Она умерла? Часть 1. Пожар

Улыбающийся Пересмешник
       Она умерла?  Часть 1. Пожар.

       Не вру ни слова, тем более, что на этом сайте живёт реально  В е л и к а я  и очень дорогая мне Женщина-блокадница! которая про меня знает всё и в каждый день меня, а уж врать при ней и публично? М-да…, тут не просто не моё.
       Уже полтора месяца, как я мучился над статьёй «Публицистика умерла».  И вроде получилось. Начав с двух машинописных листов, «доехав» почти в тридцать, и всё-всё обосновав, я вдруг понял простую суть - это глупо и совершенно не соответствует времени моей жизни.
       Она не умерла – просто стала другой!  Она, в наше время реальных мировых и свободных для нас (пока) коммуникаций, приобрела совершенно другую силу и способности.
       Реальное п л е м я!  молодых талантливых! владеющих новыми возможностями слова и видеоряда и его технического воплощения. Это племя банально стало лично для меня недоступным в воплощениях моих мыслей!  Я не просто опаздываю!  я просто так не умею. И я этому реально и всей душой рад! Так и должно быть! Дети всегда должны быть лучше и умнее нас! Иначе жизнь не имеет никакого смысла.
       Вот и сделал я со своей статейкой простое движение одной кнопки – «Delete»!  и успокоился.  А зря!
       Как оказалось, что я, всё-таки, «Бага Яга – вредная!». Сдуру я прочитал на сайте толь пасквиль, толь памфлет «очень хорошо танцующего под  дудочку власти» -  «Пожар на сайте». А так как это касалось моей малой Родины – Сибири,  я про это читал-наблюдал с болью в сердце, то меня буквально взорвало.  Про «бодания» с автором я не буду – всё в привычно, меня из диалогов удалили. А вот суть?
       Потому я и решил, что и мой «порох не отсырел». И решил со слуха и заново, но по-новому  переписать то, над чем мучился полтора месяца.
       И так, начну. Будет три части – «Пожар», «Потоп», «Власть ».  Дальше Сибири меня из Питера не сошлют! А там я с рождения свой!


Часть 1. Пожар.

       Горит тайга. Моя родная тайга в моей родной Сибири. И не просто горит. Даже самые крупные города неделями не могут дышать. Власть обещала  «массовые тушения и…», а я не буду про власть в ныне ни слова. Зачем?
       И я обязан объяснить  почему я имею право писать так, как напишу.

       Мой великий дедушка  - Матисон Михаил Иванович, 1889 года рождения. Уйдя в 1913 по призыву в армию, вернулся с Первой мировой только 1927 году. Через пять лет, став директором мельницы, чудом избежал расстрела в 1937 году. А так как руки росли из нужного места, стал краснодеревщиком. И уже во вторую мировую руководил цехом, который «строгал буратин из кругляка» - то есть делал пропеллеры для истребителей. А для этого нужен был не просто лес. И дед три-четыре раза в год, в основном зимой, «караванами» из саней таскал из Жигалова (400 км от Иркутска) кругляк из безсучковой лиственницы.  Главной победой деда во второй мировой стала… его самая любимая приёмная дочка (уже при трёх родных сыновьях)  - Алла!  Он её, максимум 3-х летнюю (точной даты никто до сих не знает – когда родилась и как), взял на руки ночью на ступеньках сельмага в деревне Манзурка.  Зимой, под лампочкой магазина, где она уже почти стала ледяным комочком.   Бабушка Нина тогда ни слова не только не сказала, и не просто приняла – полюбила сердцем. Далее чуть «проще»…
        Култук, тогда просто большая деревня на самом южном окончании Байкала. Троюродный дед Павел. Егерь, который отвечал за участок лесничества в районе деревни Шарыжалгай КБЖД (Кругобайкальской железной дороги). Я в его доме и в его угодьях провёл минимум три лета (не считая выездов отца на охоту в Ангасольские кедрачи).
        Сначала станция Подкаменная, потом 82-й разъезд, потом деревня Большая Быстрая  - это всё «дядя» Толя Недорезов.  Егерь и друг моего отца. Не просто человек! В его дом я заезжал даже после смерти моего отца. Всегда, когда ездил по Восточному Саяну и пока он был жив.
        Далее остановлюсь на главном – мой отец,  Матисон Рудольф Михайлович. Ведущий конструктор ИПКТБ «Леспром». Человек, который был не просто конструктором и охотником, он реально проектировал лесоперерабатывающие комплексы в моей области (их энергетику).  Эх – остановлюсь.
        И я – геолог, который знает большую часть области ногами, а уж Байкал знает до каждого метра его побережья.

        Этого списка более чем достаточно, чтобы понять – сибирская тайга даже с детства для меня была не просто родной. Я там жил с рождения, а потом работал. И она, да, периодически горела. Но никогда не горела так, как ныне. А почему вот было и вот стало?
………

Чуток в отклонения в Историю. Реально выборочно и пунктирно.
Первый «Устав лесной» принят аж в 1831 году, детали регулировались  пунктами закона - «Лесные уложения».
Самый страшный пожар случился в России в 1915 году горело единовременно 160 тысяч км2 леса (сегодня горело 23 тысячи км2, в семь раз меньше). Но – царское правительство тогда справилось с этим (война была! не забудьте) за месяц.
Большевики уже в 1924 году приняли указ-закон о лесном хозяйстве. В 1947 создано Министерство лесного хозяйства СССР. В 1948 был окончательно утверждён перечень всех лесхозов и лесничеств.
В СССР было 184 000 лесничеств.
………
На этом «историю» притормозим. А вот как это было в моём детстве-отрочестве-юности.
Были егеря, лесники, лесные пожарные, лесная авиация. В основном Ан-2 и Ми-2, выкрашенные в красно белую полосу и с надписью чёрной краской «Авиалесоохрана».  И они всё время «жужжали». И не просто леса постоянно контролировали, а ещё и, предупреждая всех жителей-геологов-лесников, что будут распылять средства против шелкопряда, клещей. В те времена, да – болели энцефалитом, но так редко. Не как ныне. А если, где-то и дымок… - немедленно выезжали местные на местной машинке с кучей мужиков, но до них, на очаг возгорания сразу же высаживался парашютный десант из Ан-2. Человек 10-12. И редко когда очагу удавалось развиться в безумный кошмар.
И суть – весь вырубленный лес рекультивировался. Я, начав свою геологию маршрутную в Березовском районе, недалеко от Братска реально матерился, когда попадал по нитке маршрута на вот эти «новолеса»!  Их высаживали не очень густо, но 1 х 1 метр! А когда они вырастали до 3-5 лет планировалась санитарная рубка. А если она не прошла? Ты выходишь на бывшую лесосеку и  перед тобой забор из сосёночек метра так в два-три и сплошняком! Их ещё не проредили! И как идти маршрутом? Как, ежели нет топора…
Но это же не всё, что было. Ведь весь лес был поделен (прорублен)  на квадраты. На каждом пересечении просек (ширина до 2-х метров) стояли  разграничительные столбы. И это не всё. Существовала и поддерживалась государственная геодезическая сеть. И это просеки. Между реперами первого порядка, это сеть 20х20 км. Ширина каждой под три метра. Плюс – существовало огромное количество заготовительных пунктов. И это очень даже неслабая сеть лесных дорог. В дополнение – лесовозные дороги. И, а как без этого?  геофизические профили.
И, если что – на тушение буквально мгновенно (это без интернета!) мобилизовались все! – и лесники, егеря, пожарные, авиация (смешно? Ан-2 и тонна воды? ан нет! если в начале тушить – в самый раз! и дёшево и сердито!), геологи, буровики, колхозы-совхозы, а надо – так и военные.
За всё моё время в Сибири я никогда такого не видел, чтобы города на такой площади вот так наглухо накрывало гарью. Первый раз в Иркутске такое было только в 1986 году. Я тогда был вынужден в мареве спасать семью с острова Ольхон. Мы в отпуск поехали, а тут… заполыхало Ленское плоскогорье (вырубки). На Ольхоне и Малом море вообще дышать нечем было.
А теперь снова к «истории».
………

        В 2007 году Путин подписал «Лесной кодекс», который сформулировал Греф и его К (Грызлов, Миронов). Лес перестал быть государственным. Это означало полное уничтожение системы управления лесами.
Единственные, кто тогда орал во весь голос, что это преступление в будущее – это «жалкие активисты»  Гринпис.  Лес стал не государственным – а «движимым имуществом».  И права на него смог поиметь любой частник с деньгами.
Результат? – 170 000 егерей остались без работы. Исчезла лесоохрана. Структуры по рекультивации и восстановлению вырубок.
        Главное! – началось заключение договоров на аренду леса.
………

        Как Вы, читатель, думаете, кому ныне принадлежат наши леса лет так на 50-т?  Особенно в регионе от Красноярска до Владивостока. Кому?
        Правильно!  80% всех лесорубочных территорий уже давно отданы в пользование китайцам (всеми возможными способами – хоть напрямую, хоть через прокладочные фирмы, хоть через продажных русских). И половина из них не на год-два-три. А для нашей жизни уже навечно. Мы уже не увидим – чем это предательство нашей Родины закончится.

        Так вот – простое. В моей юности первичной взрослости – леса в Сибири никогда не горели так, как сейчас. А почему они ныне горят так и по возрастающей.
       
        Просто до тошноты.

        В этом году леса в Сибири начали гореть аж с 22 марта. Реальная слава Интернету и не нашим программам. В Гугл-Земля есть огромное количество функций, которые позволяют в режиме он-лайн наблюдать, что происходит хоть где. Вот я и наблюдал. Всего возникло за «отчётный период»  более 2380 пожаров. Только треть из них возникла в зонах недоступности. А все остальные – реально и точно вдоль основных транспортных магистралей, которые связывают РФ и Китай. И все в зоне «вывоза леса» на расстояниях не более 100 км от реальных дорог любого качества. Всё сосредоточено вдоль Трансиба и Бама и редких радиусов на севера. Там, где нет железных дорог и автомагистралей в радиусе 100-200 км, лес не горел. И на 90% все очаги имели кольцеобразную или дугообразную форму.

        Это реальные поджоги. И спорить я ни с кем не буду.
        Здесь начинается просто арифметика начальных классов, из-за которой я и «сцепился» с Танцором, который никогда не умел и не научится танцевать. Про него не буду. А вот про государственные деньги буду. Ради таких денег, это ещё Маркс написал – «Нет такого преступления, ради которого…».  И про реальных воров  буду. Уж кто такой Ус? – я очень много могу написать, начиная с 1998 года, когда я сдавал построенный в Нижнем Новгороде катер на подводных крыльях «Таймыр» (проект незабвенного Алексеева!) некоему Геннадию Иннокентьевичу Дружинину. В то время фигура, равная Анатолию Быкову (кто в курсе фамилий – тот оценит этот ужас). Там я первый раз увидел Уса и как он пресмыкался перед положенцами края.

         Так вот. Сначала о «простых рублях» и о нецелесообразности тушить лес. Бог с ним, Усом. Он просто подлец и вор. А вот артист Галкин меня реально разозлил. Я его всегда терпеть не мог (самое для меня не Небесное это его «семья», я для себя вообще не представляю – как можно жить «со своей мамой», а тем более ещё и детей с ней «рожать»). Что ж, официально признано, что в максимуме горело 3.8 млн гектар. Тушить – не тушить потом. А что это в рубликах? Нецелесообразно? как нам власть сказала. Давайте посчитаем! Мы же умеем танцевать, в отличие от некоторых!
         
         Поехали!

1 га – 100 х 100 = 10 000 м2;
Решим, что мы везде имеем место с чахлой тайгой и там одна сосна (кедр-ель-лиственница-береза-осина) растёт на площади 5 х 2 = 10 м2.
Следовательно, на одном га растёт 10 000 : 10 = 1 000 деревушек!
Занизим мои «расчёты» с Танцором в страшное!  и примем, что одна сосенка этого всего-то 0.2 м3! Что получим?
1 000 х 0.2 = 200 м3;
Ну, а далее проще простого!
Горело 3 800 000 га х 200 м3 (это бред для тайги порубочной, в разы меньше!) =
760 000 000 м3.

         Можно? Я прописью! – семьсот шестьдесят миллионов кубических метров.

         А далее начнётся реальный ужас, но от не меня.
         Даже в мою бытность в Иркутске китайцы платили за кругляк минимум 70-90 долларов за куб качественной (евростандарт!  5100 мм в длину,  минимум 400 мм  диаметром и без сучков) древесины и… наличной валютой. Давайте не будем совсем уж нагнетать, а примем за единицу цены, как ныне – 60 долларов за куб горельника. Что получим в сгоревшее не за грош?

760 000 000 м3  х 60 долларов  = 45  600 000 000 долларов.

         Вы не пьяны, читатель,  а именно так – сорок пять миллиардов шестьсот миллионов долларов. А губернатор Красноярского края сказал – «Тушить? Экономически нецелесообразно!»
         Тут даже не смех сквозь слёзы…
         Хотя…, я же вынужден был стать Пересмешником? Да ещё и улыбающимся?
         Тут я «улыбнусь» в точку.

         А какого чёрта мы торгуем кругляком? Да хоть по 100 долларов за куб ангарской корабельной сосны и супер лиственницы, аналогов которым нет нигде в мире. Ведь, если этот лес перерабатывать у нас и на современном оборудовании, то из 1 м3 этого леса выйдет минимум 0.6 м3 идеального пиломатериала (профилированная доска, брус, даже без сушки) самого высшего мирового стандарта, который реально недостижим нигде в мире. А такой «пиломатериал» стоит уже минимум  300 долларов. А если его ещё и высушить, то и до 800-т за м3. А уж если из этих «евродосок» наделать мебельных щитов-плинтусов и т.д.  (все типажи раскроя дерева в мире давно унифицированы)?  То цена может взлететь и до 1 800 долларов за куб.  Это не просто дороже и не просто выгодней - ЭТО ЛАКМУС нашей экономики, которая, почему-то, продолжает жить в моей и в нашей Стране.

         А почему этот беспредел продолжается?
         Проще простого, увы. Чтобы делать дело надо знать-уметь-вкладывать-развивать, а уж потом получать супер дивиденды.
         В вашей-моей Стране, читатель, кто-то на такой «подвиг» готов?
         Риторический вопрос…
         А что проще?  ВОРОВАТЬ ПО НАГЛОМУ!

         Банальный расклад! – 100 баксов от китайцев чистым налом за кубик! следовательно – 10 долларов нач. станции (нужен вагон),  10 – таможня, 10 – крыша «государственная», 10 – местная бандитская крыша под государственной крышей,  10 – посреднику между станцией и заготовителем,  что остаётся стране и реальному производителю? 100 – 10 – 10 -10 – 10-10 = 50.  Ой-ли! И снизу живут не дураки!  10 – местячковой власти всех мастей, 10 – реальным буграм на местах и… государству и работягам остаётся всего 30 долларов на всё! – на налоги, на попённую плату, на зарплату, на ГСМ-технику-запчасти…  и прочая…


         Вот и вся «картинка маслом» - почему стали катастрофически гореть леса Сибири.


         И самая убойная цифра… -  нам иногда говорят, что мы вывозим леса толь на 4.5, толь на 6 млрд.  долларов. И всё. Сегодня и тут я не могу доказать, что это ложь и не дважды-трижды ЛОЖЬ.  Но… - «времена не выбирают…»!
         Бред никогда не может жить вечно. Скоро, вот так – вдруг! раз! и получится «циферка», которую творит с нами и с нашей Страной воровское «правительство» - и мы ужаснёмся.

         Главное – это не должно случиться позже, чем что-то необратимое случится с нашей Страной.


Р.С.  Самое ужасное – эти вот «пожары» кровно пересекаются со второй часть – «Потоп».