Насыпь мне соль на рану

Александр Жданов 2
                Посвящается светлой памяти моей мамы
                Ждановой Т. А. 1922- 2015 г. ).
               
                На фото 1943 г.

       Как, наверное, и во многих других училищах, у выпускников Киевского суворовского военного существует давняя традиция: приезжать отовсюду и приходить в училище ежегодно на училищный праздник - 24 ноября*, встречаться там и отмечать это событие.
          После увольнения в запас я почти каждый год тоже ездил в Киев , иногда даже на день. Поезд из Москвы приходил туда рано утром и, отметив днём очередную годовщину, можно было вечером сесть на обратный, чтобы утром следующего дня быть дома.

       Однажды, это было в начале 2000-х, на Центральный железнодорожный вокзал Киева мы приехали в 9 утра.  Минут через сорок я был уже у мамы. Торжественные мероприятия начинались часов в 11- 12 и я успевал нормально позавтракать, переодеться с дороги и добраться до училища вовремя.
      В тот раз в дорогу я положил в обложку паспорта лезвие от безопасной бритвы. Оно всегда могло пригодиться в поездках, мало ли что иногда нужно было разрезать в пути, а места совсем не занимало.
         К несчастью оно каким-то образом случайно и незаметно выпало из обложки в нагрудный внутренний карман пиджака. А когда, проверяя на всякий случай документы, сунув туда руку, то напоролся подушечкой указательного пальца прямо на остриё.  Довольно глубокий порез сильно кровоточил. Я сильно расстроился. Минут через 10 нужно было уже выходить, а ехать на встречу с друзьями и сидеть там на виду у всего зала в Президиуме торжественного собрания* с указательным пальцем правой руки, замотанным бинтом, было не очень удобно.
         Увидев мою беду, мама вышла на кухню и через минуту вернулась с рюмкой, наполненной белым кристаллическим порошком, который был с верхом залит водой. 
- На вот тебе, засовывай палец сюда,  - протянула она мне её.
 - Что это?
 - Соль!   
- Да ты что? Я же с ума сойду от боли! И что это даст?
- Да не бойся. Давай! Увидишь всё быстро пройдет.  10 минут нужно будет подержать.
Деваться было некуда и я засунул палец в рюмку с солью.
Странно. Совершенно никаких болезненных ощущений! Даже как будто бы и боль от пореза прошла!   
- Удивительно, откуда ты знаешь такие вещи? Это, что народное средство такое?
- Мы на фронте так раны посыпали бойцам.  На передовой, в 42 году наша дивизия вела тяжёлые бои под Воронежем, на Шиловском плацдарме, не хватало медикаментов и перевязочных средств, было много раненных и солью тогда спасли много людей.
      
          Моя мама пошла на фронт добровольцем, в 20 лет. После окончания фельдшерской школы, младшим лейтенантом воевала в 206 дивизии под Воронежем и летом 1942 года вынесла из боя раненного в атаке командира роты Павла Винтмана*. Он умер у неё на руках. Погибли все командиры и тогда она сама подняла роту в атаку и высоту взяли, правда мама тоже была тяжело ранена.  Представление к награде, как это часто бывало, затерялось в штабах, время было такое.

Минут через 10 я вытащил палец из рюмки, обмыл его простой водой и -  о, чудо! Кровотечение прекратилось, а на месте пореза остался лишь едва заметный след.


________________________________________

*- «24 ноября» – В память даты ( 24.11.1943г.)  подписания Председателем и Секретарем Президиума Верховного Совета СССР Грамоты о вручении Красного Знамени училищу день 24 ноября объявлен директивой начальника штаба Киевского военного округа от 5 сентября 1964 года как годовой праздник Киевского суворовского военного училища.
* - «сидеть там в Президиуме торжественного собрания» - меня обычно приглашали туда как гостя из Москвы и заместителя Председателя Международной общественной организации «Кадетское братство», организации объединяющей выпускников  суворовских и нахимовских военных училищ,  кадетских корпусов и военных спецшкол в разных странах.   
*- Павел Ильич Винтман -  (20 октября 1918, Киев — 21 июля 1942, под Воронежем) — советский поэт-фронтовик. С женой поэта Зинаидой Наумовной, проживавшей в Израиле,  мама дружила и переписывалась до конца своих дней в 2015 г.