Рафаэль. Жизнь, вдохновение и творчество -8

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Подготовительные живописные КАРТОНЫ РАФАЭЛЯ ДЛЯ ГОБЕЛЕНОВ , 1515 г., Музей Виктории  и Альберта, Лондон.
Пришедший на смену Юлию II, Папа Лев X заказал Рафаэлю картоны для ковров, которыми предполагалось завешивать во время торжественных служб стены в Сикстинской капелле.
Основная тема – деяния апостолов. Рафаэль блестяще справился с заказом, было сделано 10 картин темперой на бумаге, и картоны пошли в работу. В  работе над картонами участвовала целая группа учеников мастера.
Сейчас  7 картонов хранится в Лондоне, в Музее Виктории и Альберта. Картоны являются одними из самых выдающихся произведений Рафаэля.
 
 «ЧУДЕСНАЯ ЛОВЛЯ РЫБЫ», ГОБЕЛЕН ПО КАРТОНУ РАФАЭЛЯ (1519Г.,МУЗЕЙ ВАТИКАНА, РИМ) По картонам Рафаэля было выткано 10 гобеленов, которые ткали в Брюсселе 3 года. Судьба гобеленов весьма печальна. Они в конце концов разошлись по Европе. Их разрезали на куски, использовали как трафареты и т.д. Наконец, в XIX веке их вновь склеили, отреставрировали и ныне они хранятся в музеях Ватикана..

В 1516 году Рафаэль получил ещё должность главного смотрителя раскопок в Риме. Среди прочих обязанностей ему предписывалось зарисовывать всё, что поднималось на поверхность.
Рафаэль энергично взялся за работу, сам посещал ежедневно катакомбы, не страшась ни труда, ни опасности для здоровья. Обширный письменный доклад папе показывал, как серьёзно относился Рафаэль к порученному делу. Раскопки стали одним из его любимых дел. Утверждают даже, что занятия раскопками стали причиной ранней смерти Рафаэля.
Рим вообще был местом нездоровым. Весенние испарения понтийских болот отравляли воздух. Смертность от лихорадки и воспаления легких в феврале-марте в Вечном городе была наибольшей. Особенно губительна была в то время малярия.

 «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА» (1512-14Г., КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ, ДРЕЗДЕН).
В 1512-14 годах Рафаэль создает свою, ставшую самой знаменитой, картину, и одну из самых знаменитых картин, когда-либо написанных, во всяком случае, в том мире искусства, который берет начало от Эллады и Древнего Рима.

Эта картина была исполнена с разрешения Папы Юлия II для убогого монастыря Св. Сикста в Пьяченце (юго-восточнее Милана) как награда за верность папскому престолу. Монахи пожелали иметь икону Богоматери с Св. Сикстом и Св. Варварой по бокам.
Картина большая, высотой более двух с половиной метров.
Написана она была единолично самим Рафаэлем без помощи учеников и без подготовительных эскизов.

Говорили, что Рафаэль, натягивая полотно на подрамник для этой картины, долго не знал, что на ней изобразить. Вдохновение не приходило. Однажды он заснул с мыслью о своей Мадонне, и она пришла к нему во сне. Он вскочил с возгласом: « Она здесь!» И начертил первые контуры.
И в самом деле, это не картина, а видение, это не реальность, а зрелище. Не даром художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес.
Зрелище, преображающее реальность, возвышающее душу своей гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то зрелище, которого жаждала и, наконец, обрела Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире.
Мария идет по облакам, неся своего ребёнка. В ней неприметно никакого движения, но чем больше смотришь на неё, тем более ощущаешь – она приближается.
Слава её ничем не подчеркнута. Ноги босы. Она идет к людям юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе
Ветер колышет волосы ребенка, и глаза его глядят на нас, на мир с таким озарением и силой, словно он видит и свою судьбу, и судьбу всего человеческого рода.
Интересно композиционное решение картины. Если мысленно соединить головы Марии и святых, получается равнобедренный треугольник. Это сообщает картине равновесие, устойчивость, подчеркивает строгость и величие изображения. Взгляд зрителя неизменно возвращается к образу Мадонны и её сыну.
Придирчивые критики находили, что не всё в картине однозначно удачно: не чересчур ли эффектны взбитые облака, по которым ступает Мадонна, не отвлекают ли внимание толстенькие милые ангелочки внизу картины и призрачные херувимские лики вокруг Марии. Но мы слишком любим «Сикстинскую Мадонну» и безоговорочно принимаем её в том виде, каком она есть. Кажется, иной эта картина  не может и не должна быть.
Тут есть некая тайна совершенства Рафаэля, ибо, несмотря на некоторую не сочетаемость всех её компонентов, или как раз благодаря ей, изображение этой кроткой, босой, круглолицей женщины, небесной странницы, закутанной в простой плащ и несущей на руках своего необыкновенного ребёнка, стало откровением для многих и многих поколений людей во всех странах.

Неожиданно глубоко и тонко увидел в «Сикстинской мадонне» трагедию матери Герцен, русский революционер, писатель и философ:
«ВНУТРЕННИЙ МИР ЕЁ ВСТРЕВОЖЕН, ЕЁ УВЕРИЛИ, ЧТО ЕЁ СЫН – СЫН БОЖИЙ, ЧТО ОНА – БОГОРОДИЦА; ОНА СМОТРИТ С КАКОЙ-ТО НЕРВНОЙ ВОСТОРЖЕННОСТЬЮ, С МАТЕРИНСКИМ ЯСНОВИДЕНИЕМ, ОНА КАК БУДТО ГОВОРИТ: «ВОЗЬМИТЕ ЕГО, ОН НЕ МОЙ». НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ПРИЖИМАЕТ ЕГО К СЕБЕ ТАК, ЧТО ЕСЛИ Б МОЖНО, ОНА УБЕЖАЛА С НИМ КУДА-НИБУДЬ ВДАЛЬ И СТАЛА БЫ ПРОСТО ЛАСКАТЬ, КОРМИТЬ ГРУДЬЮ НЕ СПАСИТЕЛЯ МИРА, А СВОЕГО СЫНА».
До середины XVIII «Сикстинская мадонна» висела над алтарем Св. Сикста в Пьячеццо, пока не была куплена польским королем Августом, и затем им была переправлена в Дрезден. Здесь она находится и сейчас, пережив множество драматических событий.

Теперь обратимся к ещё одному шедевру Рафаэля – это «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1514-1516 гг., Лувр, Париж).
С 1661 года он находится в коллекции Лувра и сейчас занимает одно из самых видных мест в музее. Он расположен в одном из центральных залов и висит напротив «Моны Лизы» Леонардо да Винчи.
Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. Его образ отличался среди многих ярких деятелей итальянского Возрождения не своими желаниями, необузданными страстями, гениальными способностями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил. Такая личность сама по себе органично подходила к представлениям художника об идеальном человеке. Взгляд Кастильоне спокойно обращён к зрителям. Видны тонкие, как бы до мельчайших деталей отточенные черты лица, которые могут быть присущи только деятельному и достаточно энергичному человеку.
Фигура Кастильоне собрана, очерчена замкнутой линией, огибающей плечи, руки, соединённые в ладонях между собой. Таким же кругом представляется объём головы с мягкой шляпой, которая подчёркивает рельефную моделировку и лицо. На нём и сосредоточена основное внимание художника.
Цвет мерцает и переливается в перламутровых отливах наряда Кастильоне, нигде не раздражая глаз диссонансами и небрежными контрастами.

В 1518 году Рафаэль получает заказ кардинала Джулио Медичи на алтарную композицию
« ПРЕОБРАЖЕНИЕ» (1518-20 Г., ПИНАКОТЕКА ВАТИКАНА, РИМ), ДЛЯ кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.
Это произведение стало заключительной работой художника.
Композиция картины представляет определённую трудность для зрителя, так как в ней представлены два разновременных события: Преображение Господне на горе Фавор и исцеление бесноватого, совершившегося сразу после схода преображенного Иисуса с горы. Картина так и разделяется по вертикали на две части.
Верхняя часть – собственно Преображение, оно скорее напоминающее Вознесение написано в легких воздушных тонах.
Нижняя – исцеление, напротив, написана энергично и сильно, с несомненной экспрессией, ставшей затем характерной для Позднего Возрождения и даже барокко.
Верх, несомненно написан Рафаэлем, а низ учениками, в том числе его любимым учеником Джулио Романо.
Позднее картина «Преображение господне» была выставлена в зале, где проходили проводы покойного Рафаэля. Это был символ того, что и гений художника должен остаться жить в его творениях, преображенный нетленной славой.
Последние годы жизни живописца были очень насыщенными. Он получал столько заказов, что физически не мог выполнить их все, поэтому, создавая эскизы, он поручал ученикам доводить работу до конца.
Светская жизнь Рафаэля также была полна событий: его постоянно приглашали участвовать во всевозможных церковных и культурно-развлекательных мероприятиях. Но мастер знал истинную цену этой призрачной суеты и мечтал обрести душевный покой в своём, не доступном никому мирке, огражденном от мишурного плеска славы и роскоши.
Однако этой мечте о простом человеческом счастье не суждено было сбыться. Постоянные нагрузки подорвали здоровье художника и 28 марта 1520 года Рафаэль окончательно слег в постель, а 6 апреля 1520 года его не стало.

ЖАН ДОМИНИК ЭНГР «РАФАЭЛЬ И ФОРНАРИНА» (1814 Г., СОБРАНИЕ ГАРВАРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА).
В этот день великому гению исполнилось всего 37 лет. В самый момент смерти художника произошло явление – землетрясение, поразившее весь Рим: стены Ватикана треснули, и могли погибнуть именно фрески Рафаэля. Папа даже был вынужден удалиться из своего дворца.
Все жители Рима оплакивали кончину великого художника, ибо мир, прекрасно и вдохновенно им описанный, словно опустел со смертью живописца.
Перед нами картина великого французского художника, большого поклонника творчества Рафаэля -  Жана Доминика Энгра. Эту работу он написал почти через 300 лет после смерти Рафаэля, которому он посвятил около 10 своих работ.

Ещё при жизни Рафаэль избрал для себя гробницу в церкви делла Ротонда, где в древности был Пантеон Агриппы. Рафаэля похоронили в Пантеоне и, по завещанию Рафаэля, надгробная капелла должна была содержаться доходами от специально купленного заранее для этой цели имения.
По завещанию художника над гробом в нише был устроен алтарь со статуей Мадонны (работы его ученика Лоренцо Лоренцетто).
Статуя была окружена таким обаянием имени Рафаэля, что народ считал её чудотворной.
На надгробии была сделана надпись:
 «ЗДЕСЬ ПОКОИТСЯ ТОТ РАФАЭЛЬ, ПРИ ЖИЗНИ КОТОРОГО ПРИРОДА, ВЕЛИКАЯ ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА ВСЕГО СУЩЕГО, БОЯЛАСЬ БЫТЬ ПОБЕЖДЕННОЙ, А ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ ОНА БОЯЛАСЬ УМЕРЕТЬ».