Кто создал свинью?

Талгат Алимов
Две темы очень важны сейчас для Казахстана, как впрочем и для многих других стран, это межнациональные и межконфессиональные споры. Спрашивается, откуда взялись эти настойчивые попытки многих сограждан делить всех по национальной и религиозной принадлежности.

Представьте, собираются на кухне представители одной национальности и на полном серьезе обсуждают недостатки другой. Следуя такой логике, нет просто хороших и плохих людей, а есть хорошие и плохие национальности.

Людей всегда различали по внешним признакам: светлые и темные, голубоглазые и черноокие, по географии проживания, образу жизни, позже – по психотипам, характерам и т.д.и т.п.

Определение по национальностям, якобы, первым предложил кардинал Ришилье, который, конечно же, не несет ответственности за то, что человеческое мышление часто бывает однобоким, предвзятым и эмоциональным, и что все это особенно проявляется сейчас, когда дело касается национальностей.

У любой национальности, как и у каждого конкретного человека, можно при желании найти сколько положительных, столько и отрицательных черт и все они будут обоснованными.

Попробуйте поэкспериментировать на ком-то из своих знакомых. Напишите на листке все, что можете припомнить о нем плохого: какие-то черты характера, вредные привычки, некрасивый случай, поступок, припомните все свои обиды на него, его не очень достойное поведение… Поверьте, наберется приличный список претензий.

На другой день сделайте наоборот, вспомните о человеке все самое лучшее. И снова у вас получится внушительный список, но уже достоинств.

То же касается наций и национальностей. При желании найдутся и плюсы, и минусы, связанные с особенностями менталитетов. Многие из нас склонны видеть только плохое или только хорошее. Если неприятный человек принадлежит к другой нации, то мы переносим это отношение на всю нацию, не видим или не хотим видеть «за лесом деревья».

Так же и с религией. Не вдаваясь в теологические рассуждения о том, как появились религии на Земле, уверен, все согласятся, что само ее предназначение изначально в том, чтобы прививать людям понятия добра и зла, основные нравственные принципы. Человечество должно стремиться к справедливости и согласию, иначе оно попросту не выживет. Зло и нажива разрушают мир, и вряд ли кто станет утверждать обратное.

Понятно, что люди, народы и национальности могут объединяться только на основе взаимной доброжелательности и справедливости. В разные времена развития религий эту простую истину преподносили по-разному: через ореол таинственности, сверхъестественности, даже страданий и пыток.

Современный религиозный мир – это набор довольно сумбурных средневековых учений, хотя целью, вроде, ставят объединять людей на принципах добра и справедливости. Почему о последней важной функции многие забывают?

Когда я слышу, как, к примеру, исламисты критикуют христиан, то задаю один вопрос: ты веришь в то, что Аллах един? Конечно. А в то, что он создал мусульман? Конечно. Тогда откуда взялись христиане, католики, иудеи и другие? В конце концов, кто тогда создал свинью? Дьявол? Значит, у нас два Бога – Аллах и Дьявол? Но так не бывает, либо един, либо никто не Бог, а мы просто частицы единого мира, в котором есть только взаимозависимость и взаимосвязанность, разумное воздействие друг на друга. И эта взаимность должна нести добро и справедливость, это то, к чему люди должны стремиться. Простая истина.

Предположим, есть люди – личности, их уже более 7 млд. Есть что-то, что их объединяет, т.е. поле, оно может быть политическим, экономическим, территориальным, оно реальное. А есть еще надуманные, искусственные или же «притянутые за уши», типа национальных, государственных, расовых и т.п.
Национализм, шовинизм и прочие разлагающие теории – это результат процесса гниения в головах, разрушенного поля взаимодействия между людьми.

В свое время я увлекся теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ), которую разработал советский ученый Генрих Альтшуллер. Она касается технических систем и методов решения изобретательских задач, но, на мой взгляд, применима и полезна для любых систем, в том числе общественных.

Согласно теории вепольного анализа, когда есть два вещества, между ними всегда есть взаимодействие, которое ученый назвал полем. Тем более есть взаимодействие между людьми, странами, национальностями, конфессиями… Это взаимодействие, названное полем, есть то, что нас объединяет.

Взаимодействие (т.е. поле), объединяет и семью. Но внутри семьи вряд ли вы добьетесь положительного результата на предвзятой критике, упреках и вражде. Тут принято, как говорят у нас, «хорошее поднимать, а плохое опускать и скрывать». В этом тоже есть своя мудрость.

Если относиться к человечеству как к «экипажу одного космического корабля» или еще лучше, как к семье, то ситуация меняется. Для достижения положительного результата, с поля взаимодействия надо убрать противоречия (вражду, упреки, презрение и пр.), относиться друг к другу терпимо и с любовью, как в семье. По-моему, это не противоречит идее Альтшуллера.

Теория ТРИЗ очень хорошо подходит для анализа общества, ею должны пользоваться социологи, политологи, психологи и прочие специалисты.

Занятия ТРИЗ меняют мышление человека, останавливают процесс гниения в голове. Если мы изменимся, изменится и мир вокруг нас, и те, кто нами руководит и правит, ведь они – тоже продукт нашего общества, т.е. нашего образа мышления.