Полвека вместе

Виктор Андрусов
          УДИВИТЕЛЬНО: я прожил неразлучно с женой Татьяной целых полвека!  Далеко  не каждая  семейная  пара  выдерживает такой экзамен  на  любовь  и  верность. Как сумели мы,  ныне изрядно постаревшие 73-летние супруги,  сохранить  семейный союз? 
                *          *          *          *          *         
          В мае 1968 года меня в числе троих лучших легкоатлетов ракетной части направили на спортивные соревнования Краснознамённого Северо-кавказского военного округа. Проходили они в Майкопе - городе тогда ещё мне не знакомом. Перерыв между этапами состязаний пришёлся на воскресенье. Многим сержантам и солдатам выписали увольнительные записки, в том числе и нам, троим сослуживцам: мне, Геннадию Дудникову и Виктору Денисову. В городе в нашу компанию влилась очень симпатичная блондинка Татьяна Толстенёва – давняя подруга Гены Дудникова (он, как выяснилось, учился с ней в одной школе и уже много лет встречался и переписывался). Мы гуляли по живописному парку Майкопа, любовались рекой Белой. Признаться, меня привлекали не столько красоты окружающей действительности, сколько очаровательная Татьяна.  Влюбился в неё  с первого взгляда. Однако на тот момент не осмелился промолвить даже и слова, ведь рядом с ней постоянно находился её поклонник, мой боевой товарищ.
         
         Время близилось к обеду. И Татьяна любезно пригласила всю нашу компанию к себе домой поесть кубанского борща. Мы скромно отказывались, она же твёрдо стояла на своём. Да и Генка Дудников помог подружке уговорить нас. Так, впервые (скажу наперёд) я попал в дом моих будущих  тестя и тёщи. О том, как это случилось, расскажу подробнее. Родители Татьяны – отец Дмитрий Георгиевич и мать Елена Александровна – оказались на редкость щедрыми и гостеприимными людьми. Накормили нас, солдат, развлекли, развеселили. После душистого домашнего вина, выпитого хоть и по чуть-чуть, многим захотелось петь. Я взял в руки баян, оказавшийся, очень кстати, в доме, и подыграл поющей компании. Всем это понравилось. Словом, воскресный обед прошёл, как праздничное застолье. По ходу его я время от времени обменивался взглядами с Таней. Она в ответ улыбалась, даже слегка кивала головой, давая тем самым понять, что принимает знаки внимания. И когда мы, поблагодарив хозяев за обед, собрались уходить, Таня подала мне в руки художественную книгу «Овод» с короткой надписью: «Виктору на память».
         
        Возвратившись после спортивных состязаний в часть, я получил из редакции газеты КСКВО «Красное знамя» письмо с рекомендацией (как активному военкору) и направлением поступать учиться на факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. Сразу понял, что не следует упускать такую возможность. Дал своё согласие и начал готовиться к вступительным экзаменам.
         
         Нередко вспоминал Таню из Майкопа, но отгонял эти радушные мысли от себя. Рассуждал так: не моя ведь она. Не моя, а Генкина. Не стоит мешать парню… И зря так считал. На тот период, как выяснилось позже, Татьяна прекратила всякие отношения с Дудниковым.  Он оказался неверным ей ...
         
        Настал тот знаменательный день, когда меня зачислили в училище. Переодели в новенькую, хрустящую, изумительно пахнущую курсантскую форму с малиновыми погонами. Сколько было радости! Хотелось поделиться ею со всеми. Сначала написал подробные письма отцу и матери, другим родным. Потом – короткие сообщения сделал друзьям, в том числе и хорошим людям Толстенёвым, живущим в Майкопе. Вдруг получаю ответное письмо от Татьяны, из которого узнаю о её ссоре с Геннадием. Ну, скажите, как было  не радоваться такому случаю? Отправляю признательное письмо Танюше.  Вслед  второе,  третье. . .
         
         В процессе обучения на факультете журналистики Львовского политучилища  я вёл довольно активную почтовую переписку. Убеждён, что научился журналистскому мастерству в основном благодаря письмам, вдумчивой работе с ними. Десятки весточек девушкам отправил  на первом курсе,  когда был ещё холостяком. От писем получал жизненное вдохновение и полётную энергию для души, заряжался оптимизмом. Среди адресов, по которым посылал самые душевные письма, был адрес моей драгоценной Танюши: «Майкоп...». Каждое письмо, адресованное ей – это яркий рассказ об учебных курсантских буднях, сокровенные размышления о жизни,  мечтах,  планах... И обязательно  –  волнующие строки о любви.
         
         После первого курса, во время моих летних каникул  в августе 1969-го, мы  поженились. Расписались в ЗАГСе города Майкопа досрочно, без испытательного срока (каникулы длились всего-то один месяц). Пришлось ради этого брать разрешение у Председателя Исполкома. Седой  адыгеец, выдающий  себя  за большого начальника, сурово  посмотрел  на  меня,  скромного парня, одетого в курсантскую форму,  сжалился и  подписал  заявление.
         
         В следующем году – 9 мая 1970 года, в день 25-летия Великой Победы (надо же было так подгадать моей Танюше!) – на свет появилась дочь Ирочка. Родилась на крыльях Любви и Победного мая.
               
         Продолжая обучаться в военном училище  после женитьбы (в течение трёх последующих лет), я вёл активную переписку с женой, находящейся в Майкопе. Недавно издал  эпистолярную  книгу  «ВОЛШЕБНЫЕ ПИСЬМА»,  в  самом  начале  которой  сказал:
         
         Публикуемые письма Татьяна написала во время своей заочной учёбы в институте и моего обучения на факультете журналистики Львовского ВВПУ. Это были годы вынужденного расставания (1968 - 1972). Семейным курсантам тогда категорически запрещалось жить вне училища. В  строках писем -  заветные мысли о том, как мы нашли и полюбили  друг друга, а вскоре поженились. Потом начались короткие, трепетные встречи в периоды каникул. Почтовая переписка  воодушевляла  нас,  укрепляла  супружеские  связи.    Главное   -   сохранила   семью!
         
         После училища в 1972 году судьба забросила нас на Дальний восток, в Приморский край, город Лесозаводск, где я служил лейтенантом, редактором газеты 135 мотострелковой дивизии. Супруга работала машинисткой в штабе части. Дочка ходила в детсад. Признаюсь, было нелегко. Доставали бытовые неурядицы, беспокоила сложная обстановка, сложившаяся на границе СССР с Китаем после боёв на острове  Даманский весной 1969 года.  Однако мы (я, офицер,  любимые  жена  Таня  и дочь Ирочка) не скисали,  не  отчаивались.  Всё,  слава  Богу,  обошлось… 
         
         В 1977 году я поступил на редакторское отделение  военно-политической академии. Моей семье довелось три года жить в Москве, правда, далеко не в шикарной квартире, а в офицерском  общежитии. По окончанию академии меня распределили в Группу советских войск в Германии. Опять новые испытания, ответственная воинская служба. Потом, в 1985 году  назначили в редакцию газеты «ЗА РОДИНУ» Прибалтийского военного округа, где и закончилась в 1992 году моя армейская служба.  Переехав из Риги в Ярославль, я и жена  активно трудились, борясь за своё выживание в 90-е кошмарные годы. И сумели выжить,  как  многие россияне, поддерживая друг друга, экономя во всём. Способствовали нам,  разумеется,  душевные  отношения  в  семье…      
         
         Годы пролетели… В настоящее время наши любимые дочь Ирина и внучка Анастасия вместе  с  мужьями и детьми живут в Подмосковье.  Мы часто встречаемся,  ездим друг  к  другу  в  гости.  Счастье  и  радость  испытываем особенно  от  внуков  и правнуков. Ради них готовы на всё...

         Позади  полвека  совместной   жизни.   Любовь  не  кончается…

Влюбился  снова  я  в  жену,
Со стороны,  быть может,  это  и  не видно,
Понял  и  осознал  свою  вину
За  все  её  морщинки  и  обиды.
         
Со  мной  она  уже  полвека  прожила,
От  бытовых  нагрузок  не  стонала,
В  порядке  дом  наш  содержала,
Супругой  верною  была
И  мне  ошибки  всякие  прощала.
              
Стыжусь  за  грустный  взгляд  её,  за  седину
За  многолетнюю  усталость. . .
               
Влюбился  заново  в  жену,
Как  в ту, 
Что  в  юности  осталась.