История старинного Кресла

Краснов Валерий
               
Когда-то это было шикарное Кресло старинной работы : массивное, просторное,с высокой спинкой,мягкими подушками на закруглённых подлокотниках и толстым, пружинистым сидением. Спинку Кресла, сидение и ножки окаймлял причудливый металлический  орнамент под цвет золота . А на лицевой стороне спинки была изображена стайка прелестных ангелочков.
Но таким красавцем Кресло было раньше.А сейчас  обивка потемнела и  потёрлась,краски на рисунке поблёкли,орнамент потускнел. Особенно это стало заметно,когда рядом с видавшим виды Креслом появилась только что приобретённая хозяевами чудная Тумбочка - из красного дерева,с красиво изогнутыми ножками и инкрустированными разноцветными камешками ящичком и дверцей.
Креслу показалось,что новенькая Тумбочка поглядывает на него с презрением,и тогда оно решило серьёзно поговорить с новой соседкой. И вот,когда спустилась ночь и все жильцы дома разошлись по своим комнатам,Кресло обратилось к вновь прибывшей :
- Добро пожаловать,милое дитя,в наши апартаменты!
- Спасибо,дорогой дедушка,за добрые слова,а то я чувствую себя здесь так одиноко,- ответила Тумбочка.
Разговорились.Гостья оказалась очень доброжелательной и без всякого зазнайства.В конце их ознакомительной беседы она попросила :
- Любезный дедушка,я оказалась здесь без родных и близких,и мне очень страшно. Особенно я боюсь темноты.Не можете ли вы по ночам разговаривать со мной? Я вам буду очень признательна.
- Конечно,девочка,- откликнулось Кресло, - тем более ,что мне и самому очень не хватает благожелательного слушателя,которому можно рассказать о моей жизни.
- Ура! - воскликнула Тумбочка, - я буду самой внимательной вашей слушательницей. Давайте сразу и начнём.
Кресло переступило с ноги на ногу,негромко скрипнуло и начало свой рассказ :
- Я не буду описывать всю свою долгую жизнь,это займёт слишком много времени. Опишу только последний,самый счастливый её период. А начался он с того  момента,когда у моих хозяев - Петра и Анны Гречишкиных родился сын Васенька. С этого дня дом наш наполнился счастливым смехом,восторженными возгласами и весёлыми песнями.
Как-то раз мама Анна положила маленького Васеньку на моё просторное сидение,а сама на минутку отвлеклась. Малыш тем временем перевернулся с боку на бок и свалился на пол. Перепуганные родители с криком бросились к сыночку. А подбежав к нему,увидели,что Васенька лежит и во весь рот улыбается. С тех пор вашего покорного слугу все в доме стали уважительно величать "Васенькино Кресло", и я стал любимым местом отдыха нашего дорогого малыша.
А мальчик,между прочим,оказался очень озорным. Частенько он выкидывал теперь такой номер : нарочно свалится с Кресла,громко закричит,а потом встречает прибежавших родителей весёлым смехом...
Тумбочка слушала рассказ старого Кресла разинув рот,то есть,у неё даже выдвинулся наружу её красивый ящик. А в самых увлекательных местах она  слегка подпрыгивала на своих красивых изогнутых ножках.
А дедушка Кресло продолжал свой рассказ:
- Между тем,Васенька подрос и придумал новую забаву : он вместе со своим ровесником -мальчишкой из соседнего дома забирался на моё сидение,ребята свешивали ноги в разные стороны под мои подлокотники и,держа в руках игрушечные автоматы,громко кричали : "Та-та-та!",представляя себя экипажем то ли танка,то ли истребителя. Весь дом дрожал от их очередей,а я им радостно подыгрывал, подскакивая на своих ножках.
Но больше всего Васенька любил уютно устроиться на моих коленях и читать,читать,читать. Иногда он незаметно засыпал,и отец бережно переносил мальчика в его постель.
Нечего и говорить,что Васенька стал для меня самым дорогим существом на свете.
В четырнадцать лет мой дорогой Василёк впервые влюбился. Если взглянуть на мою спинку с задней стороны,то можно увидеть  изображение сердца,пронзённого стрелой,а под ним - девичье имя. Эту памятку оставил мой дорогой мальчик.
А в девятнадцать,будучи студентом,мой Васенька уже влюбился по-настоящему.Это была симпатичная девушка с копной рыжих волос. Когда родителей не было дома, парень приводил свою подружку,они забирались в "Васенькино Кресло"и,крепко обнявшись,часами сидели так неподвижно.
Надо заметить,что Василий был очень скромным и нерешительным человеком. Я думаю,именно поэтому все его романы были кратковременными. Ведь эту самую первую девушку он даже ни разу не поцеловал.
А в двадцать пять лет,когда он уже был успешным молодым учёным -Василием Петровичем Гречишкиным, он женился. Его жену звали Раиса,и она мне сразу не понравилась,
 Кресло сердито переступило с ноги на ногу и продолжало:
- Всегда неухоженная,одетая кое-как,без макияжа,с небрежно распущенными волосами,да к тому же вечно недовольная и ворчливая.
А больше всего я страдал от того,что этой даме,видите ли, приглянулось "Васенькино Кресло". Она вытеснила хозяина и полностью меня оккупировала.
Для меня наступили тяжёлые времена. Когда Раиса опускала своё грузное тело на моё упругое сидение,закинув ногу на ногу,с дурно пахнущей сигаретой в зубах,я просто стонал от бессильной ярости. А однажды,в очередной раз вспылив,эта дама, пытаясь погасить сигарету,со злостью ткнула ею в подушку моего подлокотника. Вот,посмотри,милая Тумбочка,какую дыру она мне прожгла, - и Кресло слегка развернулось к своей слушательнице. 
- Но мои переживания,-добавил рассказчик,- это ничто по сравнению с издевательствами ,которые приходилось выносить моему обожаемому хозяину.Эта ведьма буквально ела его поедом.
Однако,для Раисы всё плохо кончилось. Однажды Василий неожиданно рано вернулся с работы и застал жену в объятиях любовника.
- До сих пор удивляюсь,-Кресло слегка развело своими пышными подлокотниками,- кому нужна такая злющая замарашка...
- Был страшный скандал,- продолжал рассказчик,-и к моей радости,вредная баба навсегда исчезла из нашего дома.
"Васенькиным Креслом" снова завладел его законный хозяин,и я был счастлив...
- Кто бы мог подумать,- печально проговорил старик Кресло,- что это будет первая и последняя попытка моего дорогого Васеньки создать семью! А я так мечтал,что на моих коленях будут резвиться его детки - мальчик и девочка!
Проходили месяцы и годы. Мой хозяин возвращался с работы и,пообедав,садился в своё любимое Кресло, попыхивая своей неразлучной трубочкой. Я ощущал тепло и запах моего дорогого человека,и мне было хорошо.
Единственно,что омрачало мою жизнь - это чувство ревности. Дело в том,что мой хозяин завёл собаку - большого чёрного дога,и мне было ужасно больно смотреть,как Васенька гладит,ласкает это чудовище. Ох,эти люди - совершенно не понимают,что окружающие их ,вроде бы,не живые существа могут любить гораздо сильнее,чем любая собака или кошка...
- Вскоре один за другим умерли родители моего Василия Петровича,а после этого и сам он вышел на пенсию.
Одиноко ему было в просторном трёхэтажном загородном доме,а тут ещё настигли его всякие хвори. И тогда он позвал к себе жить племянника Виктора - с женой и тёщей. Те охотно согласились,так как знали,что их дядя за годы трудов накопил немалую сумму денег,на которые Виктор был единственным претендентом.Кстати скажу,что этот одутловатый мужик с выпуклыми неприятными глазами сразу же мне не понравился.
Первое время все трое исправно ухаживали за стариком : кормили, одевали,выводили в сад. Но позже в поведении всей семейки стало зарождаться раздражение. К тому времени Васенька стал плохо видеть и совсем потерял слух,так что всяких промашек у него было предостаточно.
Дедушка Кресло помолчал,а потом произнёс :
- К сожалению,люди не понимают,что порой окружающие их предметы бывают очень наблюдательны и сообразительны.Так вот, я заметил,что с некоторых пор в глазах нашего племянника при взгляде на беспомощного дядю вспыхивала ненависть.
А тут ещё одно неприятное происшествие добавило масла в огонь. Однажды старенький Васенька сидел в Кресле и пыхтел своей трубочкой. Незаметно заснул,а его трубочка упала на пол. Дымящийся пепел попал на рассыпанные  под ногами старика клочки бумаги,которые в миг загорелись. Вслед за этим задымился и затлел ковёр.
При этих словах впечатлительная Тумбочка в ужасе подпрыгнула на месте,и её красивая полукруглая дверца распахнулась настежь.
А дедушка Кресло продолжал :
- Я уже думал,что мы с Васенькой сгорим,но тут в доме раздался резкий свистящий звук ,и в нашу комнату вбежала вся семейка Виктора. Загремели вёдра,зазвякали чайники,и вскоре огонь был потушен.И тут племянник набросился на моего Васеньку. Я не могу даже повторить слова,которые произносил Виктор. В какой-то момент он даже прокричал : "Зря мы спасли тебя! Лучше бы ты сгорел в этом пожаре!" Слава богу,что мой дорогой человек потерял слух и не мог слышать всей этой гадости.
То что произошло,видимо,стало для племянника последней каплей. Теперь,когда он одевал своего дядю или приносил ему еду,он уже не стеснялся в выражениях и откровенно костил его последними словами. Однажды в его злобном ворчании я расслышал ,не помню уж откуда,знакомую фразу :"Когда же чёрт возьмёт тебя?" И потом эти слова звучали из его уст регулярно.
И вот,в один несчастливый день наступила развязка. Мой дорогой Василий Петрович мирно спал в своём любимом Кресле. В комнату вошла тёща племянника и поставила Васеньке чашку с его любимым клюквенным морсом. Через некоторое время появился сам Виктор. Он,крадучись приблизился к моему хозяину и подсыпал что-то в чашку с напитком.
Через некоторое время Васенька проснулся,протянул руку и взял свой любимый морс. Я с ужасом наблюдал,как он подносит его к губам. Мне хотелось закричать,но ведь люди не слышат голоса своих вещей!Глоток за глотком бедный мальчик выпил содержимое чашки...
При этих словах Тумбочка испуганно пошатнулась и её ящик с грохотом упал на пол. Кресло прервало свой рассказ,а потом тихо закончило :
- Мой хозяин умер,и моё горе не имело границ.
Тумбочка взглянула на дедушку Кресло и увидела,что ангелы, изображённые на его спинке,вдруг горестно склонили головки.
А взволнованный рассказчик добавил :
- К слову,замечу: напрасно,совершая гадкие поступки,люди опасаются только себе подобных. Окружающие их живые и не живые существа всё видят и всё помнят. Когда-нибудь учёные расшифруют наш язык,и мы сможем даже свидетельствовать в суде...
После довольно продолжительной паузы Кресло снова заговорило :
- Сразу после похорон новые хозяева взялись за приведение в порядок полученного в наследство дома. Они решили провести в нём капитальный ремонт : убрать несколько перегородок,другие переместить,отремонтировать паркет,испорченный пожаром,а кроме того,надумали пристроить балкончик на третьем этаже. Вот чем вызван беспорядок,который ты видишь в доме,любезная Тумбочка.
В этот миг в коридоре послышались приближающиеся шаги,и Кресло торопливо прошептало:
- Скажу тебе по секрету,милая моя,- я твёрдо решил отомстить этому негодяю - племяннику за смерть моего Васеньки. И думаю,что ты сможешь мне в этом помочь...
 Вечером жена Виктора сказала мужу:                - Ты не забыл,что надо освободить гостиную,ведь завтра рабочие должны ею заниматься? Вытащи,пожалуйста,Кресло и Тумбочку на балкон!
А когда мужчина уже пошёл выполнять поручение ,она прокричала ему вслед :
- Осторожно,Витя,не забудь,что на балконе ещё не сделано ограждение,и не поскользнись,сегодня было морозно и наверное,плитка на балконе обледенела!
Вернувшись в помещение,Виктор сообщил :
-  Я поставил Тумбочку на стул,который выставила туда твоя мама...
Утром,после обычной утренней суеты,Виктор оделся,подхватил служебную папку,попрощался с женой и захлопнул за собой дверь. Жена и тёща остались за столом допивать утренний кофе.
И вдруг снизу,от подъезда,раздался крик Виктора. Женщины вскочили из-за стола и бросились вон из дома.
Выскочив из подъезда,они увидели,что Виктор лежит на земле,из его разбитой головы течёт кровь,а рядом с ним - развалившееся на куски Кресло.
Жена с жалобным криком бросилась к мужу,а тёща вернулась в дом и набрала скорую помощь. После этого она вышла на недостроенный балкон и внимательно оглядела его. Спустившись вниз,мать подошла к причитающей над мужем дочери и сообщила :
- Виктор очень небрежно поставил Тумбочку на стул,она свалилась на Кресло,которое при этом скатилось по обледеневшей за ночь плитке и рухнуло вниз. Твой Виктор всегда всё делает кое-как...