Из моей переписки с моими читателями

Вячеслав Кисляков 2
      Электрорадионавигатор.
 
      Все последние годы мой день после завтрака начинается с того, что я включаю интернет и захожу в «Одноклассники», в «Контакте» и на сайт «ПРОЗА.РУ». Просматриваю в «Одноклассниках» и в «Контакте», кто заходил ко мне на мой сайт и какие оставил мне сообщения,  кто читал мои мемуары на «ПРОЗА.РУ» и кто какие  оставил рецензии на мои произведения. Радует то, что  моих читателей становится с каждым днем всё больше и больше. За три год с небольшим  количество моих читателей уже перевалило за 49 тысяч человек. Много это или мало – не знаю… Но вот недавно  я  прочитал на сайте библиотеки родного города Сенно, что в их районной  ГУК «Сенненская централизованная библиотечная система», которая была  основана в сентябре 1977 года и состоит из районной библиотеки, детской районной библиотеки, горпоселковой библиотеки, 19 библиотек-филиалов и ещё 14 библиотек, которые  находятся в агрогородках с общим  книжным фондом в 260481 экземпляров читателей за год набралось лишь всего 14918.

     Вот уже четыре года подряд (2014, 2015, 2016 и 2018) я получаю вот такие письма от редакционной комиссии  Проза.ру.

     Здравствуйте, Вячеслав Васильевич!
     Сообщаем, что редакционная комиссия рассмотрела Вашу заявку и приняла решение номинировать Вас на национальную литературную премию «Писатель года 2016». Вы получаете статус номинанта премии «Писатель года» и право издания произведений в альманахе для Большого жюри.

     Процедура проведения конкурса на соискание премии состоит из двух этапов. На первом этапе из числа пользователей портала Проза.ру выбираются наиболее достойные авторы, которые становятся номинантами премии. Их произведения издаются в специальных конкурсных альманахах, которые представляются членам Большого жюри. Решение, какие именно произведения публиковать, принимаете Вы лично. Вы можете разместить в альманахе любое количество своих произведений.

     Спасибо! Но мне более интересны не сообщения редакционной комиссии, а прямой контакт с моими читателями в виде получения от них непосредственных рецензий и отзывов на мои произведения. Как пример,  опубликую лишь несколько рецензий и отзывов:
      «Уважаемый Вячеслав Васильевич.
     Спасибо за огромное удовольствие, с которым я запоем прочитал ваши воспоминания и воздал должное вашим многочисленным талантам и самодисциплине - столько лет вести подробные дневники! Завидую вашему вкусу и пониманию важности фиксации моментов быстротекущей жизни.

     Разрешите, тем не менее, напишу несколько примечаний, которые заранее признаю глупыми, так как они, возможно, вас расстроят. Замечаю, что приводимые вами бесспорные факты (ни одного фальшивого - за что отдельное спасибо), иногда расходятся с их философскими обобщениями.

     Например, понравилось: "Главное, не лениться, а работать с утра до ночи – тогда и в магазин ходить практически не надо было. В магазине в основном покупали соль, спички, керосин, конфеты, сахар. Позже, когда перестали хлеб печь дома в русских печах, стали покупать и хлеб. Молоко, масло, сметана, творог были свои. Мясо, сало, колбаса, птица, овощи и фрукты – тоже свои. В кладовых стояли бочки с солеными огурцами, капустой квашенной, грибами солеными. Там же висели окорока и копчености, колбасы натуральные, тушки кроликов и птицы. В общем, я не помню, чтобы мы жили плохо или голодали. А с весны до глубокой осени рыбы было навалом, да и раков я лично приносил за один раз по 200 штук. Вот так и жили! Все были всегда заняты делом. Много работали и дома и в колхозе. Помогали родителям смотреть и ухаживать за скотиной. Я выращивал кроликов, которых максимально у меня было 116 штук. А мне было 11-14 лет в то время.
Возникает вопрос, что же мешает современным селянам, да и горожанам, «не лениться, а работать с утра до ночи – тогда и в магазин ходить практически не надо».
А то, что от такой прекрасной жизни почти все селяне слились в города, где рабочий день ограничен восемью часами и где не нужно круглосуточно «не лениться, а работать с утра до ночи».

     В их числе и вы, например. Более того, извиняюсь, насколько я понял, ваша уважаемая мама надорвалась на непосильном сельском труде, а ваш, укоряемый вами за это папа, хотел на старости лет послать каторжный труд от рассвета до заката подальше. Спросим неожиданно: «А что, они не заслужили себе доступный для европейского пенсионера отдых на пенсии «Зима в Турции»?
Что они заработали за свою жизнь? Этот вопрос я задаю каждому, кто превозносит Советскую власть...А примерно то же, что и наши родители. Да и мы.

     Замечаю также в ваших мемуарах некое экономическое противоречие: пахота в колхозе не позволяла заработать ни на обувь детям, ни на чемодан в дорогу, а вот работа НА СЕБЯ, во вторую смену, приносила неизмеримо более весомый доход и позволяла сносно существовать. Так нет же, нужно было всячески подавлять главный двигатель прогресса общества - частную инициативу, идеологически и экономически трактуя трудягу как рвача, а люмпена - как образцового человека и опору режима. Вот и весь страшный секрет развала СССР. Вернее, один из секретов.
Потому пойду дальше.

     Кроме разумных рыночных отношений, в которые и вы, с точки зрения Советской власти незаконно, вступаете с окружающими вас людьми, для получения необходимых семье продуктов, вы вынуждены, наряду с другими капитанами, бороться за свое выживание с ветряными мельницами: парткомом, электриком Шевченко и т.д. Зачем? У вас интеллект намного выше среднего, предприимчивость, здоровье, желание трудом принести пользу своей стране и семье - и вместо этого вы тратите большУю часть нервов и жизни на противодействие организованного компартией идиотизма повседневной советской жизни...

     Вы же были на итальянском сухогрузе, экипаж 19 человек всего, лишних нет, все заняты делом, а не кляузами. Слово капитана - закон. Не нравишься капитану по обоснованным причинам - на выход в ближайшем порту. Все держаться за работу. Когда я спросил у греческого капитана, пьют ли у него на судне русские члены экипажа, он был просто поражен: "А что, русские пьют?" Работают, как и мы с вами работали. Только вознаграждение несоизмеримо.

     Тот же польский, русский или хорватский капитан получают, в хорошей западной компании, свои сто тысяч долларов в год, работая три месяца через три, а не 8000 рублей в год за одиннадцать месяцев в море через три в Мурманске и через два в БМП.

     Поэтому и не дожила половина ваших однокашников до пятидесяти лет: сверхнагрузки, искусственный моральный прессинг, ну и... шило, будь оно неладно.
Кто принесет стране больше пользы:  капитан,  который лично заработал для себя и инвестировал в свою страну за 30 лет работы 3 миллиона долларов, или ....
Я уже не говорю,  что такие люди, как вы,  в здоровом обществе создают свои компании на пустом, но рыночном месте, принося обществу огромную пользу, двигая страну вперед по своему индивидуальному плану и усилиями коллектива, которые сами создали и которым дают кусок рыночного хлеба. Не государственного пирога - а именно рыночного. Вот истинно мужская игра, попробуй, добудь, а также высшая награда для человека труда, а не смешные теперь предметы роскоши в виде Москвича, двух ящиков виски, УКТ или круиза с барского плеча.

      Вот и главная причина развала СССР, планово убыточной в двух третях экономики страны, в которой люди оценивались не рынком, а безумными парткомами и «шевченками» на всех уровнях власти. Извиняюсь за мысли, которые могут быть вам чужды. Но думаю, вы меня поймёте правильно. Вы были Алисой в Стране чудес. И я тоже. Уважением и пожеланием успехов.  Богдан
 Мой ответ Богдану: «Да, Богдан. Нагородил ты здесь много чего, но я историю переписывать не собираюсь. И тебе не советую. И парткомы здесь не причем, а вот люди, которые работали в этих парткомах - ДА. Мы жили в интересное и противоречивое время, которое привело страну к тому, к чему мы пришли сегодня. А ведь что будет дальше - одному Богу известно! Кстати,  ты не сказал ничего о себе. Где ты был последние двадцать лет, кем работал и что делаешь сейчас? Давай-ка лучше об этом сообщи мне. Спасибо, что прочитал мои мемуары,  и это заставило тебя задуматься о смысле жизни. Буду ждать твоего ответа о тебе и твоей жизни. Я помню, что ты тоже писал в нашу газету «Арктическая звезда» о круизах по Европе. Значит, талант у тебя есть».

     Уважаемый Вячеслав Васильевич, спасибо за ответ.
     Таланта нет, есть способности. Жалею, завистливо косясь на ваши очерки, что не вёл дневники: помню, на судах постоянно видел смешные ситуации. Тут отдаю вам должное.

     Как и за многое другое. Вы - моряк, боец, сангвиник и философ. И пишете вы совершенно литературно и художественно. Крепкий середняк. Даже, решусь поднять на ступеньку выше - литературный кулак. Всё богатство пассажирского флота - в свои очерки! Здорово!Благодаря таким, как вы, считаю моряков лучшими людьми.

     Когда перешёл на берег был неприятно удручен уровнем развития большинства ленинградцев, чей жизненный опыт ограничивался Бермудским треугольником: служба в армии (стройотряд), учеба в институте, редкие выезды на юг. Они не видели и не пережили и десятой доли того, что мы. А казались такими рафинированными денди.
Сравнив, понял, что не пропаду, так как знаю больше многих и работы не боюсь.
Последние годы работы в ММП провёл на а/л «Ямал»  в должности старшего пассажирского помощника. Экипаж был золото. Пассажиры - бриллианты.
Много американских миллионеров, миллиардеры даже проходили в попутчиках. Владелец финансового фонда миллиардер Темплтон даже вздрогнул, когда я,  навскидку точно назвал ему стоимость полета в космос, была у него такая мечта. Зауважал. Так что Трампа я знаю через одно рукопожатие - там они вместе тусуются, плетут сети для золотых рыбок.

     Стоимость путевки на «Ямале» была 20 тысяч долларов на одного туриста. У меня было 20% надбавки к окладу за знание английского и немецкого языков. Когда же я на глазах у капитана и хозяина компании фрахтователя объяснил по-фински финскому водителю, привезшему на ледокол снабжение, как проехать на таможню, чтобы поставить печать в документах, то подумал, что ради одного этого случая стоило поучить финский. А изучал я его нелегально, работая в конце 80-х на стройках Финляндии во время отпусков. Работа мне нравилась и туристы отмечали: «Видно, что человек на своём месте». Веду экскурсию на английском, следующую - на немецком. С австрийскими поварами -  по-немецки. С миллионерами -  по-английски.

     А о чём бизнесмен говорит в отпуске? Конечно, о бизнесе. Вот я от них и не отходил. А вопросов у меня было много: как раз, как и у многих мурманчан,  у меня сгорели советские рубли в Сберкассе, накопленные на будущую счастливую жизнь в Ленинграде. Сгорели не синим пламенем, а зеленым: так как успел вклад по частям обменять на доллары по среднему курсу 15 рублей к 1 доллару. Того, что заработал за 11 лет, хватило как раз на половину однокомнатной квартиры в Питере. Правда, стоимость квартиры вросла настолько, что получилось по три доллара за советский рубль. Правда, в связи с «крымнашем» соотношение упало до полутора.

     Вот вопрос спасения денег в инфляцию меня и волновал. Американцы с разных точек зрения объяснили, что спасение денег - в инвестировании, за что я им благодарен по гроб жизни. Тем более что газету «Экономика и жизнь», которая приходила на судно, я один, по-моему, и читал от корки до корки. Так что был готов и теоретически к рискам. А что я знал о жизни на берегу? Как и все моряки. То, что видел в кино. Помню, Толя Абгарян с горящими глазами рассказывал, как «тот поднялся, и этот». Но для меня это было как пересказ сериала из Санта-Барбары.

     Первый отпуск в новой России провел за чтением газеты «КоммерсантЪ»  журнала «Эксперт», в походах по инвестиционным отделам банков и разговорами с брокерами. Постепенно открывались глаза - на самом деле никто ничего твердо не знает, так как знать тренды рынка,  никому не дано, - это дело в идеале стихийное и полагаться нужно на свою интуицию и разнообразие чужих, часто противоположных, мнений. Начал потихоньку инвестировать в ГКО, потом в акции Ленэнерго и Газпрома. Смотрю - дело пошло. Сгоревшие деньги потихоньку стали возвращаться по тем дорожкам, о которых поведали мне американские миллионеры. Место жировки указали точно. Второй мой отпуск длился почти год, за который я увидел, устроившись на работу в ПИФ, что зарабатываю больше, чем в ММП. Поэтому отпуск продлевал и продлевал. Купил новую квартиру в доме за высоким забором.

      Сын поступил на учёбу в «Макаровку»  на судоводительский. Сдал экзамены на одни пятерки. Заслуга жены, она помогала в учебе. Так примерно и учился. Поэтому с трудоустройством проблем не знает, сейчас старпомом на танкере в Саудовской Аравии.
 
     В 1998 моему уже оформившемуся в биоценоз мирку вторично пришел конец.
Финансовый кризис. Банки банкротились сотнями. Понял, что нужно менять род деятельности.

     Решил пойти на работу шипчандлером к индусу в Большой порт Санкт-Петербурга. А конкурс на рабочее место был... несколько сотен человек на место. Индус после кризиса в бесплатную питерскую газету миллионным тиражом объявление дал о «найме сотрудников в западную компанию с традициями». Очередь на улице на сотню метров перед офисом стояла.

     Объяснил индусу, что я снабжение на ледокол закупал, поэтому легко могу его же и поставлять в обратном направлении. Он понял и взял. Работали прекрасно, снабжали иностранные суда российским товаром и услугами. Конкурировал с самим Шербеком в Копенгагене, где многие моряки снабжались, что было нелегко по качеству нашей советской продукции.

     Историй наслушался от капитанов! У них же работа одинокая, рады свежему человеку. Одному капитану вечером нужно в бар «Трибунал»  к девочкам, а второму утром в церковь. Всех возил и получал заказы на снабжение. Премиальные были хорошие, тем более на том кризисном безрыбьи.

     А уж в порту начал получать приглашения на работу постоянно: звали то судовым агентом, то супервайзером, то снабженцем. Люди видели, что тяну и с утра до вечера на судах. Через три года выбрал, пошел исполнительным директором в транспортно-экспедиторскую компанию, выручив несколько раз предварительно её хозяина несколько раз на переговорах с Германией. Он понял, что я смогу фронт держать. Купил две собственных фуры с контейнерными площадками. И поехали контейнеры из порта и обратно в порт, из России по всему миру. И фуры поехали по Европе. С кем только не работали!

     Пригодилось и знание языков, и западной психологии, и морская привычка доводить дело до конца, не бросать. Интересно, что нигде и никогда за всю жизнь по блату не устраивался. И сына не устраивал. Объяснял жене, что я свои дороги знаю, и никуда они не уйдут, пусть он, как и я, под Богом походит. Божьих дорог мы не знаем. Пусть Бог ведет. Сыну объяснял, что я приехал в Ленинград, где меня никто не знал, потом в Мурманск, где тоже никто не знал, потом обратно в Питер, где блата не было.

     Именно поэтому я чистый либерал и рыночник, верю в свой труд и его вознаграждение, и окружают меня такие же трудяги.
Никто не ворует, пашем от души без соблюдения графика рабочего времени. И такая жизнь нравится. Шапку ломаем только перед клиентом. Он наш кумир. Как скажет - так и сделаем! И слово сдержим при любых условиях,  и даже себе в убыток, лишь бы клиента сохранить.

     Конечно, за последние двадцать лет я прожил, совершенно отличную от пароходской, жизнь. Но одинаково люблю обе. Правда, первая уже кажется чем-то нереальным, как детство. А вот перечитал ваши очерки и позавидовал сам себе. В то время эта жизнь была лучшей возможной. Жить было хорошо. Но хорошо жить - еще лучше. Как сейчас. По объективным показателям.

     Еще раз спасибо за ностальгические вечера и за ваши труды. Как видите, они оценены по достоинству и достигли глаз и души благодарного читателя, о котором вы, наверное, мечтали.     Чем вас отблагодарить? Наверное, морской песней:  http://www.youtube.com/watch?v=FOt3oQ_k008 Хорошего настроения, присущего вам от природы и новых планов. Жму руку. Богдан.

     ПС.  У меня немного развито предвидение, многое в моей жизни сбылось, как виделось в детстве и юности: и радиорубка, и белый борт, и, прости Господи, даже конец Советской власти, и моя жизнь после СССР. Вас я вижу, если позволите, владельцем небольшой судоходной компании из пяти коустеров. И банковские кредиты почти все уже выплачены. Вы этого вполне достойны, и, главное, заслужили тяжелыми трудами и природными талантами. Вот такие у меня точки отсчета в жизни.

    Спасибо, Богдан,  за информацию о себе. Я не либерал и не рыночник. Я пришел в ММП в 1966 году и ушел с 01.01.2009 г. Проработал в ММП 43 года и нисколько не жалею за все то,  что было со мной и мне подобным советским людям. Как когда-то говорил мне мой отец (а он прожил тяжелейшую жизнь до войны и во время ВОВ, - надеюсь, что ты прочитал о нем) – «Если бы мне, сынок, пришлось  повторить свою жизнь, я бы прожил её снова так же». Я пошел, видимо, в своего отца. Взгляды свои я не меняю, несмотря на то, что различных ублюдков,  при любой власти, всегда было много, как у нас, так и во всех странах мира - что в Америке, что в Европе, что в СССР... А сейчас их развелось в России значительно больше, чем было во всем СССР.  Страну разворовали не простые труженики - рабочие и колхозники, а пришедшие к власти вместе  с иудами-предателями своей страны, типа Мишки-Горбатого и алкаша  Эльцына, - либералы-жиды, которые,  кроме зелени-бабла личного,  ничего не видели перед своими зеньками,   не видят и  теперь. Я был воспитан с детства на советском патриотизме, честности и порядочности своими родителями. И таким умру...  А уроды,  которые развалили СССР, сегодня очень  гордятся тем, что сотворили с нашей страной. Вся эта либеральная шобла и шваль  разграбила всю страну, набила себе карманы миллиардами долларов и свалила в Америку и ГейЕвропу.  И они что ли меня будут учить, как надо жить?! И ты, я так понял, многое усвоил от ублюдочной политики либералов.  Не обижайся! Что думаю, то и пишу. Время рассудит всех нас! Несправедливость была всегда, везде и так будет всегда. Но предавать свою Родину - это последнее, что придумали  Иуда и жиды во всем мире. Поэтому они и считают своей родиной ту, где им хорошо. А моя философия простая - быть порядочным человеком и не быть предателем. Предателей ненавидят во всем Мире! И это правильно! И не баблом  единым живет человек! Аборигены в Австралии или  в Африке даже слова такого не знают, а счастливы! Да! Зарплата должна быть достойной для каждого человека, но и человек должен жить не только для наживы и подавления других людей. Он должен жить для себя  и для других людей - нищих, больных, стариков, пенсионеров. Для этого надо одно - не воровать, платить честно налоги и иногда заниматься благотворительностью... Где сейчас жид  Березовский? И для чего он грабил русский народ? Зачем ему нужны были все его интриги, из-за которых погибли тысячи простых людей? Вот его повесили свои же,  и ему уже ничего не надо! И в могилу ничего не унесёшь! Поэтому, Богдан, живи достойно и люби не Америку с пиндосами, а свою страну, где ты родился, где ты учился и где ты пригодился. Я рад, что ты живешь нормально сейчас и работаешь в России. А ведь я грешным делом продумал вначале, что ты свалил за бугор или же, чего хуже, к бандерам-хохлам. Но, я ошибся,  и, слава Богу! Рад за сына твоего и его успехи. Думаю, что ты всё правильно понял и не будешь на меня обижаться. Помяни обязательно моего друга и твоего учителя - Толю Абгаряна.  Сейчас я о нем пишу свои воспоминания. Порядочный был человек и достойный. Жаль, что уже 8 лет его нет с нами... С уважением и наилучшими пожеланиями, КВВ.