Гармония с совестью

Владимир Брянцев
(Фрагмент из романа «ДОРОГА В ОДИН КОНЕЦ»)

... Давно это было. К тому времени он уже стал матерым волком-дальнобойщиком. Пройдя ГУЛАГ и выжив, трудностей, связанных с заполярной шоферской работой, не боялся. А еще твердо уяснил жестокую жизненную аксиому: надейся всегда только на себя, исключительно – на себя.

В этой змеиной лагерной кодле из воров, работяг, блатных, ссученных и опущенных, только так был шанс уцелеть морально и не попасть в зависимость в среде, где за все рано или поздно придется заплатить. За лишнюю пайку, за местечко посуше, потеплее, за норму выработки приписанную, да и за чье-то расположение к тебе и дружбу тоже придется платить. И скорее всего цену неадекватную, завышенную.

Ошибался следователь, когда думал, что не знает Савчук величины человеческой подлости. Знал бывший «зека», знал не понаслышке. И уяснил поэтому, что настоящий «друг, товарищ и брат» человек себе ... сам. Только сам себя не предашь, – всегда есть возможность поладить со своей совестью. И винить всегда легче себя, если все закольцовано на тебе самом. Приговор себе всегда объективен, если и судья ты себе сам. Решения жизненно важные принимаются одномоментно в раскладах таких.

Никто, ничего, никому в этом мире не должен изначально. Это как то, что человек приходит в этот мир свободным. Потом по жизни, приспосабливаясь к среде, правилам и обстоятельствам, он впадает в зависимость от «ты – мне, я – тебе». Ну, что ж, - как сказал кто-то там из когорты кем-то признанных великих мыслителей: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Но если ты ничего ни у кого не просил и не брал, значит, и не должен ты ничего и никому. А милосердие к падшим – великая роскошь для жестокого мира этого.

Такую позицию жизненную вынес Павел Савчук со сталинских лагерей, где «не верь, не бойся, не проси» было стержнем, вцепившись мертвой хваткой в который, можно было остаться личностью в гармонии со своей совестью.

Он избыл десять долгих лет среди копошащихся вокруг людей, а также особей, что перестали быть людьми. Эти человеческие подобия, повязанные в бригады нормой выработки – эдакой круговой порукой, так и не стали «членами коллектива», как хотела того взявшаяся их «перековывать» советская власть. Урки и ссученные – близкие по духу той власти, приняли такой способ объединения себе подобных. Только вот название этому всему у них было другое: «шайка» или «кодла».

Потому и пошел Павел Савчук в шоферы-дальнобойщики после отсидки. Претили ему и «шайки, и «кодлы», да и «коллективы» ихние. А дальнобойщик в коллективе лишь до той поры, пока дежурный механик не шлепнет в путевой лист штамп «Выезд разрешен». И чем длиннее был рейс, тем комфортнее чувствовал себя Павел. Что ему та койка в общаге, где пьянство да ****ство повальное. Грузовик стал домом ему.

Друзей в гараже так и не завел, хотя и врагов тоже. Работу свою выполнял добросовестно, машин новых и выгодных рейсов не выпрашивал, – тянул, что давали. Поэтому и дорогу никому не перешел и уверился твердо и непоколебимо: он - Павел Савчук, никому и ничего в этой жизни не должен по определению. Но при этом твердо выполнял святое дальнобойное правило: остановись просящему помощи в пути, тогда и тебе – ни от чего не застрахованному на колымских зимниках, остановятся ...

http://proza.ru/2019/06/10/889

Роман Владимира Брянцева «ДОРОГА В ОДИН КОНЕЦ» - на ресурсах электронных книг: Андронум, ЛитРес и др.