Инновационные технологии в дошкольном, специальном

Валентин Васильев 90
          

                Статья была опубликована на конференции" КУЛЬТУРОГЕНЕЗНЫЕ ФУНКЦИИ ДОШКОЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ"
Сборник научно-методических статей / Чуваш. гос. пед. ун-т.; отв. ред. Т.Н. Семёнова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2018. - 332 с.

                Конференция состоялась 26 марта 2018 года.



 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ, СПЕЦИАЛЬНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

                В.В. Васильев
               ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

    Аннотация. В статье проанализированы основные особенности инновационных процессов, происходящих в дошкольном, специальном и профессиональном образовании, рассмотрена основная направленность педагогических нововведений.

     Ключевые слова: инновация; педагогическая инноватика;  инновационные технологии.

    Сегодня сферу образования невозможно представить без инноваций.  Большое внимание теоретиков и практиков уделяется преподаванию, основанному на применении подходов, необходимых для выявления и поддержки педагогических инициатив в создании и применении инновационных методов в учебно-воспитательном процессе.
    Особое место в инновационной деятельности в образовании принадлежит формированию инновационной инфраструктуры. Она представлена системой федеральных и региональных инновационных площадок. Региональными инновационными площадками признаются образовательные организации, а также их объединения, реализующие инновационные проекты (программы), имеющие важное значение в деле модернизации и развития региональной системы образования. С помощью Центра мониторинга и развития образования десятки школ Чувашии присоединяются к Интернет-проекту «Якласс», становясь региональной инновационной площадкой и лидером регионального образования.
    Целью создания федеральных инновационных площадок является обеспечение модернизации и развития системы образования с учётом основных направлений социально-экономического развития РФ (примером может служить муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия № 5 г. Чебоксары).
    Актуальность проблемы инновационной методической деятельности педагогов ДОУ обусловлена современной образовательной политикой РФ, основными чертами которой являются: активная смена образовательных парадигм, обращение к новым педагогическим технологиям, позволяющим использовать индивидуальные творческие формы и методы дошкольного образования [1]. Созданы и постоянно создаются не существовавшие ранее типы и профили ДОУ, разрабатываются образовательные программы, нацеленные на вариативность воспитательного и образовательного процессов, на индивидуальность ребенка, а также запросы его семьи.
    Инновационные проекты в ДОУ дают возможность подготовить ребят к последующим трудностям на пути роста их образовательного уровня. Чтобы не отстать от современности, каждый педагог должен постоянно искать новые способы обучения своих воспитанников [2].
   В настоящее время важно решение задачи специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При рассмотрении потребностей данной социальной группы напрашивается вывод о том, что лица с ОВЗ нуждаются в получении качественного образования. Говоря о качественном образовании, мы имеем в виду адаптированный и полноценный образовательный путь, начиная с ДОУ и заканчивая получением желаемого профессионального образования с последующим трудоустройством [3].
    В ответ на потребность в высококачественном, широко распространенном и при этом личностно направленном обучении, возник целый ряд образовательных инновационных технологий. Например, сегодня уже всем известно дистанционное обучение, являющееся особенно значимой компьютерной технологией в образовании.
   Инновационные технологии как в отечественном, так и в зарубежном специальном образовании направлены на поиск:
- новых организационных и содержательных форм комплексного сопровождения;
- новых форм обучения детей с ОВЗ;
- путей педагогического обеспечения реабилитационного процесса после реализации инновационных методов в других областях знания;
- новых педагогических технологий обучения, воспитания, развития, коррекции и социализации.
   Исследования эффективности внедрения в образовательный процесс инновационных технологий разных форм обучения, с компьютерными программами и материально-техническими средствами показали высокие результаты [4].
   Применение инновационных образовательных технологий, учитывающих специфику развития лиц с ОВЗ, приводит к повышению эффективности коррекционного образовательного процесса, ускоряет преодоление у детей нарушений речи и других ВПФ, предупреждает вторичные расстройства, в ДОУ и в начальной школе снижает риск возникновения социальной дезадаптации, а в более старшем возрасте помогает включиться в социальную жизнь общества. 
    Необходимость внедрения инновационных технологий в программу профессионального образования обусловлена тем, что сегодня от будущих руководителей и работников требуются не только глубокие знания, но и умение в быстроменяющейся ситуации приобретать новые знания и использовать их для проектирования собственной деятельности и деятельности подчиненных. Все это диктует необходимость поиска наиболее эффективных форм, методов и технологий обучения.
    Под инновационными технологиями в профессиональном образовании понимается применение новых методов организации профессионального образования различных уровней. В образовательном процессе инновационные технологии наиболее часто используются в организации исследовательской деятельности студентов.
    От технологии обучения будущего учителя непосредственно зависит подготовленность квалифицированных педагогических кадров. 
    Применение различных методов обучения должно происходить в таких созданных педагогами психологических условиях, в которых студент становится на активную исследовательскую позицию, может вполне проявлять свои знания и способности. Именно применение инновационных технологий способствует раскрытию потенциала будущего профессионала.
    Детальный анализ сущности, функций, свойств и видов инноваций в образовании дал возможность исследователю раскрыть новые глубинные грани данного образовательного ресурса. Проведённое исследование приводит нас к лучшему пониманию проблем инноваций в воспитании и обучении в дошкольном, специальном и профессиональном образовании.

ЛИТЕРАТУРА
1. Ангеловски, К. Учителя и инновации: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. 159 с.
2. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое    пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.
3. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4. – С. 3-16.
4. Ходырева, Е.А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 46-50. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm
5. Иванов, В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.