Иероним Босх. Между адом и раем -2

Койфман Валерий
ИЗ   МАТЕРИАЛОВ   ВАЛЕРИЯ   КОЙФМАНА

Потом пришло новое признание, благодаря той увлеченности, с которой испанский король Филипп II(1527-1598) свозил отовсюду творения любимого им Босха. Причём, некоторые картины Босха поступали к королю из имущества вельмож, казненных по его приказу как еретиков. Наступило время толкований творчества великого художника, прямо противоположных по своей сущности, - как благочестивого, христианского и как  еретического, безбожного, даже дьявольского.

 «Корабль дураков» Себастьяна Бранта. В 1494 году в Базеле была напечатана сатирическая поэма «Корабль дураков» Себастьяна Бранта; считается, что одноименная картина Босха написана по мотивам этого произведения.

А десятилетием раньше, в 1484 году, в Хертогенбосе вышли «Видения Тунгдала» - история ирландского рыцаря, жившего беспутной жизнью, который во сне посетил загробный мир и, в частности, Ад.
Вполне возможно, что свои «Видения загробного мира» Босх создал на основе этой книги.
Из всех средневековых описаний Ада в «Видениях Тунгдала» они наиболее изобретательны.
Ужасная долина, усеянная пылающим углем, покрыта небом из раскаленного железа, на которое непрерывным дождем падают души грешников.
Сделавшись жидкими, они протекают сквозь металл и капают на горящие внизу угли, после чего принимают свой первичный вид, вновь и вновь обновляясь для вечного страдания.
На озере, покрытом льдом, сидит зверь: у него две ноги, два крыла, длиннейшая шея и железный клюв, извергающий неугасимое пламя.
Этот зверь пожирает все души, которые к нему приближаются, и, переварив, выбрасывает их калом на лед озера.
Здесь души принимают свой первоначальный вид, и тотчас же каждая становится беременною, все равно, душа ли то женщины или мужчины. Затем души разрешаются от бремени чудовищными зверями, имеющими головы из раскаленного железа, острейшие клювы и хвосты, усаженные острыми крючками. Эти звери выходят из какой угодно части тела и при этом разрывают и тащат за собою внутренности, грызут тело, царапаются, ревут...
На рубеже XIV-XV веков с новой силой возродилось представление о том, что перед самым Концом света и пришествием Христа, который провозгласит Страшный суд, на земле объявится Антихрист - прекрасный лицом и телом «ложный мессия», самый могущественный из детей Сатаны.
Антихрист совершит все возможные виды поддельных чудес, соединит в своих руках все сокровища мира и щедрой раздачей уравняет людей в богатстве, результатом чего будет ужасающий разврат во всемирном царстве Антихриста.

Всю западноевропейскую культуру во второй половине XIV - начале XV века пронизывает тема Смерти. Она звучит в «Триумфах» Петрарки, «Корабле дураков» Бранта, стихах Франсуа Вийона, проповедях монаха Савонаролы.
Причиной столь широкого распространения таких сюжетов, несомненно, служили многие бедствия, обрушившиеся на Европу, - эпидемии чумы, самая страшная из которых, «черная смерть» 1347-1353 годов, унесла жизнь более 24 миллионов человек, Столетняя война, голод, вторжение турок. Тогда были поколеблены казавшиеся дотоле незыблемыми основы средневекового общества.
Падение авторитета папства, крушение тысячелетней Византии, глубокий кризис Германской империи сопровождались социальными потрясениями, распространением ересей и, наконец, новой и самой сильной вспышкой ожиданий Конца света, приуроченного к 1550 году.

 «Страшный Суд»(фрагмент), 1516, Старая Пинакотека, Мюнхен.
Босх наблюдал природу, может быть, острее и зорче других, но не находил в ней ни гармонии, ни совершенства. Почему и зачем мир кишит столькими странными созданиями? Почему человек, венец природы, обречен смерти и тлену, почему он слаб и жалок, почему он мучает других, мучает себя и непрерывно сам подвергается мучениям?
Уже одно то, что Босх задается такими вопросами, говорит о разбуженной пытливости и стрем¬ение проникнуть в суть вещей, разгадать загадки мироздания.
У Босха это стремление окрашивалось в мрачные тона, но само по себе оно все же было симптомом той самой умственной жажды, которая побуждала Леонардо да Винчи исследовать всё и вся.
 «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.
Могучий, светлый интеллект Леонардо воспринимал мир целостно, ощущал в нем единство.
 «Страшный Суд» деталь, 1504, Акад. изобр. иск., Вена.
А в сознании Босха мир отражался раздробленно, разби¬ым на тысячи осколков, которые вступают в непостижимые и прихотливые соединения.
Босха одолевали раздумья о живучести и вездесущности мировоо зла, которое, как пиявка, присасывается ко всему живому, о вечном круговороте жизни и смерти. Монстры Босха, выползающие из каждого укромного уголка, из каждой щели и трещины, искусно перемежаются с существами, которых мы, лишь поколебавшись, все же можем назвать нормальными. Все ползает и все наделено острыми, царапающими формами.
И все заражено энергией. Каждое существо – маленькое, лживое, цепкое – охвачено злобным и торопливым движением. Босх придает этим фантасмагорическим сценам величайшую убедительность.
Уже в ранних работах художника странно сочетаются острое и тревожное ощущение жизни  с холодным гротеском в изображении людей. Это лукавые притчи о смысле жизни, равно как и философские размышления об исконных принципах мироустройства.
«ИСЦЕЛЕНИЕ ГЛУПОСТИ» («ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАМНЯ ГЛУПОСТИ»), ок. 1475-1480гг.,Прадо, Мадрид
К раннему периоду (примерно 1475—80-е) относят «Извлечение камня глупости».Это лукавая притча о смысле жизни, равно как и философские размышления об исконных принципах мироустройства (возможно, именно поэтому художник обращается к круглому формату центральных композиций, как бы намекая на вселенскую значимость изображаемых сцен).

Картина, которая кажется юмористическим бытовым жанром, на деле оказывается сложной аллегорией, о точном сюжете которой до сих пор спорят ученые (что характерно, впрочем, для исследовательского восприятия почти всех произведений Босха); удаление «камня глупости» из головы некоего деревенского простака представляет собой не просто примитивную знахарскую операцию вроде среза болезненного нароста, но являет попытку магико-мистического преобразования человеческой природы, попытку, которую в равной мере можно воспринять и как сатирическую насмешку, и как неортодоксальный, возможно, алхимический символ. Здесь впервые появляется написанный с необычайной живописной свежестью далекий панорамный пейзаж, который с тех пор становится одной из характернейших примет произведений Босха.

Операцию делает монах, и здесь сквозит злая усмешка над духовенством. Но тот, кому делают операцию, пристально смотрит на зрителя. Этот взгляд и нас делает сопричастными  к этому действию.
 
Нидерландское выражение «иметь камень в голове» обозначало «быть глупым, безумным, с головой не на месте».Подобный сюжет прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII века. Изображенный на фоне красивого пейзажа бродячий медикхирург делает горожанину  операцию, которая должна прибавить тому ума. При этой операции присутствует монах и монахиня. Круглая форма картины вызывает ассоциацию с зеркалом . Зеркало как бы подносит к нам один из человеческих пороков – легковерие.

Хирург взялся извлечь из головы несчастного «камень глупости», однако извлекает только тюльпаны – в Нидерландах этот цветок отождествляется с золотом, которое проходимец, конечно, положит себе в карман. Босх прибегает к иносказаниям, хорошо понятным его современникам.
Например, воронка на голове «врача» означает шарлатанство. Закрытая книга на голове монашки символизирует показную мудрость, способную сбить с толку излишне доверчивых людей.
К счастью для легковеров подобная «операция» была лишь ловким трюком, безопасным для здоровья «пациента». Операцию делает монах, и здесь сквозит злая усмешка над  духовенством.