Про Фашистов Майкла Манна и вообще

Владимир Гречанинов
Наверное, еще со школьной скамьи  мы привычно ассоциируем фашизм со Второй мировой войной.   Это удобно и не вызывает беспокойства:  фашистская Германия проиграла,  Нюрнбергский процесс воздал всем по заслугам, злодеи наказаны, тему можно закрыть и спокойно жить дальше… Ну, разве что  изредка увидишь  по ТВ  ряженых «нациков» на каком-нибудь  марше, вздохнешь и забудешь.  Да чепуха, стоит ли об этом говорить.
Так вот стоит, утверждает в своей книге «Фашисты» Майкл Манн - профессор Кембриджского университета,   доктор социологии, автор  научных трудов  «Источники социальной власти», «Тёмная сторона демократии» и  других.  Потому что  фашизм, по глубокому убеждению  автора,   вовсе не тупиковая ветвь развития  общества.  Это ведущая политическая доктрина ХХ века, которая  вполне может  сыграть заметную  роль и в нашем XXI веке.  Разве что  называться будет по-другому.
Задумаемся, что такое фашизм?  Это мечта об идеальном  национальном государстве -  одна нация, одна религия, один лидер. О строгом порядке, который не слишком озабочен понятиями законности и прав человека, потому что главное – это права нации и государства. Никакого гражданского общества,  либерализма и индивидуализма,  на смену этим буржуазным ценностям должны прийти строгая  общественная мораль,  дисциплина и насилие над инакомыслящими, сплоченность и сильная национальная идея, подкрепленная мифами о превосходстве нации. Лоэнгрин, сверхчеловек  Фридриха Ницше, «белокурая бестия»…   И тогда на смену упадку и разложению придёт долгожданный золотой век.  За работу, товарищи!
Причем  фашизм, который по определению выступает против любых демократических институтов,  вполне возможен и при демократии. К примеру, к началу ХХ века в Европе было  28 суверенных государств - с конституциями, парламентскими выборами, партийной конкуренцией и даже правами меньшинств.  И все они страдали от последствий Первой мировой войны, от Великой  депрессии и политических  кризисов,  а именно эти моменты и принято считать причинами возникновения фашизма между двумя мировыми войнами.   И, тем не менее, в пяти из этих,  вроде бы вполне демократических государств,  возник фашизм. А именно -  в Италии, Германии, Австрии, Венгрии и Румынии. При этом две из них – Венгрия и Румыния,  были странами довольно отсталыми, хотя принято  считать, что фашизм  может  иметь успех именно в развитых государствах.
В чем же тут дело?  Каковы социальная, экономическая, политическая и религиозная  базы фашизма?  И из какой среды вышли сами фашисты – из военных или  штатских,  из горожан или  селян,  из бедных,  богатых,  верующих или атеистов?..   Вот именно эти вопросы скрупулезно анализирует  М.Манн  на примере пяти названных стран и еще Испании, где фашизм, или, точнее, авторитаризм, пришел к власти не мирным путем, а в результате  гражданской войны.
Так вот о причинах. Считается, что к концу ХХ века на Западе либеральная демократия победила, и к концу тысячелетия  все европейские страны формально стали многопартийными демократиями, хотя в постсоветских странах это и не совсем так.  Но между 1920 и 1945 годами ситуация была  совсем другой.  И если поначалу все победители в Первой мировой склонялись к либеральной демократии, то к концу 30-х годов уже в большинстве европейских,  формально демократических стран,  правили диктаторские режимы, а национальная экономика, с ее таможенными барьерами  и заградительными пошлинами,  уверенно побеждала экономику либеральную.  Отсюда рукой подать до изоляции, милитаризации  и, конечно, поиска врагов – внешних и особенно  внутренних.  Каковыми могут быть политические противники, несогласные всех сортов и национальные меньшинства  со своими культурными особенностями, и, главное,  со связями за границей.  А это, конечно, в  первую очередь евреи.
Конечно, при демократии  власть вроде бы должна принадлежать всему народу, кто бы спорил!   Но никакого противоречия тут нет, потому что сам народ при такой демократии  должен быть единым и неделимым, словно гайки великой спайки. И беспощадно освобождаться от чуждых этнических и политических вкраплений в своих стройных рядах.  Читай,  от диссидентов, инакомыслящих и представителей разных вредных народов.   Это  такая  демократия, когда воля  народа исходит не от каких-то разрозненных индивидуумов,  а от соратников, сплоченных единой идеей и непререкаемой  волей национального  лидера.
Именно такую философию проповедовали  главные  носители идей фашизма  - так  называемое  «поколение 1914 года», ветераны, профессиональные военные,  достаточно молодые, образованные  и зачастую религиозные мужчины.  Именно они привнесли в фашизм то,  что считается его иррациональной стороной – свойственное молодости сочетание морализаторства и жестокости.  И именно отсюда  родились три кошмара,  три Голема  ХХ века -   фашизм, Холокост и  политические и этнические чистки.
Конечно, говоря о фашизме,  можно без конца спорить о каких-то деталях, например, следует  ли считать близнецами-братьями  итальянских  фашистов,  которые мирно  подружились со старой  элитой или  немецких нацистов,  которые просто выкинули старую аристократию и объявили себя новой?   И куда в  этом случае отнести  сталинский ГУЛАГ,  карательные  отряды в Турции 1915 г.,  камбоджийскую  «Ангку»,   геноцид в Руанде,  когда за сто дней народом хуту  был убит миллион граждан народа тутси или  геноцид  красных кхмеров, уничтоживших под руководством Пол Пота почти три миллиона своих сограждан?..  Это фашизм, национализм, тоталитаризм или что?
Как пишет Майкл Манн,  все эти страшные дела похожи друг на друга как две капли воды, схожа и идеология убийц, и в народной  памяти, в памяти жертв,  все они остались «фашистами» — термин не вполне точный,  но лучше любого другого выражающий ненависть и отвращение к убийцам.
Очевидно,  что победить это зло можно только поняв его корни и причины. А это ненависть ко всем либеральным идеям и институтам, вообще к гражданскому обществу,  к личности и индивидуализму, к частной собственности, это шаманство и настойчивая пропаганда дремучих мифов и идей.   И знаете, чем больше я читал это исследование, тем более актуальным оно мне казалось именно для нашего времени  и для наших географических координат.
Потому что основные признаки фашизма по М.Манну,  а это расовый национализм,  приоритет сильной государственной власти,  силовые зачистки оппонентов, бряцание оружием по каждому поводу, – заставляют внимательней вглядеться и в наше мироустройство.  Государство выше личности, православие, самодержавие, народность, вставание с колен…   Суровое перевоспитание  непослушных – если враг не сдаётся, его уничтожают.  Образцовый муравейник, где счастливые граждане  ходят строем и поют правильные песни проверенных композиторов. Что-то знакомое, не так ли?..
Да, фашизм прошлого века стал ответом на кризисы Первой мировой войны, это верно. Но разве сейчас в мире все благополучно?  Все довольны?  Нет голода, неравенства, несправедливости, неконтролируемой миграции?..
И,  раз уж мы заговорили о фашизме, вот еще несколько его признаков  от  другого автора.  Ксенофобия,  пренебрежительное отношение к правам человека, поиск врагов для отвлечения от насущных проблем,  культ армии и силы, сексизм, контроль над СМИ, одержимость национальной безопасностью,  возрождение религии, власть корпораций и уничтожение профсоюзов, подавление искусства и интеллигенции,  коррупция, полицейщина, фальсификация выборов…
Это доктор Лоренс Бритт  и,  даже не знаю, нужно ли тут что-то комментировать.  Но, думаю,  с этими признаками автор «Фашистов» Майл Манн  охотно бы согласился. И его однофамилец,  писатель Томас Манн,  лишенный нацистами немецкого гражданства, тоже.