семнадцатом веке писали...
Это в сущности то же самое, что двойная интенциональность потока сознания по Гуссерлю, субъективность/объективность тож. Один "глаз" сознания воспринимает первичный ряд интенциональных переживаний, а другой – интенциональное единство. В том только отличие, что наш Эдмунд, тварь учёная и себя уважающая, приписал сознанию способность видеть двумя "глазами" одновременно. Башмачники и в семнадцатом столетии понимали, что это невозможно...
Башмачник Якоб Бёме, опять вернёмся к нему от феноменолога Э. Гуссерля и кандидата (незарегистрированного) И. Кульнева, говорил о некотором внутреннем взгляде на вещи этого мира. Такой взгляд (а мы уже знаем-знаем, что это правый глаз), отвлекаясь от феноменальной мишуры и предстоящих выборов в Мосгордуму, видит самую суть всего-всего-всего, и эта суть – не Винни-Пух какой-нибудь, или Кролик, или Пятачок, или Соболь Л., а это сочинивший их всех, равно и нас, Неизвестный Автор.
Который, заметим, иногда выступает в Писании под "именем" Аминь.


6 августа 2019 г.