Ученье - свет...

Юрий Чуповский
Как часто мы, на своём жизненном пути, используем тот опыт и знания, которые выработаны и опробованы предшествующими поколениями, которые нами принято называть – ”НАРОДНОЙ МУДРОСТЬЮ”? Вся наша жизнь пронизана этим – начиная с младенчества, когда родители учат нас сначала ходить, затем обучают первым словам, обучают думать, учителя в школе и преподаватели в ВУЗах пытаются научить нас правильно жить, вкладывают в наши головы те знания, которые выработало человечество. И вот мы, выйдя на самостоятельный жизненный путь, чувствуем себя взрослыми, совершеннолетними, но теперь уже за наше обучение берётся, и иногда очень круто, главный наш учитель – ЖИЗНЬ.

Где бы мы ни трудились, в любой профессии, мы всю жизнь учимся, набираемся опыта – повар у плиты, токарь у станка, водитель за рулём автомобиля. Я же хочу остановиться на профессии пилота, так как этому посвятил всю свою жизнь. В приказах и  документах, регламентирующих подготовку и учёбу лётного состава, было указано – каждый пилот, вне зависимости от занимаемой должности, обязан время от времени, согласно утверждённым графикам, проходить учёбу и проверку знаний в специальных УТО (учебно-тренировочных отрядах). Обычно пилоты направлялись в УТО в зимнее время, когда потребность в лётном составе для авиахимработ сокращалась.

Думаю, нужно сказать несколько слов о специфике пребывания пилотов в этих УТО. Эти учебные отряды находились в столицах и крупных городах республик Советского Союза, при училищах и академиях Аэрофлота, где имелись преподавательские кадры способные обучать и проверять знания и лётную подготовку пилотов Аэрофлота, а также авиационная техника для обучения лётному мастерству. Я, за время своей лётной жизни, несколько раз отбывал эту повинность и не скажу, что она была мне в тяжесть, да и коллеги-пилоты не жаловались на эту учёбу. В связи с тем, что моё постоянное место жительства было связано с Казахстаном и Украиной, то и учёба в УТО проходила в разных городах СССР. Это были – Алма-Ата, Ташкент, Актюбинск, Киев, Ростов-на-Дону.

 После изнуряющего труда на авиахимработах. Где не всегда комфортные условия проживания и питания, эти командировки, для учёбы и повышения лётного мастерства, с налаженными условиями проживания, отличным питанием (да ещё и за счёт средств Аэрофлота), воспринималась, как награда за нелёгкий лётный труд и возможность культурно провести время вне серых будней сельской местности. Занятия проводились с утра до двух – трёх часов дня, а после обеда ты свободен и только от тебя зависит – где провести свой вечер. Да, все эти воспоминания об УТО, по крайней мере, для меня, абсолютно различны. Вот хочу рассказать о самой первой своей командировке в УТО, в столицу Казахстана – Алма-Ату.

После первого года не всегда сытой жизни, первобытных условий проживания в Аральске, Кзыл-Ординской области, я вдруг оказался в красивейшем городе у подножия гор, с изумительной архитектурой. Меня поселили в частном доме в аэропорту, рядом с  аудиторий, где мы занимались до обеда. Завтрак и обед здесь же, в аэропорту, в служебной столовой, где были очень демократические цены, а качество блюд для работников аэропорта выше всяких похвал. До сих пор, вспоминая вкус плова по-узбекски, кукси по-корейски, бешбармак и лагман по-казахски сглатываю слюнки, кормили очень вкусно! А затем, дружной компанией в центр города, в парк  ”28-ми Панфиловцев”, использовать своё свободное время для полноценного отдыха. В тот год на учёбу прибыли в основном молодые, неженатые и мы свободное время проводили вместе.
Так как мы были молоды, не связаны семейными узами, зарабатывали своим трудом неплохие деньги, то и в расходах не ограничивали себя ни в чём. А в случае финансовых затруднений, бухгалтерия родного авиаотряда срочно, с помощью ”АВИЗО”, выдаст аванс. Запомнились очень вкусные шашлыки из молодой, сочной баранины. И стоили они по 24 коп. за шампур, да пиво ”Жигулёвское”, которое также стоило 24 коп. за бутылку. О-о-о, сколько мы тогда этих шашлыков с пивом съели? Ну а вечером в ресторан с живой музыкой. Большинство в нашей компании были с Украины, вот мы и заказывали украинский репертуар и подпевали, как могли – тосковали по ”рідному краю”. Но не только ресторанами запомнилась мне красавица Алма-Ата. С каким удовольствием посмотрел балет в исполнении казахских артистов, концерт Муслима Магомаева. А в 76-м с огромным удовольствием посетил (и не один раз), высокогорный каток “Медео”, смотрел великолепные ледовые шоу. Но особенно меня впечатлило посещение концерта органной музыки.

Английский язык, у нас преподавала молодая учительница. Она старалась привить нам любовь к английскому языку и обучала нас не только техническим фразам для ведения радиопереговоров с диспетчерской службой, но и вела с нами беседы на любые темы. Она ненавязчиво обучала нас культуре поведения, культуре общения. Так однажды она рассказала, что в Алма-Ате, немецкими специалистами собран и открыт для публики современный оргАн и если кто-нибудь пожелает, то она может достать билет на концерт. И, конечно же, на двух великолепных концертах я тогда побывал. Я не являюсь знатоком музыки, нет у меня и музыкального образования, но вот органную музыку, обожаю. Куда бы меня не забрасывала судьба,  я обязательно побываю на концерте органной музыки. Это стало моим навязчивым любимым увлечением, хобби. С огромным удовольствием вспоминаю эти концерты в Киеве, Харькове, Москве, Вильнюсе, Риге, в Марьяцком костёле Кракова, в Варшаве, в Торуне (бывшей столице Польши), в Хельсинки. Эти чудные мгновения остались в моей памяти навсегда!

Самые яркие воспоминания об учёбе в УТО, конечно же, связаны с Алма-Атой и Киевом, всё-таки столицы. Много прекрасных воспоминаний от учёбы в УТО-8 в Киеве, где был не один раз. Здесь уже контингент каждый раз был более разнообразный – от седых до молодых. Поэтому времяпрепровождение было более индивидуальным. Занятия группой, а свободное время каждый проводил по своим планам. Я сразу же составлял список мест и концертов, на которых рассчитывал побывать. Только оргАнов в Киеве было три, а плюс театры, Дворец “Украина”, замечательный цирк. Конечно же, на первом месте, для меня, было посещение (и не раз) зала органной музыки в костёле св. Николая, а также большого и малого залов органной музыки консерватории. Во Дворце “Украина” слушал Анну Герман. Даже вызвал в Киев своего сына (он несколько дней жил в нашем общежитии нелегально), мы с ним ходили в цирк и в театр им. Ивана Франка.

И совсем иные картинки возникают в моей памяти, когда вспоминаю Актюбинск (в настоящее время – Актобе). Когда впервые попал в этот город, я заинтересовался историей возникновения города. Он возник во второй половине 19-го века, как крепость, военный форпост царской России. Заселён вначале российскими военными, а затем, в конце 19-го века, украинскими переселенцами и стал железнодорожной станцией на пути из Москвы в Ташкент. Недавно я, ностальгируя, с помощью Facebook, посетил Актобе – я был шокирован увиденным. Он настолько преобразился. Из захудалого областного центра, город превратился в совремённый суперсити, с чудесной архитектурой, с современными супермаркетами, с новыми театрами, ресторанами, кафе и клубами. Ну а в то время, когда я впервые попал в Актюбинск – в городе были для отдыха только кино и ресторан, где мы были очень частыми гостями. Вот этими заведениями и ограничивались наши развлечения в свободное от учёбы время.

Так незаметно и пролетало время учёбы – с утра занятия, а вечером, после очередного фильма, в ресторан – оправдывать гордое звание ”доблестного лётчика”. А сейчас хочу рассказать, чем же всё-таки запомнилось тогда серое, скучное пребывание в УТО. После завершения учёбы, сдачи успешно всех экзаменов и зачётов, и проверки инструктором лётного мастерства, решили, на оставшиеся ещё в карманах денежки, устроить прощальный ужин в знакомом уже нам ресторане. Утром, с довольно тяжёлой головой и пустыми карманами (хорошо, что были служебные билеты на самолёт), занял место в рейсовом самолёте Ли-2, который два раза в неделю выполнял полёт по маршруту – Актюбинск – Челкар – Аральск – Нукус. Полёт и посадку в Челкаре благополучно и сладко проспал, а при подлёте к Аральску меня разбудил второй пилот и позвал в пилотскую к командиру.

Так началось моё тогдашнее и незабываемое приключение. Довольно молодой командир экипажа сообщил мне, что аэропорт Аральск закрыт из-за сильного бокового ветра и самолёт направляется на Нукус. Когда до моего, ещё сонного, сознания дошла вся эта информация, я чуть не завыл, в кармане пусто, с утра во рту ни росинки, а в Нукусе необходимо ещё где-то переночевать, утром как-то перекусить и только после этого долететь до Аральска. Видимо, у меня было такое выражение лица, что командир рассмеялся:
- Что, неожиданное пробуждение?
Да уж, положение хуже некуда. Пришлось чистосердечно рассказать всё экипажу. Командир протянул руку и успокоил:
- Меня звать Миша, а второго Виктор, берём над тобой шефство. После посадки идёшь с нами обедать, а потом в гостиницу – оформим как члена экипажа, будешь нашим штурманом. Согласен?
Я был в восторге и заверил их – если вдруг им придётся заночевать в Аральске, они будут моими лучшими гостями.

Весь вечер прошёл замечательно, с новыми друзьями прогулялись по вечернему Нукусу, посидели и пили кофе в каком-то кафе. Вот только ночёвка в гостинице была отвратительная, не давали спать клопы, искусали всего. Ну, а на следующий день, строго по расписанию, рейсовый Ли-2 взлетел и дружественный экипаж взял курс на Аральск. Я, конечно же, находился в пилотской кабине, рассказывал об островах в Аральском море, над которыми мы пролетали. Я ведь их прекрасно знал, садился на них неоднократно. Но вот когда до Аральска осталось минут пять полёта, Миша вдруг повернулся ко мне и развёл руки:
- Юра, должен тебя огорчить – аэропорт Аральск только что закрылся из-за сильного, ураганного бокового ветра, вынуждены пролететь его без посадки.
Я с недоверием, удивлённо смотрел на него, слов не было. Подумал:
- Может, шутит?
Но самолёт накренился и стал разворачиваться влево, беря курс на Челкар. Это уже было чересчур, слишком неправдоподобно, хоть выпрыгивай из самолёта.

Да, пришлось выйти в Челкаре, Миша снова пришёл на выручку, отдал последний червонец, который я вернул ему через месяц, передав экипажу этого рейса. А мои приключения продолжались. Пассажирский, рейсовый самолёт на Аральск будет только через два дня, поэтому пошёл к диспетчерам разведать, вдруг в плане полётов имеется какой-нибудь борт, летящий через Челкар на Аральск. И мне повезло, на следующий день был запланирован вылет военного вертолёта Ми-8, который должен был лететь в Ленинск, на Байконур. Но пока он стоял привязанный и зачехлённый на стоянке и экипажа не было, но диспетчера заверили, что экипаж хороший и не должен отказать.
Но до завтра ещё нужно где-то переспать, так как аэропорт дневной и на ночь его закрывают, то диспетчер посоветовал обратиться к дежурному милиционеру, может что-то посоветует. После разговора со мной, милиционер нашёл раскладушку и запер меня на ночь в здании аэропорта, а утром открыл и выпустил на волю. Когда я поднялся к диспетчерам, там уже находился майор – командир Ми-8-го и все диспетчера наперебой уговаривали его подкинуть меня в Аральск. Надо признать – он очень неохотно согласился взять меня пассажиром (только во время полёта я понял причину его колебаний), и когда мы шли к вертолёту потребовал от меня клятвенного обещания:
- Будешь сидеть на борту тихо, как мышь и никому ни слова о нашем полёте. Что бы ни увидел, никому ничего не рассказывай.
Конечно же, я искренне поклялся молчать, как рыба. И честно выполнил данное тогда обещание, и только спустя полвека решил описать тот незабываемый полёт. Экипаж вертолёта состоял из пяти человек – командира, второго пилота, борт механика, радиста и штурмана. Все были офицерами и вооружены личным оружием (пистолеты), кроме этого на борту было два автомата.

 После знакомства со всеми, меня усадили на каких-то ящиках возле иллюминатора, сразу за пилотской кабиной. Так как двери пилотской были открыты, я имел возможность видеть все приборы и наблюдать работу экипажа. Через несколько минут мы взлетели и, набрав 100 м., взяли курс на Аральск. Я прекрасно знал эту трассу, неоднократно летал на Актюбинск, но через минут двадцать полёта я заметил, что мы уклоняемся от трассы влево и вертолёт снизился до десяти метров. Земля была укрыта свежевыпавшим снегом, и я вдруг увидел небольшое стадо сайгаков (голов двадцать). Пока вертушка кружила над ними, бортмеханик через открытую дверь из автомата уложил штук десять сайги, а затем мы приземлились рядом с охотничьей добычей. Чувствовался большой опыт у ребят в такой охоте, за минут пять тушки были выпотрошены и аккуратно загружены, но это оказалось ещё не всё. Продолжая рыскать по степи, экипаж набрёл на большую стаю волков. После    этой охоты на борту были сложены пять волчих туш, они показались мне такими огромными и страшными, раньше у меня таких встреч с волками не было!

Вот после этого мы набрали высоту и понеслись на Аральск. Друзья-вояки высадили меня на полосе и сразу же унеслись в сторону Тюра-тама (Ленинск). Что ж, учёба в УТО, по крайней мере, для меня, всегда была в удовольствие, даже с приключениями. Сейчас всплыл в памяти канун 1975-го. На душе праздник, счастлив бесконечно – после пяти лет вынужденной разлуки с небом (был списан с лётной работы и усиленно, настойчиво лечился), получил наконец-то допуск к полётам и направлен в УТО Актюбинска. В группе подружился с пилотом из Кустаная – Толей Тычковым. Ко всему нас ещё сблизили наши жёны. Моя Таня пока была в Полтаве, и мы планировали, после моего восстановления на лётной работе, она с сыном прилетит в Кзыл-Орду, где мы и будем жить. А у Толи, перед самой командировкой состоялась свадьба и его жена – тоже Таня, рвалась к любимому. Так у нас с другом возник план – вызвать в Актюбинск жён, мы будем грызть гранит науки, а наши половинки пусть общаются, дружат и заодно будут нас кормить и ухаживать за нами, а вечерами будем вместе культурно отдыхать. Тем более приближался Новый 1975-й год, который можно вместе встретить.

Как решили, так и сделали. Моя Таня с трёхлетним сыном, пролётом на Кзыл-Орду, сделала остановку на недельку в Актюбинске, а Толина Таня прилетела из Кустаная. Мы сняли два соседних номера в гостинице, недалеко от УТО. Обедали и ужинали вместе, превосходно встретили Новый год, а после этого пошли на каток, где веселились почти до утра. Сын обожал тётю Таню, а мы подружились на долгие годы. Если я вылетал на АХР, на Кустанай, обязательно посещал Тычковых с подарками. Ах, какие тёплые, хорошие воспоминания об УТО. Согрели мою душу. Где эта молодость? Всё в прошлом! Увы…