Рыжий вереск

Анастасия Иванова-Романова
               
                Солнечный след
 
Май настиг ржаные поля, когда уже под практически летним солнцем переливались золотистые колосья, развевающиеся на лёгком ветру. Лес пел, и в этом пении были слышны крики птиц: иногда нежные, как журчание рек за соседним валом, а иногда пронзающие, словно раненый зверёк просил о помощи где-то совсем рядом. В этом хоре звуков слились и шум ветров, и шелест травинок, и гул проплывающих облаков, и весь голос природы, который можно услышать, лишь соединившись с ней в одно целое, ведь именно находясь вблизи с природой, начинаешь лучше понимать свою собственную жизнь…

Был тёплый майский день, когда Тёмка вышел из деревянного домика, огороженного узорчатым проржавевшим забором. Русые волосы немного колыхались на ветру, голубые глаза пристально вглядывались в небо, а щёки постепенно приобретали пунцовый оттенок. Тёмка по окончании шестого класса приехал к бабушке почти на всё лето, и смутно представлялись ему эти долгие два месяца без дворовых ребят, города и привычных будней. Здесь, в деревне, не было ни проносящихся под окнами машин, ни пыльных клубов воздуха, ни каких-либо занятий, кроме прогулок по соседнему лесу и чтения книг по школьной программе, которые, естественно, были отложены в сторону. Так и этим прохладным утром мальчик, завершив свои утренние дела, позавтракав и умывшись водой из ржавого крана во дворе, отправился в лес, где год назад бродил по душистым полям колокольчиков и ромашек.

Есть что-то пленительное в жизни природы. Возможно, в красоте растений, в яркости и свежести цветов находится какая-то схожая черта с жизнью обычного человека. Мы так любим смотреть на прекрасное, потому что не находим его в себе. Наши мысли не настолько прекрасны, наши поступки, наши слова и наше прошлое не настолько очаровательно и привлекательно, а у цветов каждая секунда их волшебной красоты наполнена чудом. Но мы все увядаем, как бутоны растений нежным утром, когда жизнь вокруг продолжается, и никто не смеет заметить, что у одной песчинки человечества – нет. Всё в мире схоже, по крайней мере, лишь потому, что всё заканчивается, давая начало другому.

Солнце поднялось выше, когда Тёмка вышел на полянку с высокой травой и густыми кустами. Становилось немного теплее, и уже чувствовался наступающий на пятки июнь. Мальчик сел на траву и поднял взгляд в чистое, нежное и спокойное голубое небо. Ветра не было, поэтому небольшие облачка шли медленно, размерено, как будто наслаждаясь красотой леса. Не известно, смотрели ли они на то, что находилось ниже их, но Тёмка то и дело поднимал взгляд вверх, насвистывая какую-то мелодию.

Прошло минут пятнадцать. Тёмка встал и направился по дорожке к окраине леса, где в прошлом году видел дятлов. Выйдя к уже знакомому месту, мальчик услышал отдалённый стук. Он пошёл дальше, погружённый в мысли о доме. Почему-то тоскливо и одиноко стало у него на душе. В деревне мальчик не завёл друзей, да и ребят его возраста здесь в принципе не было. Практически месяц предстояло ему гулять без единой души, с которой можно было бы поговорить. Тёмка чувствовал, как всё выше поднимался по горлу ком, как подступали слёзы. И в этот момент он так завидовал дятлам, потому что их было много, а он – один. Вдруг что-то зашуршало в кустах, находящихся справа от мальчика. Он замер, сердце его бешено заколотилось, но он всё же робко направился в ту сторону. Что-то промелькнуло перед глазами и быстро побежала сторону полянки. Тёмка побежал за ним.

Когда лес остался позади, мальчик понял, что ни разу не был в этом месте. Вокруг всё было покрыто фиолетовыми цветами, летали бабочки, стрекозы и жужжали пчёлы. Неимоверной красотой наполнялось это место. Осмотревшись, Тёмка увидел шевелящийся куст с цветами. Он подошёл ближе, а затем из-за стеблей показался силуэт небольшого лисёнка. Никогда мальчику не приходилось видеть зверька так близко. Лисёнок начал тревожно пятиться назад и мотать мордой в разные стороны, как будто выискивая укрытие. Тёмка понял, что зверёк вот-вот убежит, но он так не хотел этого. Не желая напугать его и пытаясь внушить доверие, он сел напротив куста, перестав двигаться. Прошло десять минут, двадцать, лисёнок почувствовал, что опасности нет, и вышел наружу. Недоверчиво посмотрев на мальчика и сторонясь, он прошёл мимо него. Тёмка хотел было привстать и пойти за ним, но, как только он сделал попытку подняться, лисёнок прытью поскакал в сторону леса, скрывшись за кустами.

Вечером мальчик рассказал бабушке обо всём. Рассказал, о красивых кустах, которые, оказалось, назывались вереском. Рассказал о прогулке в лесу и рассказал о лисёнке.

- Бабушка, а у меня получится с ним подружится, - спросил он.

- Лисы – звери дикие. Они просто так к человеку не подойдут. Лис в тебе опасность видит. Ты же к тем, кого боишься, не подходишь, так и он тоже. Поэтому надо показать, что тебя не стоит опасаться. Уж не знаю, получится ли.

- Получится, обязательно получится! -  крикнул мальчик, поставив кружку с чаем на стол.

- Ну хорошо, - ответила бабушка, - а теперь иди спать. Тебе завтра сложное дело предстоит, - не известно, верила ли бабушка в свои слова, верила ли она в успех этой миссии или просто не придала этим словам большого значения, но, поправив свои седые волосы, она улыбалась. Возможно, бабушка думала о чём-то своём, провожая внука взглядом. Но тем вечером Тёмка решил, что обязательно попробует подружиться, а ночью спал крепко, видя во сне, как бегают лисы по полянке с вереском, оставляя солнечные следы…

                Вереск

Когда нам очень сильно чего-то недостаёт, мы начинаем искать место, где можем восполнить эту нехватку. Будь то неполученная любовь, внимание или дружба. Внутри нас всегда есть огонёк света и надежда, что печальные времена обязательно закончатся. Так мы и идём по жизни с факелом любви, освещая каждый уголок, чтобы обязательно найти частичку чего-то сложного, без которой мы не можем существовать с собой в согласии. Нам всем нужны друзья, нам всем нужны любовь и понимание. И кто знает, может смысл в этом долгом поиске, завершив который мы получаем намного больше, чем утратили?..
               
С самого раннего утра Тёмка отправился в лес. Внутри было спокойно и как никогда хорошо, поэтому он составлял план действий, чтобы не напугать зверька. Но шёл час, второй, третий, солнце уже во всю припекало, а лисёнка нигде не было. Мальчик уже отчаялся, когда решил всё-таки пойти на полянку с вереском. Он сел на траву и вновь посмотрел в небо. Сегодня оно казалось ему безнадёжным, пустым и неживым. Вдалеке виднелись густые, тёмные и устрашающие тучи, которые несли с собой дождь. Тёмка глубоко вздохнул, просидел ещё десять минут и отправился домой…

Так шли недели. Началось по-настоящему жаркое и скучное лето. Мальчик всё реже думал о маленьком обитателе леса, но всё тоскливее и дольше тянулись дни. Были прочитаны три книги, содержание которых уже практически вылетело из головы. Лес оказался пройден от и до, были найдены кусты с ещё несозревшей иргой и малиной, и всё сильнее хотелось домой. Родители Тёмки уже три года подряд отправляли его к бабушке из-за командировок. Он всегда переживал, потому что даже в городе виделся с родителями только по вечерам, когда они приходили с работы - уставшие и неспособные дать ребёнку то, чего он на самом деле хотел. Нет, не новых игрушек и развлечений, а любви. Конечно, родители трудились, чтобы дать сыну всё необходимое, но забыли одно – себя. Были друзья, но родителей, как будто бы не было. Тёмке чувствовал себя одиноко здесь, и он уже с нетерпением ждал возвращения в город…

В один из жарких дней Тёмка, после купания в речке, пошёл на поле с вереском. Он уже отцветал, и мальчик решил в последний раз полюбоваться им. Прибыв к месту, он буквально замер на месте. Посередине поля седел он, тот самый лисёнок. За эти недели зверёк немного подрос и изменился, но это точно был он. Тёмка затаил дыхание и не знал, что ему делать, но всё-таки шагнул вперёд, специально создав шум травы, чтобы лис услышал. Зверёк вскочил и уже было хотел убежать, как вдруг мальчик упал на колени и опустил руки на землю, пытаясь показать, что опасности в нём нет. Но лисёнок отчаянно пятился назад. Тогда Тёмка лёг на траву, посмотрел в небо и заплакал то ли от обиды, то ли от одиночества, которое овладело им уже давно. Он закрыл глаза руками и лежал, тихонько всхлипывая. Неожиданно что-то ударило его по ноге. Тёмка осторожно открыл глаза и увидел лисёнка. Он сидел около него и тыкал в мальчика своей лапой. Тёмка привстал и, посмотрев на зверька, сказал:

- Не бойся, я тебя не обижу, - лисёнок лишь фыркнул ему в ответ...

Так наступила светлая полоса. Тёмка подружился с лисёнком и даже дал ему имя – Вереск. Практически каждый день мальчик прибегал на поле, где по кустам стрелой носился его маленький друг. Они стали неразлучными, по-своему близкими и родными. Вереск смотрел на него человечьими глазами, будто бы понимая, что ему говорят. И Тёмка делился с ним всем: своими печалями и радостями, мыслями и чувствами, надеждами и планами, а лис сидел рядышком и слушал внимательно, иногда фыркая и качая головой.

Однажды летнее небо неожиданно заполонили тучи, и пошёл дождь. Вереск отвёл мальчика в небольшой шалаш, построенный кем-то, видимо, очень давно. Еловые ветки во многих местах уже рассыпались, сама конструкция накренилась, но, так как она находилась под деревьями, дождь туда практически не попадал. Друзья слушали раскаты грома, иногда вздрагивая от ярких молний.

- Не бойся, Вереск. Скоро всё закончится. Видишь, там небо светлое? – Тёмка показал рукой куда-то вдаль, –Всё плохое когда-нибудь заканчивается, – добавил он и посмотрел на друга. Лис кивнул ему головой в ответ. И они сидели дальше, смотря, как капли пробираются сквозь заросли почерневшего леса…

                Огненный Лис и Дождь

Все истории, даже очень счастливые, имеют грустный конец. Мы можем грустить из-за того, как это закончилось, а можем из-за того, что в истории просто поставлена точка, и нам надо двигаться дальше. Думаю, как бы мы ни скрывали, как бы ни говорили о радости в завершении жизненных этапов, всегда есть грусть. Иногда она тёплая, как солнечные лучи по утрам, которые не обжигают, а ласково касаются кожи. Но иногда она ледяная, пронзающая и стремительно разрастающаяся в человеке. Есть тонкая грань между ними. Часто это останавливает, когда нужно просто идти дальше. Главное – понять то, чему именно данная история нас научила, ведь, если она важна, она будет влиять на жизнь и принятые решения. И я думаю, значимые моменты, до сих пор наполненные грустью, всегда будут нас подстерегать где-то за углом, но разница в том, остановимся ли мы перед ними или пройдём мимо…

Заканчивался июль. Солнце заходило всё раньше и, даже если этого было практически не видно, осень подступала ближе. Она была в ветре, проносящемся по полям и задевающем колосья. Она была в небе, смотревшем грустными звёздами на землю и тихонько вздыхающем, роняя слезинки, которые сгорали, скатываясь по бесконечным горизонтам. Она была везде и, что самое главное, она была в людях. Все готовились к её приходу, а Тёмке предстояло самое тяжёлое решение – попрощаться. Завтра он возвращался домой, и, как бы тяжело ему ни было, он в последний раз отправился на поле с вереском, который отцвёл месяц назад.

Придя на знакомое место, Тёмка увидел своего друга. Тот не носился за стрекозами или бабочками, не шуршал травой под лапами, не фыркал, видя мальчика. Он сидел тихо и, практически не шевелясь, смотрел в далёкое небо. Лис как будто чувствовал, что сегодня в последний раз они видятся. Мальчик осторожно утроился рядом с ним, и так оба сидели очень долго, хотя им казалось, что прошли лишь считанные минуты. Наверное, тот, кто придумал любовь, не знал, как её объяснить. Он вложил в нас умение бескорыстно отдавать и не требовать взамен, научил понимать близкого с полуслова или вообще без слов. Научил видеть душу и растворяться в желании делать другого счастливее, научил дружбе. И когда мы освоили эти истины, то поняли, что всё это было самым ярким и значимым для нас чувством. Тот, кто придумал любовь, показал нам, что не так важно само слово, само название этого чувства. Он показал, что намного важнее, что оно содержит внутри…

Наступил вечер. Небо, всё ещё зевая прохладными ветрами, потихоньку открывало глаза. Кажется, всё вокруг замерло на эти минуты, а Земля перестала вертеться. Пришёл момент прощания. Тёмка сидел на четвереньках и смотрел в тёмные глаза Вереска, которые поблёскивали на свету. О чём он думал? Вряд ли возможно узнать, но в этом взгляде читалась тоска и тяжёлая грусть, которая разделилась на них двоих. Тёмка сказал:

- Обещай… Обещай дождаться меня в следующем году. Обещай, что не забудешь меня, если мы не встретимся! Да нет, нет же, мы обязательно встретимся ещё, слышишь? – Вереск смотрел на него, как будто желая сказать: «да, я верю тебе», но молчал, потому что не мог говорить, - Обещай… - тихо произнёс мальчик и заплакал, как плачут только когда теряют что-то по-настоящему важное. Он обнял лиса впервые за это время, а тот пододвинулся ближе и уткнулся в него…

После полуночи начался дождь. Он опускался со звуком бьющегося хрусталя на июльскую дорогу. Окно было распахнуто, когда повеяло запахом скошенной травы, вымокшей земли и неожиданно посвежевшей ночью. Дождинки созвучно ударялись об карниз, прерывистые раскаты грома отзывались в соседних полях, молния, озаряя своим светом всё небо, то становилась ближе, то вновь пряталась между косматыми деревьями. Лёгким одиночеством веяло из окна, дождь, наполненный тоской, рассыпался по земле, словно жемчужинки с разорванного ожерелья. А дождь всё пел, пел и пел, рассказывая деревьям, колосьям и всей природе свою печаль, свою боль, своё огромнейшее лишение, которое не мог прочувствовать и понять обычный человек. Не известно, знал ли наш герой, но в тех краях была легенда об огненном лисе и дожде.

«Жил много веков назад Огненный Лис. Даже в самую тёмную ночь, когда туман застилал глаза, говорят, можно было увидеть яркое сияние в полях, лесах и около местных болот. Много где замечали следы Лиса, гулявшего по тёмным небесам, спускавшегося вместе с какой-либо летящей звездой на землю. В Лисе была разрушающая сила, которую он не всегда мог контролировать: горели поля, леса, дома воспламенялись по неведомым причинам, но практически сразу после этого всегда начинался дождь. Он как будто видел беды земли и успокаивал её хрустальными каплями слёз, опущенными на землю. Так продолжалось веками, пока однажды не встретился Лис с Дождём. Спеша укрыться от него, упала капля на его тело, оставив белое пятно. Лис взвыл от боли, как тут прогремел гром и тучи начали отступать назад. И тут Дождь проговорил:

- Я ранил тебя, Огненный Лис, не от великого зла или печали. Я ранил тебя, потому что так утроен мир, в котором что-то зависит от чего-то, кто-то от кого-то, как и есть вещи противоположные и уничтожающие друг друга. Мы равные по силе, но в этой схватке лишь я могу причинить тебе вред. Помни, что не только у тебя всегда есть сила над кем-то, но и у кого-то над тобой, - и Дождь ушёл прочь, оставив Огненного Лиса одного между светлеющим небом и сырой землёй.

Много раз после сталкивались Лис и Дождь. Иногда в золотистых, покрытых ночью, полях, иногда в косматых, непробудных лесах. Дождь рассказывал Лису истории, сказки и всё-всё, что встречалось ему на пути. Незаметно для себя они стали друзьями, которые никогда бы не смогли коснуться друг друга. Две противоположности, дружба которых началась вопреки законам природы. Но подступали заморозки, последние листья уже слетели с деревьев, когда в спокойном лесу встретились Лис и Дождь. И тогда Дождь сказал:

- Сегодня я в последний раз здесь. Завтра выпадет снег, а к весне меня здесь уже не будет. Много веков я наполнял влагой эти земли, много веков помогал всходить посевам… Теперь же на моё место придёт новый Дождь, а мне пора уходить, как и положено всему на этой земле.

- Тогда я пойду с тобой, - сказал Огненный Лис, - за эти столетия я разрушал всё, к чему прикасалась моя лапа, а сейчас, встретив друга, я не готов остаться в одиночестве вновь. Я уйду с тобой… - Дождь молчал долго, и в наступившей тишине были слышны крики порхающих сов где-то в дали. Наконец, он промолвил:

- Но ты же погибнешь.

- Нет, - ответил Лис, - я стану частью тебя, - и начался ливень. Громовые раскаты окружили лес, освещённый вспышками молний. Вышел Лис из укрытия, в последний раз взглянул на небо и закружившимся паром поднялся в него, навечно став с ним одним целым.

На следующий день, как и было сказано, выпал снег, перекрыв последнее напоминание об Огненном Лисе. Люди долго искали его, а потом перестали. Кто-то говорил, что он перебрался на север, но его исчезновение являлось очередным доказательством существования истинной и чистой любви...»

Когда я был ребёнком, я встретил у бабушки в деревне друга. Он не был похож на остальных моих друзей, но я точно знаю, что мы дружили. Его звали Вереск, и он был маленьким лисёнком, к которому я обещал вернуться. И я вернулся, но не нашёл. Тем летом, когда я приехал, лес охватил пожар и многое выгорело. Я искал долго, ждал, но он так и не появился. Я долго горевал, а повзрослев, понял, что именно он научил меня ценить моменты рядом с важными людьми. Шли годы, и вот я снова в деревне, правда на девятнадцать лет старше. У меня есть жена, двое дочерей и верный пёс, который мне чем-то напоминает Вереска, когда носится по полям за бабочками. Но знаете, за эти годы не было и дня, чтобы я не вспоминал о своём друге, и иногда я всё ещё встречаю его во снах, оставляющего солнечные следы на моём сердце…