Лепить с тобой вместе пасочки

Надежда Френкель
Сначала мы видим весь земной шарик будто съемка ведется из космоса. Чуть погодя картинка теряет четкость и очень быстро приближается. Это, наверно, оператор с камерой спешит попасть в точку начала этой истории.

ГЛАЗАМИ НЕСМЫШЛЁНЫША

Нам показывают уютный двор с большой детской площадкой. Вот этот смешной малыш в песочнице – это ты, узнаешь? Играешь с другими детками, вы лепите пасочки, учитесь взаимодействовать. В общем, события развиваются как положено.

Затем картинка расплывается. Когда возвращается резкость, в кадре есть только ты.  Сидишь и удивлённо протираешь глазки. Будто недавно очнулся и все непонятно. Ты снаружи, за бортиком общей песочницы. Невидимая преграда не дает попасть обратно, в знакомый мир. Ты думаешь: «Тю, а как же мои друзья, новые формочки для пасок? Мы ведь только-только собирались вместе строить замок».

Расстроился уже было, но любопытство победило, ведь узнать куда ты попал интереснее чем грустить. Начинаешь крутить головой и почти сразу твое внимание привлекает какая-то высокая штука впереди. Дерево! Раз песочница осталась в прошлом, ты хочешь лезть на дерево. Это очень важно.

Встаешь, поначалу идешь не очень уверенно, но твое мастерство перемещения на своих двоих улучшается с каждым шагом – вперед, к заветному дереву! Где-то на полпути что-то блестящее привлекает твое внимание, кажется тебя и там ждет что-то интересное. Только место совсем в другой стороне. И что делать?

Останавливаешься подумать. Блестяшка – точно не случайность. Вероятно там подарок, который пригодится для дальнейшей игры. А дерево точно никуда не уйдет. Ясненько, значит ты никуда не опаздываешь! Отлично. Тогда сперва выясним что там за таинственная блестяшка. Ты немного запыхался пока добежал до нужного места, обвел его глазами и смешно застыл с открытыми ртом, удивленный до глубины души.

Издалека нельзя оценить реальное положение вещей, это здешний закон. Нет никакого волшебного подарка. Это блестят пуговки одежки другого ребенка. Но ты совсем не расстроен, так даже лучше! Ой, как тут интересно все устроено!

(не?)СЛУЧАЙНАЯ ВСТРЕЧА

Значит кто-то еще выбрался из общей песочницы? Ура, теперь тебе есть с кем играть! Первым начинаешь разговор: «Привет! Ты тоже тут, не со всеми? Ой, здорово. А ты помнишь почему ушел из песочницы? Нас выгнали? Или мы сами так решили?»

Второй ребенок растерянно отвечает: «Я не очень хорошо помню песочницу. Я кажется довольно долго был здесь совсем один».
 
Ты думаешь – ой, бедный! Наверно, он растерялся после перехода и застрял здесь. Из песочницы же надо к дереву идти. Ну чтобы игра продолжалась дальше. Надо ему помочь. И говоришь:
- Неважно. Круто что я тут не один. Видишь там дерево? Нам на него лезть надо. Это следующий урок. Ты видимо запутался, когда здесь оказался. Пойдем быстрее, покорим дерево и узнаем что ждет впереди…

Второй ребенок:
 - Да, дерево прикольное. Но оно высокое. Ты уверена что хочешь на него лезть? Я бы не стал.

Ой, что-то интересное. А почему «уверенА»? Забавно как, выходит, ты – девочка? Ну прикол. Собственно, а какая разница? Каждый пришел нарабатывать опыт. Кто какого пола совершенно не принципиально, так ведь? И ты продолжаешь мысль:
- Чего ты? Ничего страшного не случится. Там просто ждет какой-то урок. А раз ты давно тут один – неудивительно что все забылось. Нам нужно покорить это высокое дерево. И тогда станет ясно что дальше. Мне точно надо лезть вверх. Если не хочешь, я пойду одна, все нормально. Оставайся там, где тебе хорошо. Тебе хорошо?

Может второй малыш тут по своим делам, а не для того, чтобы играть. Или у него урок другой. И ты – то есть уже не ты, а я - это же про меня фильм, оказывается – разворачиваешься чтобы пойти назад, к дереву. Оно ждет меня.

Мальчик:
- Ты такая смелая. Может ты правда здесь лучше ориентируешься… По-моему, дерево все-таки слишком высокое, да и вообще вряд ли этот урок о том как лазить по деревьям… Неважно. В общем, можно я пойду с тобой? Просто понаблюдаю. Мне интересно.

Я:
- Тю, что за вопрос? Конечно, вместе же веселее.

И мы пошли.

РИТУАЛЬНЫЕ ПЛЯСКИ ПОД ДЕРЕВОМ

Всю дорогу разговаривали о чем-то, время в пути пролетело незаметно. Было здорово, но нельзя отвлекаться от главного: идет урок, в него надо вникать. И вот мы наконец-то достигли цели.

Мальчик вслух:
- Господи, ну какое же оно высокое…
И подумал: «Что там дальше по сюжету с деревом, будет что-то опасное? Мне туда вроде не надо. Может, у нас уроки разные? Не уверен что смогу помочь чем-то, если что-то пойдет не так. Блин, ничего не могу вспомнить…»

Тем временем я готовлюсь к своему первому подвигу. Подтягиваю штанишки, поправляю шнурки, собираю волосы в косу. В своих мыслях я уже довольная сижу на вершине…
 
Мальчик:
 - Ты красивая. И ты девочка. Может, тебе не надо на дерево? Я думаю что там опасно. Не хочу чтобы тебе было больно. Ты мне нравишься. Здесь внизу много интересного, я серьезно.

Я:
- Ты смешной. И милый. Все будет хорошо, максимум – я расшибу себе лоб, если не смогу добраться до вершины с первой попытки. Ну значит расшибу, неважно. Суть ведь в том чтобы покорить дерево. Иначе я так и не узнаю что дальше, а мне интересно.

Мальчик положил руку на дерево, медленно ощупал ладонью ствол, провел пальцем по нескольким участкам коры, задумался на несколько мгновений и сказал:
- Ты действительно уверена что хочешь на него лезть? – я кивнула, – Тогда дерзай. Только, пожалуйста, будь осторожна. И спасибо что разрешила пойти сюда с тобой.
И подумал про себя: «На вершину точно карабкаться не надо, я почти на сто процентов уверен. Но дерево не страшное, оно теплое и живое. Может мне тоже стоит залезть на него и потом мы с девочкой вместе посидим воооон на той толстой ветке, поговорим про что-то интересное или придумаем новую игру…»

Я, немного вопросительно:
- Ну все, я полезла?

Уверенность пошатнулась и мысли на время превратились в кашу. «Ну я же девочка, правда. Может на фиг надо лезть на дерево? У мальчика глаза интересные...А еще он сказал что я красивая. Может ну ее, ту вершину? Я уже и сама не уверена что понимаю этот урок… Да ну нет, херня это все. Я как только сюда попала сразу захотела лезть на дерево. Ну это же не просто так? Или я хотела познакомиться с мальчиком? Нет, глупость. Сначала ведь я блестяшку заметила и не знала что тут есть кто-то еще… Так а что делать теперь? Может я сейчас очень медленно начну делать вид что лезу, а если смысл урока не в дереве – он меня остановит? Да, наверно так правильно. Не честно, должна быть какая-то подсказка. Может дерево покорять надо позже…Ведь мальчик - заботливый. Мне нравится, раньше я не знала что есть такие мальчики. И что есть игры кроме лепки пасок…»

Пора проверять мою новую теорию. И начинаю сомневаться вслух:
- Слушай, а оно ведь и правда высокое. Прямо огоооо. Что-то я немного волнуюсь.
Сказала, замерла и во все глаза смотрю на своего собеседника. А он просто стоит молча. Я пробую еще раз:
- Так, сейчас я справлюсь с собой. Почти настроилась. Я же и сама знаю, что надо лезть...

Ничего не меняется, он по-прежнему стоит молча и рассматривает ствол. Я устраиваю ещё пару кругов прокрастинации, но странный мальчик явно ничего не собирается делать или говорить.

Я думаю: «Не работает, он меня не останавливает. Жаль. Было бы как в романтическом кино. Ну значит не судьба. Со смыслом урока зато теперь точно все понятно, возвращаемся к первоначальному плану. Итак, мне надо покорить дерево? Оки-доки."

И я начинаю карабкаться по стволу. Лезу и думаю: «Ооо, прикольно! И не сложно совсем. Эх, все-таки у мальчика такие красивые глаза. Зря он так, конечно. Могли бы построить домик на дереве и придумать какие-то новые игры. Круто ведь было бы. Ну ладно."

Тогда я, кажется, первый раз на дерево лезла, никакого навыка. И про концентрацию ничего не знала. В общем, преодолев пару-тройку метров – я, естественно, бухнулась на землю. Ну тупанула, а что с меня взять? Я же из общей песочницы только-только вылезла, откуда там внимательность? Но это другая история, может расскажу ее в следующий раз.

ПАДЕНИЕ КАК ЗАКОН

Я-в-сейчас знаю – падение с дерева нормальный ход событий. Я должна была упасть. В процессе получения опыта свалиться мне предстоит пару сотен раз. По самым разным причинам. Порой обстоятельства менялись, но сейчас речь не об этом. Сюжет всегда крутился вокруг меня, мальчика и дерева.

Иногда на том уроке вместо молчаливого мальчика были какие-то другие. Совсем не такие как мой. Более доминантные. В тех циклах я не лезла на дерево. Они останавливали меня. Вначале это часто было похоже на романтический фильм, ну помните, из моей хотелки. Было много полезного опыта, но я не уверена что захочу рассказать истории тех циклов. Точно не в этот раз.

В общем, уровень навыка древопокорения рос и однажды достиг автоматизма. К тому моменту вообще изменилось очень многое. Приобретенный опыт всецело сказался на моем «я», суть трансформировалась. Но про это чуть позже.

Я ведь так не рассказала чем дело кончилось в самый первый раз. Итак, я упала, удивилась, ничего не поняла. Сижу на земле, страшно реву и размазываю сопли по лицу. Естественно, мальчик на месте. Будто оцепенел, смотрит на меня во все глаза и по-прежнему стоит в сторонке. Я обижаюсь, злюсь и возмущаюсь:
- Что за дичь происходит? Дебильный урок. Я не виновата, что свалилась. Дерево неправильное, лезть по нему неудобно. Мне больно, непонятно что ли? Ау, мальчик? Чего ты там стоишь молча? Вот кретин. Короче. Мне надоело! Верните как было!

И мир вокруг начинает расплываться. Вроде бы успеваю заметить как мальчик начинает идти обратно к своему месту. Кажется, ему грустно.

Мысли похожи на кашу: «А почему солнышко печет мне голову? Вроде под деревом был тенечек? Нет? Он казался заботливым...Эээ, всмысле, кто? Да что со мной? Все мальчишки - драчуны… Боже, но глаза-то у него правда невероятные...Стоп. Какие глаза? О чем я? Ну вот, приплыли! Удар-то у меня солнечный или тепловой? Ой, а где я? Ничего не понимаю…»

Дошло! Это я сонная, поэтому включилась не сразу. Вот уже с друзьями болтаю:
- Ооо, какая красивая красная формочка для пасочки! Так, а где мой совочек? Привет, ребята! Я соскучилась! Как вы тут? Меня долго не было в игре? Наверно, пока искала ведерко у бортика, заснула. Что снилось? Ой, я уже не помню. Дерево вроде было, и кто-то с красивыми глазами...В общем, не важно. А что я пропустила?
И мы с ребятами продолжаем возиться в любимой песочнице. Песок теплый, его нагрело солнышко. Его приятно просеивать сквозь пальцы…Мне радостно. Понятия не имею что будет дальше, да и мне не особо интересно. В тот момент времени.
Это я-в-сейчас точно знаю что еще встречусь с мальчиком. Просто позже.

ВСЕЛЕННАЯ В ЧУЖИХ ГЛАЗАХ

События шли своим чередом. Незаметно пролетели тысячи лет отделявшие ту вот первую встречу от крайнего раза. Мы так долго играли в «покорение дерева», что большую часть сюжета проскакивали на автомате. Ну что с нас взять…

Пожалуй, так должно было произойти. Иначе я не смогла бы рассказать эту историю. А она, как минимум, вышла довольно красивой. Будет ли от нее другая польза для нас или для мира откроется позже. Это нормальное развитие сценария даже в учете его многослойности.

А ну, в каком мы сейчас месте? Ага, стандартно. Мои хотелки не оправдались  и я полезла покорять дерево. Опять потеряла «здесь и сейчас» и забыла про «не спеши». Но вспомнила что экзамен не сдашь пока не поймешь суть. Каждый раз на выходе из песочницы хочу записать правила на подкорку с пометкой «Важное!». Но так и не поняла как сделать шпаргалку внутри своей головы.

С сутью начала разбираться вслух и как-то очень прытко:

- «Секундочку, что вообще происходит в данный момент времени? Хрен пойми что. Я же поменялась когда познакомилась с мальчиком. Может суть урока вообще не связана с деревом? И его глаза не выходят из моей головы. Я никогда не находила в чужих глазах тепла; они всегда оставались красивой и безжизненной пустыней. У него совсем другие глаза, наполненные жизнью. Надо было сперва разораться. Я устроила войну против ветряных мельниц. Почему я на дереве? Я же хочу с молчаливым мальчиком лепить пасочки. В той вселенной которая светится в его глазах уютно и тепло»

Тем временем я на автомате набираю высоту. Откуда-то знаю что он наблюдает. Ему грустно что я убегаю. А ещё ему страшно за меня. Я очень странная девочка. С чудесной улыбкой. И в моих глазах танцуют озорные огоньки похожие на ожившие звезды. Я делаю совершенно непонятные вещи. Пусть так. Я же недавно из песочницы, может там что-то поменялось поэтому правила моей игры противоречат здравому смыслу? Мне просто надо немного освоиться и я пойму что вместе играть интереснее. Он никуда не спешит, времени ведь навалом.

Мальчик неотрывно смотрит наверх и думает:
 «Не торопись, обезьянка, я подожду. Осваивай местные правила, в песочнице ведь им никого не учат. Потом пойдем вместе лепить пасочки. Смотреть же невыносимо как ты там упражняешься, страховку быть хоть одела. Черт! Ты же не в курсе что она существует в природе. Ну слезай уже, пожалуйста. Не хочу чтобы тебе было больно. Давай я построю место, в котором ты сможешь безопасно устраивать дебош? Я долго ждал девочку с которой будет интересно играть. Хочу поближе рассмотреть как в твоих глазах танцуют звезды. Я серьезно говорю, верь мне. Просто возвращайся оттуда и побудь рядом. Ну прекрати уже кидаться на амбразуру, а? Вот безумное существо, куда ты вечно летишь, неужели капельку подождать так сложно? Зачем ты залезла так высоко, дура? Расшибешься ведь, ну это же элементарная физика».

Это только что были его мысли? Я их слышала? Вот вам, любезная…Получите картиной Репина «Не ждали» по голове со всего размаху.

Чертово дерево никак не кончается. Это и не дерево вовсе, а окаменевший за века уроборос. Тем временем я замёрзла, проголодалась и очень устала. Мне больно, локти и коленки содраны в кровь...Я не хочу лезть дальше. Так-с, прикинем ситуацию. Черт, лучше бы я этого не делала.

Спустится вниз я не смогу. Вроде похожий эффект бывает при подъеме на скалы. Путь наверх отчетлив, но вниз без подготовки не спуститься. Оптическая иллюзия и обман зрения. Если нет ориентиров чтобы достоверно определять высоту или расстояние между уступами – дело скорее всего закончится падением, дальше по обстоятельствам.

Наверно мне никогда не было так страшно как сейчас. Больше всего в мире я хочу чтобы мальчик построил вертолет и забрал меня отсюда. Было бы так здорово сейчас зажмуриться и открыть глаза уже внизу. Там где все хорошо. О, глядите-ка. А вот мы греемся на солнышке и лепим вместе пасочки, нам радостно. Или это я так высоко забралась что вижу отсюда другую петлю пространства-и-времени? Хорошо, если так. Кто-то из моих двойников - не дура, это радует.

ХОРОШО КОГДА ВСЕ ХОРОШО

Лучше понаблюдать за этой линией, чем выть в небо от безысходности. Разговаривать оказалось так интересно, что мы сами толком не заметили как уселись лепить пасочки вместе. Про покорение высоты я больше не вспоминала.

Однажды утром мальчик нарисовал на песке проект и тыкнул пальцем куда-то в сторону леса у подножия местных гор. И такой: «А давай построим дом?», - и покраснел.

Мой мальчик иногда такой смешной.  Спрашивает: пойду ли я с ним к вот тому лесу? Мне вообще интересно строить? Вдруг я не люблю эту игру… И волнуется почему-то. 

Ну конечно я пойду. И дело тут вовсе не в том, что я прирожденный строитель. Мне нравится играть именно с этим мальчиком. В любую игру. Потому что он особенный. Удивляет меня всякими непонятными штуками.
 
Внезапно он широко улыбнется, обнимет меня и скажет: «Ой, схема же не закончена. Возле дома построим развлекательный комплекс. В него войдут качелька, горка и бассейн. А, у дома же должна быть веранда, да?  Можно еще обустроить внутренний дворик…Тебе нравится? Все хорошо? Может ты ещё что-то хочешь?

В том разговоре я не знаю чего бы мне ещё захотеть. Потом решу. Ой все, сейчас расплачусь. А он ведь такой впечатлительный, волнуется если я навожу сырость. Блин, заметил. Эй, ты чего? Все замечательно, я же от счастья реву, ну. Почему я счастлива? Просто мальчик с которым я когда-то осталась лепить пасочки - удивительный. Вот и все.

Та параллель событий очень добрая. Ну вот же, посмотри, какие-то «мы» из множества «нас» смогли! И от увиденного очень замерзшей мне-на-дереве стало немного теплее.

КАТАРСИС

Найти причину для радости когда здесь и сейчас ситуация тотально трагичная - будто благословение. Теперь я знаю что должна делать.

«Прости меня за все. Прости что я не осталась с тобой. Прости что мы не лепили вместе пасочки. Прости что я так долго ничего не понимала. Прости что принесла тебе так много боли. Я не хотела. Совсем же недавно вылезла из общей песочницы, ну что с меня взять?
Правильно что ты меня не остановил. Я должна была лезть на это чёртово дерево чтобы разобраться и получить опыт. Я так благодарна что ты принял меня и не мешал делать ошибки. Я никогда не думала что тебе больно наблюдать как я раз за разом разбиваюсь.
Я не хочу ждать естественного конца этого цикла. Смерть от голода\холода наступает слишком медленно и неспешно. Хватит уже мучений. Раз смерть неизбежна, пусть она будет быстрой. Я ухожу не по дурости, а ради свободы. Я прыгну, и пытка на дереве закончится.
Пожалуйста, прости меня. Здесь и сейчас нет другого выбора. Ничего ужасного не случится. И мне совсем не страшно. Все в порядке. Очень тебя прошу, помни: все хорошо. Я впервые покину дерево с легким сердцем. Если добровольный отказ от этой жизни - цена за переход на новый виток, я с радостью плачу ее. Ты ни в чем не виноват. Я так не хочу чтобы тебе снова было больно.
Подожди меня ещё чуть-чуть. Больше – никаких деревьев, обещаю. Я не забуду. Я вернусь. Так скоро как смогу. Постараюсь быстрее проскочить песочницу. Я так долго изображала обезьяну, нам так давно не было хорошо. Помнишь, как уютно вместе греться на солнышке? Я вспомнила.
Ты не странный, ты - чудесный. А молчаливый – оттого что много думаешь про разные важные штуки. На этот раз я во всем разобралась. Я люблю тебя. Больше всего на свете хочу лепить с тобой вместе пасочки».

Я-на-дереве вложила всю себя в эти слова и отправила мыслеформу тебе. Поток рожденный в сердце преодолеет даже пространство и время, так? Только бы это сработало, ну пожалуйста!

Я слезла со ствола на толстую ветку, прошлась по ней взад-вперед, впервые за долго отметила как вокруг красиво, улыбнулась тебе и закрыла глаза. Затем резко выдохнула и прыгнула. Законы физики работают и мое бездыханное тело через время приземлится на траву.

Только не грусти обо мне. Не надо, ну зачем? Ничего плохого ведь не случилось. Просто старый цикл закончился, уступил дорогу новому. Я очень спешу к тебе…

ЭПИЛОГ

Я выполнила свои обещания. Песочницу пролетела со скоростью пули и, едва оказавшись за бортиком, стремглав побежала туда, где ты всегда ждал моего возвращения. Только вот тебя там не оказалось. Я методично обшарила мир сверху донизу. Пару раз ошиблась, со спины перепутала других мальчиков с тобой. В компании было немножко веселей, чем в одиночестве. Но я нигде не задерживалась. Ведь нет ничего важнее чем отыскать тебя. Я заглянула под каждый камень, побывала на дне каждого водоема и проверила каждую пещеру. Ты исчез бесследно, будто никогда не существовал.

В полном смятении я вернулась обратно на наше место, расплакалась и бессильно опустилась на песок. Тупо вперив взгляд перед собой я изо всех сил пытаюсь понять что же на этот раз пошло не так.

Однажды чей-то голос окликнул меня. Подняв взгляд я чуть было не бросилась к тебе на шею с воплем: «Ну наконец-то, где же ты пропадал так долго?». Но уже после первых слов внутри все похолодело. Я все еще отлично помню наизусть разговор который ведет на дерево.

Тем временем ты весело разглагольствуешь про покорение высоты. Эй, если это шутка – она вовсе не смешная. Покажись, невидимый юморист! В ответ не последовало даже намека на смешок, мелодии и ритмика звуков в мире остались неизменны. Может я заснула? Я не хочу смотреть этот сон, ущипните меня, ну хватит! Я-в-тогда, как водится у людей, угодила прямиком в капкан эмоционального потрясения. Возможно из последовавших событий когда-то родится новая история.

Более мудрая я-вне-времени чувствует только радость. Ты – здесь. Настоящий и осязаемый, до краев наполненный удивлением, интересом и теплом. Бесстрашно изучаешь обстановку и в широко распахнутых глазах загораются блуждающие огоньки. Отныне в мире все хорошо; ты пришел.

Я улыбнусь тебе и тихо-тихо прошепчу: «Привет! Я скучала. Как чудесно что ты есть».