Обещания, которые все портят

Андрей Гунин
Жена Антона умерла весной, и Антон воспринял это как закономерность. Потому что смерть в его семью всегда приходила весной. Его бабушка умерла весной, а в деревню, где родился отец, он приезжал за последние лет десять всего два раза, и оба раза на похороны родни, и оба раза весной. Так получалось, и некого в этом было винить. Отнесись к этому со смирением, говорил себе Антон, ты хотя бы можешь подготовиться к худшему, в отличие от тех, кого смерть близких застает врасплох. Нет, не будь благодарен за это, тут не за что благодарить, просто встречай беду, когда она приходит.

Эту беду Антон встретил с достоинством, так говорили его друзья. Сам он никогда не считал, что такое понятие, как достоинство, вообще применимо к смерти. Особенно к смерти любимой женщины. В последний месяц Яна редко приходила в себя, и Антон, позабыв про голод и сон, почти все время проводил в ее палате и ждал, когда она откроет глаза, чтобы сказать ей последние слова. Когда она сделала это, когда открыла глаза и еле заметно улыбнулась, увидев его, он взял ее за руку.

- Душа моя, - вот и все, что он смог сказать.

Придя домой после похорон, Антон не смог открыть дверь в квартиру. Ключ повернулся один раз и замок заклинило. С минуту еще Антон пытался поворачивать его из стороны в сторону, потом остановился и прижался лбом к двери. Ему хотелось стукнуть по ней, но он сдержал себя. Последнее, что человек должен делать, это терять голову от бессилия, так он считал. И сказал себе:

- Крепись, старик. Это научит тебя смирению.

Услышав возню у двери, вышел сосед по лестничной клетке.

- Здравствуйте, - не оборачиваясь сказал ему Антон. - У меня замок заклинило.

Он повернулся, чтобы увидеть взгляд старика, полный сочувствия.

- Вы разбираетесь в замках?

- Привет, Антон. Может ключ подпилить чем?

- У вас есть дома надфиль?

- Должен быть.

- А вы сможете подпилить так, чтобы не испортить замок?

- Не знаю, не уверен.

- Тогда лучше, наверное, вызвать мастера.

- Хорошо, Антон. Удачи.

- Спасибо.

Сосед скорбно покачал головой и ушел к себе. Антон нашел в интернете телефон аварийной службы, позвонил и вызвал мастера. Ждал его двадцать минут, поднявшись на пролет, и глядя в ночь за окном, и слушая, как у кого-то в квартире играет музыка. Когда приехал мастер, Антон показал на дверь и сказал:

- Вот такая история.

Мастер осмотрел замок, затем подпилил ключ, чтобы вытащить его.

- Этот ключ сильно изношен. Вот, видите, как он стерт.

- Из-за чего это случилось?

- Время. Ничто не вечно. По внешнему состоянию, ключу лет семь-восемь.

- Но ему и двух лет нет.

Мастер пожал плечами и еще какое-то время возился с замком, пытаясь открыть его отмычками.

- Не получится сохранить замок, - сказал он в итоге. - Придется ломать.

- Ломайте, - сказал Антон.

Когда дело было сделано, Антон расплатился с ним и понял, что это были последние деньги. Опять месяц безденежья, подумал он, даже замок сменить не на что.

Дома он взял листок с карандашом, сел за кухонный стол и написал Яне письмо:

"Одно я знаю точно, - писал он. - Я не встречал человека, отважнее тебя. В тебе не было страха. Ты притворялась, что боишься, но все это выдумки. Ничего ты не боялась. В отличие от меня, потому что я полон страхов. Даже сейчас, когда я потерял тебя, я все равно за тебя боюсь. Такой уж я, и таким ты меня полюбила.

Я а полюбил тебя такой, отважной и свободной. И все твои выходки полюбил. Боже, как можно было прыгнуть тогда с этого утеса! Там было метров тридцать, может даже больше. И ты прыгнула. Без предупреждения. Я тогда прыгнул за тобой. Ты сама все помнишь. Я сделал это, потому что был влюблен в тебя, и хотел произвести на тебя впечатление. Я ушел под воду так глубоко, что думал, не всплыву. Я неважно плавал. А ты нырнула за мной и помогла мне всплыть.

- Ты прыгнул! - ты чуть не утопила меня, бросившись мне на шею. - Поверить не могу, ты прыгнул вместе со мной!

И я поцеловал тебя. Кирилл с Наташей смотрели на нас с утеса и кричали нам что-то. А я все целовал тебя и не мог остановиться. Той же ночью, я испугался признаться, что у меня не было девушек до тебя. Я так и не смог тебе рассказать об этом. Не знаю, было бы это для тебя важно. Видишь, какой я трус. И той же ночью ты сказала мне кое что очень важное.

- Ты больше никогда не должен прыгать за мной, - сказала ты и взяла с меня обещание. - Пообещай, что не прыгнешь за мной больше никогда.
Ты должен пообещать мне.

Я пообещал, и сейчас почему-то чувствую себя обманутым.

Ты была умнее, меня, это я тоже знаю. Даже удивительно, что мы полюбили друг друга. Не стоило тебе брать с меня это обещание. Или это мне не стоило его давать. Эти обещания, они все портят."

Антон отложил карандаш и сидел на кухне, глядя в окно. На столе стояла ваза с красными яблоками. Он взял одно и вдохнул его запах, и ничего не почувствовал. Запах, такой родной и знакомый с детства, исчез.

Андрей Гунин 2019

#Гунин