Я не люблю композиторов

Мария Городецкая 2
То есть абсолютно.Хоть отлично понимаю, что без их наследия моя профессия изначально утрачивает смысл.Но они!  Я тоже, как в анекдоте, прекрасно понимаю, что все композиторы 18 века уже давно умерли. Я даже знаю больше. Уже и другие многие тоже не живут на свете.Не отрицаю, я не знала лично ВАГНЕРА.Да и Прокофьев успеть умереть еще за шесть лет до моего рождения.Но некоторые другие.Были мне знакомы.Некоторые не только по произведениям. но даже еще и лично.Но это никак не отменяет моей к ним нелюбви в целом, как производителям прекрасного и первоначальникам моей зарплаты на всю жизнь.

Они же! Кроме музыки! Такого в жизни успели  натворить.Этого простить нельзя.
Например, Шуман. Кроме музыки. Болел.Так в этой его болезни он начинал бредить мотивами.Они проникали к нему в самый мозг.И лишали покоя. В том числе и ночью они от него не отставали.Эти его мотивы и меня теперь преследуют.Это что? Заразно напрочь? А ведь его музыку я вполне себе любила.Только философских сочинений не читала.

Теперь дальше. Брамс.Он успел такого натворить в своих непонятных нормальному обывателю высоких отношениях с Кларой Шуман? Тут уже и музыка может отойти на дальний план.

 А Мендельсон? Он почему марши сочинял, а под венец сам пойти напрочь отказался? Что-то с ним явное не то.Наворотил всяких  дел, а сам в кусты от брака?

Но вот ближе к нам.Прокофьев.Это уже просто совсем никак невыносимо.Там просто.Легко узнать  мотивы и его отличительную моторику во всем.Но оправдать  никак нельзя. Как это можно?Напихать на нотную линейку все в природе известные науке знаки?Выбрать какую-то нереальную тональность, в которой уже и простые звуки угадать никак нельзя.Сделать на лице хитрую улыбку.И заявить открыто. Что это он.Придумал До мажор такой.Он и духовым он все писал только в До мажоре, чтоб они не затруднялись. Это он так успешно решил сам с собой очередной шахматный этюд.И при этом успел выиграть у  самого себя очень быстро и удачно.

Но он все равно останется  мальчишкой-шалуном. Если мы  забудем Вагнера.Это уже просто квинтэссенция абсурда.

 Вот имели мы в обучении школьном профессиональном.Там предмет звали "муз.литература".Потом в высшем заведении у  него название сильно изменилось.И  стало это называться "История     музыки".Но сути это ни капли не меняло.Так в этом предмете есть такая часть.Ты должен на слух по игре рояля уметь отличить все партии.От главной и побочной. до повторения их в репризе уже в других по сценарию тональностях.И это еще что?Этому при желании вполне научиться можно.

Но вот родился на наши головы в  мире однажды этот Вагнер.И пошла с ним сплошная мука     в его новациях и свежих изобретениях.
Напихать в каждой опре сотни лейтмотивов.И многие из них имеют только два звука.И при этом они  то лейтмотив  меча, то зла или злата, то любви  и смерти. Вот стоишь ты у рояля.Тебе усердно тыкают две ноты,а каждый вариант -  это лейтмотив чего-то разного.
И в первом действии это лейтмотив одного  чего-то. А за время оперы он проходит изменения, не слишком изменяясь.Потому  что он от природы лейтмотив, и   поэтому он не должен изменяться.  Но ему вполне дозволено.Изменять тональности. Вот стоишь, пытаешься угадать хоть что-нибудь.И клянешь на чем свет стоит своих родителей. что пихнули тебя в это издевательство, лишив счастливого и безоблачного детства.

 Вот я решила   когда-то купить себе концерт Азарашвили для альта.Ну, думаю, всех заткну за пояс этой свежей слуху музыкой. А там одна из страниц этого сочинения. Вся четвертями одного и того же напрочь изрисована.Это надо тыкать эти четверти и стараться их как-то насытить смыслом?Но для этого необходимо обладать невероятною харизмой исполнителя. А меня при  рождении ею забыли наградить.

Или вот сочинение композитора Романа Леденева для альта.Романа я не знала лично. А вот с сыном его Андреем однажды мне довелось потанцевать на дискотеке в училище имени Гнесиных.Туда меня подружки притащили.При этом они обе прекрасно знали, что будут танцы.Они обе нарядились в совсем нешкольное и милое. А я среди них стояла, как Паша Строганова с сумками.Подруги успели мой школьный фартук    засунуть в мой портфель.Но сама форма просто на мне висела унылым коричневым комком.Значок комсомольский тоже лежал на фартуке в портфеле.Но настроение мне это совсем не прибавляло.Так бы я и стояла до самого конца.Но вот нарисовался рядом сын того композитора.Пригласил на танец.И сразу мне успел поведать про  то, чьим сыном он является. Учить балладу, сочиненную отцом, мне сразу напрочь расхотелось.Хоть там никто не успел сочинить ни одного лейтмотива.Но все равно.Желание пропало.

  А несколько композиторов, друзей  мого отца? Эти сразу писали некие трио, чтобы трио дочерей своих отцов их исполняли, прославляя старшее поколение?
 
Вот Давид  Кривицкий при жизни успел сочинить трио, где нет альта, но есть. Валторна. Поэтому, как ему самому казалось, это легко переложить на альт. И отца прославить этим исполнением.

 Возможно, нынешняя жена моего отца легко исполняет на виолончели за валторну  тоже. А я      сама не успела переделать эту его валторну для альта. Да там и стиль. половина музыки изображена четвертьтонами. Кто это сыграет, если он не  Башмет от самого рождения?
 
А друг отца Николай Каретников? Тоже ведь помнил о наличии дочерей у друзей, пока  еще был живой! Но и его сочинения я так и не охватила.  Композиторов-то получается. Намного больше, чем детей у музыкантов.