10. Читаем Евангелие. Продолжение

Сергей Михальчук
Рождество Иоанна Предтечи.

Библейская Антропология.

***

Всем, наверное, помнится известное евангельское вопрошание: - «Что есть имя тебе?» И все мы помним мудрое изречение: - «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт!»
Христианская традиция, учитывая важность «духовного» и «душевного» влияния имени на внутреннее состояние психики человека и на его будущую социальную роль в обществе, предписывает называть новорожденных именами святых, так или иначе связанных с его рождением, календарно или почитанием в жизни его семьи.
Традиция именования - присвоения имени, вообще присуща человеческому роду. Она всегда поддерживала связь потомков с предками, символизировала и передавала плотскую связь между ними: - связь между «землёю» и «землёю», ибо связь «земли» с «небом» была утеряна. Психика человека, исторически долго оставалась без связи с его пневматикой, которая скрылась где-то в неизведанных глубинах человеческого «сердца». Но неожиданно человеческая психика получила возможность нащупать, почувствовать путь к возобновлению этой связи. Человек ощутил, что приблизилось время, когда: - «Небеса вновь отверзятся!» И эти перспективы, опять-таки, связанны с рождением веры, то есть Иоанна Предтечи.
Читаем далее праздничное Евангелие Лк. 1:59-64 [Зач. 4]:
1:59 И наступил восьмой день, когда пришли обрезать младенца, и хотели назвать его именем отца его, Захарии.
1:60 Но мать его сказала: нет, но да будет назван Иоанном.
1:61 И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы именем сим.
1:62 И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
1:63 Он, испрося дщицу для письма, написал: Иоанн будет имя ему. И дивились все люди.
1:64 И тотчас отверзлись уста его и язык разрешился, и говорил, благословляя Бога.
Ветхозаветная традиция, основанная на законе Моисеевом, требует, на восьмой день от рождения, совершения над младенцем мужского пола обряда обрезания, при котором младенцу даётся имя, в соответствии с теми правилами и обычаями, которые сложились в общине. Поэтому на восьмой день по рождении Иоанна Предтечи в дом Захарии пришли священники, родственники, друзья и соседи, для участия в обряде обрезания младенца.
Но рождение веры, являющейся появлением новой жизни, жизни «духовной», ломает большую часть правил, обычаев и привычек прежней плотской жизни - жизни эгоистичной и лицемерной, а не «духовной» - и мать младенца просит назвать его Иоанном! - Ибо Господь сжалился, проявил милость к ним с Захарией. Но для окружающих людей, не чувствующих важности этих событий - внутренних «духовных» изменений в человеке милостью Бога, не произошло ничего особенного. Потому и пишет Лука, что всё окружение и община удивлены, ибо нет, ни в роде Захарии, ни в родстве Елисаветы, никого, кто носил это имя. Удивительным было и то, что Елисавета настаивала на том, чтобы её сына нарекли тем самым именем, которым повелел наречь его Ангел Господень! Ведь она не могла слышать об этом от своего мужа, - ибо Захария возвратился из храма имея «связанный язык», и не мог рассказать ей, что он видел ангела, который благовестил ему о сыне и его имени.
В чём заключён «духовный» символизм этого евангельского эпизода?
Первые проявления родившейся веры, идущие вразрез, наперекор всему сложившемуся и общепринятому, считающемуся правильным, воспринимаются как неразумие или даже безумие, как «блажь» чувств. Ведь вера - это феномен в первую очередь, иррациональный. Поэтому она, поначалу, и воспринимается, как нечто нерациональное. Но вера, как явление «духовное», снимает все противоречия между рациональным и иррациональным, к которым мы так привыкли в нашем «ветхом» опыте жизни. И человек, удивлённый тем, что предлагает ему вера, обращается к своему уму, для того, чтобы с привычной лёгкостью раскритиковать и отбросить всё это: непривычное и непонятное. Но не тут-то было! - Ведь вера совсем не чужда рациональности и не бывает, на самом деле, «врагом» ума. Просто вера основывается на нравственных критериях и главенстве совести! - То есть на том, что ум уже давно отбросил на задний план своего внимания, и порядком подзабыл. Но вера, напомнив уму обо всём этом, изменяет сам принцип мышления человека, ставя совесть во главу ума.
И когда человек, обращается к своему уму, для обличения в безумии своего нового чувствования, то бывает изумлён, так как его «безумные» чувства получают полную поддержку! - Как это и случилось в евангельском повествовании: - «И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его». - И Захария: - «… испрося дщицу для письма, написал: Иоанн будет имя ему».
А когда ум соединяется с совестью, при её главенстве, происходит исцеление психики человека. Она, снова обретя связь со своей изначальной основой - пневматикой, становится целой, и в своих душевных проявлениях, и в своих телесных свойствах. То есть «разрешаются узы языка» и «отверзаются уста», которые были связаны словом Архангела Гавриила, для телесного знамения истинности вести о рождении веры. И Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога, возвещая прочим людям явление в мир их Спасителя от «греха» и «смерти», и о своем сыне Иоанне - Предтече Господа, как о вере провозвестнице «духовных» плодов победы над ними.