Об угонах автомобилей на Дальнем Востоке

Александр Щербаков 5
Далеко не все россияне знают, что  регионы Дальнего Востока в советские времена имели некоторые преимущества в торговле с нашим восточным соседом – Японией.

9 декабря 1957 года в Токио был подписан советско-японский торговый договор, который давал каждой из сторон режим наиболее благоприятствующей нации.  Объективная необходимость его заключения была вызвана взаимным стремлением сторон к более полному использованию фактора географической близости и преимуществ международного разделения труда. Основные положения торгового договора нашли свое дальнейшее развитие в заключении целого ряда советско-японских соглашений: о товарообороте и платежах, об установлении регулярных судоходных и авиационных линий, о прибрежной торговле, по компенсационным сделкам, по кредитно-финансовым и другим вопросам. В 1958 году установлено регулярное грузовое пароходное сообщение между Находкой и Японией.

Именно заключение  договора о прибрежной торговле и давало преимущество дальневосточникам.  Япония закупала в основном наши ресурсы – лес, рыбу и другие товары в неизмеримо меньшем количестве.  Регионам Дальнего Востока ничем другим и торговать было нечем. Ведь это был в первую очередь форпост на востоке страны с развитием оборонных отраслей промышленности, судостроения. Но продукцией оборонных предприятий торговать с капиталистической страной было нельзя, а судостроение в Японии более развито, чем на Дальнем Востоке.

Так что торговые организации, занимающиеся заготовкой леса и выловом рыбы, и могли покупать в рамках прибрежной торговли кое-какие дефицитные товары наряду с оборудованием для лесной промышленности и рыбообработки.  Я не знаю, как обстояли дела в других регионах Дальнего Востока, в первую очередь на Камчатке и на Сахалине, Приморском крае, где и была в основном сосредоточена рыбодобыча, но вот по Хабаровскому краю немного знаю.  Ширпотреб из Японии шло через потребкооперацию.  Работники этих организаций щеголяли в импортной японской одежде и обуви,  могли купить электробытовые товары. Конечно, часть дефицита доставалась не только работникам потребкооперации, но и передовикам  производства. Однажды мой друг, врач, жена которого работала в крайрыболовпотребсоюзе, предложил купить отличный белый вельветовый костюм из Японии, а в другой раз портативный приемник Sarp.

Две самые большие и богатые организации в Хабаровском крае, занимающиеся торговлей с Японией, были «Дальлеспром» и Совгаванская база океанического рыболовства (БОР).  Именно эти организации стали завозить всевозможное оборудование для добычи леса и его обработки, а также для ловли рыбы и её обработки на судах-рефрижераторах.  Закупали также легковой и грузовой автотранспорт. Именно в этих организациях появились первые автомобили набирающего авторитет в мире японского автопрома, в первую очередь «Тойота» и «Ниссан».  По линии государственных организаций закупались автомобили только с левым расположением руля.

Но помимо этой официальной торговли стала развиваться и частная торговля, в первую очередь между советскими рыбаками и моряками и японскими частными лицами, владельцами многочисленных свалок японского автохлама.  До конца 1993 года в Японии существовал правило, что любой иностранец, какое-то время походивший по японской земле и зарегистрированный в японской таможне, может вывезти из Японии транспортное средство без уплаты вывозной таможенной пошлины.  Это дало возможность нашим рыбакам и морякам покупать очень дешево японские автомобили, бывшие в употреблении, так называемые б/у.  Некоторые из них были даже в нерабочем состоянии, но на пути в Россию наши умельцы их восстанавливали, и в портах Дальнего Востока продавали, то же за очень умеренную цену.  На Дальний Восток с конца 80-х годов такие машины вначале потекли тонким ручейком, но с каждым годом поток машин увеличивался, и уже к середине 90-х годов больше  50% легкового автотранспорта на дорогах Дальнего Востока было с правым расположением руля.  А к началу XXI века этот процент уже приближался к 90.

Обычно машинами на авторынках торговали или жены рыбаков или моряков, или же появившиеся дилерские  компании, которые и выставляли машины на продажу.  Все портовые города Дальнего Востока имели такие авторынки. Самый известный из них – «Зеленый угол» во Владивостоке. Чуть  меньше авторынок был  в Находке.  Почему именно в этих городах? Просто купленные там автомобили проще доставлять в другие регионы Дальнего Востока – в Хабаровский край, Еврейскую автономную и Амурскую области,  и далее на запад. Хотя и в другие портовые города завозили японские автомобили на продажу, но если из порта Преображение можно было доехать до автотрассы Владивосток – Хабаровск и далее везде, то в Советскую Гавань и Николаевск-на-Амуре завозили автомобили для продажи местных жителям.

Поток автотранспорта привел в движение развитие сервисных организаций, в первую очередь расширилась сеть автозаправок (АЗС), авторемонтных станций (СТО), придорожных кафе и мотелей. Вначале это было на самом примитивном уровне, но по мере накопления капитала у владельцев получило дальнейшее развитие.  Появились целые комплексы, включающие АЗС, кафе, автомойку, магазин товаров в дорогу, и так далее.

Значительно улучшалось качество дорог. Некоторые участки спрямляли, расширяли, постоянно ремонтировали дорожное покрытие, так что водителям автомобилей  поездка не доставляла больших проблем.  Но как обычно бывает, новый вид бизнеса привел к появлению и новых видов преступлений.  Появились целые банды, орудующие на дорогах, которые собирали дань с владельцев придорожного бизнеса, а так же с  водителей, перегоняющих купленные автомобили в   западном направлении.  Некоторые банды были многочисленные, вооружены, что было не редкостью в «лихие 90-е» годы.

Поэтому водители купленных автомобилей сбивались в колонны, и ехали на большой скорости одна машина за другой. Некоторые даже брали в колонны работников силовых структур с личным оружием.  Но доехать до своего города и поставить свой автомобиль в гараж или на платную автостоянку, было решением лишь части проблем.  Преступники организовали угон автомобилей, кражу дорогих вещей из припаркованных машин, и все это было поставлено на широкую ногу.  Как грибы после дождя появлялись авторазборки, где можно было купить любую запчасть, часть из которых попадала на эти разборки из угнанных автомобилей.   

Конечно, никто не гарантировал, что запчасть прослужит долго, но в начале 90-х годов  купить  новую запасную деталь было невозможно. Лишь позднее появились СТО, установившие с японскими коллегами авиамост, например,  между аэропортами Хабаровска и Ниигаты, когда заказанная в понедельник деталь в пятницу уже была на СТО в Хабаровске. Так ка надежные  праворульные японские автомобили распространились и по Сибири, знаю, что в Новосибирске есть региональный склад, где можно заказывать детали, и самолетом они доставляются в аэропорт рядом с тем населенным пунктом, где заказана эта деталь.  А дальше она доставляется самовывозом на СТО.

Но пока такой регулярной доставки запасных частей, все покупалось на авторазборках.  Угнанные автомобили старались продать, для чего перебивались номера на кузове и двигателе, это было выгоднее. Или же машину разбирали на запчасти и сдавали или на СТО, или на авторазборки.  Из-за перебитых номеров на агрегатах пострадал и я. Купленный по доверенности у неизвестного мне человека на авторынке автомобиль «Тойота  Марк-2»до этого дважды проходил регистрацию в ГАИ, а в третий раз дотошный автоинспектор заметил подделку.  Так я попал на весьма крупную сумму денег.  И таких водителей, купивших угнанные автомобили, хватало.

Преступники разнообразили свои действия. Настоящим бичом одно время были кражи зеркальных поверхностей с зеркал заднего вида. Любой пацан мог подойти к зеркалу, прижать присоску, чпок… и зеркальная поверхность у него в кармане. А потом водитель должен искать её на авторазборках, иначе тебя любой гаишник может остановить. Чтобы избежать такой кражи, надо было складывать зеркала при любой остановки. Кое-кто нацарапывал номер автомобиля на этой поверхности.

Еще один вид краж тоже расцвет пышным цветом – кражи барсеток.  Подавляющее большинство автомобилей на Дальнем Восток с правым расположением руля.  Преступники, заметившие водителя с барсеткой,  прокалывали левое заднее колесо автомобиля,  и ехали за ним. Когда водитель замечал прокол и останавливался заменить колесо, барсетку обычно оставлял в салоне. И пока он возился с колесом, барсетку воровали.  Воровали и дамские сумки у женщин за рулем. Потом возвращали документы (права, паспорт) за вознаграждение, а все остальное становилось добычей воришек.

Как-то пытались украсть барсетку и у меня.  Проткнули левое заднее колесо, но у меня были покрышки, рассчитанные на скорости до 240 км, т.е. очень твердые. И прокол бескамерной покрышки я увидел уже тогда, когда доехал до дома, вышел из машины, пообедал.  Естественно, барсетку взял с собой. Воришки постояли недалеко от нашего двора, увидели, что я ушел в дом с барсеткой, и уехали. А мне пришлось ехать на шиномонтаж, ремонтировать бескамерку.

Но это был далеко не последний случай, когда я сталкивался с преступниками,  промышлявшими на дорогах.  Мой автомобиль был угнан из гаража, который был в 50 метрах от моего подъезда.  На автомобиле была типичная сигнализация, но с небольшим секретом, не зная который, завести автомобиль не удастся.  И было плохо, что сработавшая сигнализация не передавала сигнал на брелок, которые в те годы были большой  редкостью.

Воры вначале подобрали ключи к гаражу, проникли в него, плотно закрыв двери.  Потом открыли капот автомобиля,  и,  как только сработала сигнализация, набросили на неё что-то, чтобы заглушить звук.  И далее отключили сигнализацию вообще. Но вот завести двигатель не сумели, поэтому им пришлось разбирать всю переднюю панель, пока они добрались до секретки.  Не знаю, сколько времени они возились с моей машиной, видимо, большую часть ночи, я увидел, что её угнали, когда в субботу около 11 часов утра открыл гараж.

Мою машину угнали под возврат.  Т.е. через несколько дней, когда уже милиционеры расписались в собственном бессилии, и криминальные авторитеты, к которым я обратился через посредников, не помогли, мне в дверь вставили записку, где пояснили, на каких условиях я могу получить свой автомобиль.  Пришлось идти на эти условия.  Скажу, что одни из самых неприятных событий в моей жизни были те полчаса, которые прошли после того, как я отдал энную сумму денег криминальному авторитету, который был посредником за некоторую сумму, до телефонного звонка с сообщением, где можно забрать мой автомобиль.  Он стоял на площадке у торца нашего длинного дома.

Потом мне поставили на автомобиль более крутую сигнализацию,  где на брелок приходит информация об открытии дверей, и это спасло меня от еще одного угона моего «Марка».  Но признаюсь, с тех пор мне довольно часто снятся сны, когда я выхожу откуда-то, а моего автомобиля нет. Я просыпаюсь в холодном поту и понимаю, что это всего лишь неприятный сон.  Вот такое впечатления произвели на мне все неприятности с угоном автомобилей.

Нужно отметить, что криминальные структуры очень основательно подошли к этому виду преступлений.  Некоторые угонщики какое-то время занимались тем, что работали в организациях, устанавливающих охранные сигнализации, узнавали все тонкости их установки, а потом угоняли автомобили, немало на этом зарабатывая. Некоторые совмещали ту и другую работу, мне говорили о таких многостаночниках. 

Помните, как в популярно фильме «Брат-2» электронщик подобрал на планшете комбинацию автосигнализации у автомобиля,  оставленного на короткое время у обочины,  и герои фильма угнали автомобиль.

Но я сейчас не в курсе, как обстоят  дела с угонами автомобилей на Дальнем Востоке, более 15 лет не живу там, и не поддерживаю связь, чтобы узнать, какая ситуация с этим.  Возможно, что-то изменилось, хотя вряд ли. Я помню, как тогда еще милиционеры покрывали угонщиков.  Практически никогда угнанные автомобили не находили. Помню случай, когда угнали у моего знакомого джип «Тойота Лэнд Крузер» с левым расположением руля.  Почти год машину не могли найти, пока однажды у начальника  краевого УВД не угнали его автомобиль. Тогда была объявлена охота, вскрывали все стоящие одинокие гаражи, заброшенные морские контейнеры, и в одном из них нашли автомобиль начальника УВД и Крузак моего знакомого.  Но тогда милиционеры еще побаивались, а сейчас полиция и криминал в одной упряжке, трясут состоятельных граждан, и угон автомобиля уже  не самый доходный вид бизнеса.