Путь, увенчанный славой

Марина Самарина -Артюхова
С именем генерал – майора  Степана Савельевича Гурьева тесно связана история нашего города.
Полковник С.С. Гурьев с октября 1941 года командовал 5-м воздушно-десантным корпусом 43-й армии, воины-десантники которого, первыми встали на пути движения танков Гудериана между Орлом и Мценском.
Крестьянский сын
Биография будущего Героя Советского Союза была самой, что ни на есть, обыкновенной для советского кадрового офицера.
Родился Степан Савельевич 19 июля (1 августа) 1902 года в крестьянской семье, в селе Романово Липецкого уезда Тамбовской губернии, ныне село Ленино Липецкой области.
Крестьянский сын, успешно окончив четыре класса местной церковно-приходской шко¬лы, в тринадцать лет пошёл  работать забойщиком на липецкие рудники. Вскоре началась первая мировая война, потом революция, которая разделила страну по убеждениям. 
В марте 1919 года Степан Гурьев добровольцем вступил в Красную Армию. В составе 197-го стрелкового полка 22-й Кубанской стрелкой дивизии  красноармеец Степан Гурьев участвовал в боях против Деникина.
Курсант и красный командир
В 1922 году Степана Гурьева в числе лучших красноармейцев направляют на пехотно - пулемётные курсы в Борисоглебск, а  после их расформирования, в Иваново-Вознесенскую пехотную школу, переведённую из Иваново в Орёл в сентябре 1925 года,  преобразованную в 1930 году в Орловское бронетанковое училище.
Красивая форма с красными нашивками на груди шла к ладной фигуре Степана Гурьева. Отличная выправка, молодцеватость привлекала к нему внимание. Он твердо решил, что останется военным на всю жизнь.
В 1927 году командир взвода 142-й стрелкового полка 48-й стрелковой дивизии Степан Гурьев был командирован в Москву на военно-политические курсы.  После их окончания  служил политруком в 250-м стрелковом полку 24-й стрелковой дивизии, а ещё через два года уже командовал ротой.
В 1930 году С.С. Гурьев был  направлен в Красноярский край в город Ачинск, где формировалась  40-я стрелковая дивизия. Молодой офицер мечтал учиться дальше. И потому, когда ему в 1936 году предложили поехать на курсы подготовки командного состава «Выстрел», он с радостью согласился. Годовое обучение на курсах многое дало в военной и политической подготовке офицера. После их окончания Степан Гурьев был назначен заместителем командира полка по строевой части, а потом переведён на штабную работу начальником 4-го отдела штаба Забайкальского военного округа.
Но штабная работа мало привлекала капитана Гурьева и в 1937 году его назначают командиром 293-го стрелкового полка 57-й стрелковой дивизии.
Халхин-Гол
Весной – осенью 1939 года  в военном конфликте с японцами в районе монгольской реки Халхин-Гол, 57-я стрелковая дивизия, в состав которой входил  293-й полк, которым командовал Степан Гурьев, оказалась в центре событий. Дивизия участвовала в жестоких боях в районе сопки Песчаной.  Полк отличился в уничтожении японского отряда Мерито, захватившего сопку. Степан Гурьев неоднократно лично водил своих красноармейцев в атаку и показал себя храбрым командиром.
На  песчаных барханах восточнее Халхин-Гола были полностью уничтожены две отборные японские дивизии, считавшиеся лучшими дивизиями императорской армии. Враг был изгнан с территории дружественной Монголии, получив сокрушительный удар.
С завершением военных действий 293-й  стрелковый полк был награжден орденом  Красного Знамени, а сам командир майор С. С. Гурьев был награжден двумя ордена¬ми Красного Знамени: советским и монгольским.
                После боев на Халхин-Голе Степана Савельевича Гурьева назначают заместителем командира 36-й ордена Ленина мотострелковой дивизии.
Военно-воздушная академия
 Затем его военная карьера устремляется в небо – в прямом смысле: успешно окончив штурманское отделение Военно-воздушной академии,  Степан Савельевич был назначен командиром 10-й воздушно-десантной бригады, которая уже в первые дни Великой Отечественной, в июне 1941-го, вступила в бой с фашистами в районе литовского города Паневежис. Затем участвовала в приграничном оборонительном сражении у Даугавпилса, была окружена, с тяжёлыми боями и большими потерями вышла из окружения.
С октября 1941 года С. С. Гурьев назначен  командиром 5-го воздушно-десантного корпуса 43-й армии Западного фронта.
Высадка на захваченный аэродром
30 сентября 1941 года танковая группа армии Гудериана, прорвав оборону Брянского фронта, двинулась на Орёл.  Командование не успело к этому времени перебросить в этот район боевых действий резервные соединения. 3 октября гитлеровские танки ворвались в город и устремились вдоль шоссе Орел — Тула. Необходимо было хотя бы на короткое время задержать немецкие танки до подхода наших основных частей.
С целью выиграть время для организации обороны под Мценском, который находится всего в 50 километрах от Орла, командир 5-го воздушно-десантного корпуса С. С. Гурьев 3 октября в 5 часов 10 минут получил приказ: вылететь по маршруту Коломна – Тула – Орёл, высадиться на аэродроме Орёл, задержать продвижение танков противника по шоссе на Тулу и обеспечить сосредоточение 1– го гвардейского стрелкового корпуса.
Из документов Министерства обороны
Министерство обороны РФ опубликовало на сайте http://winged-infantry.mil.ru/ серию ранее засекреченных документов, посвящённых действиям Воздушно-десантных войск в начале Великой Отечественной войны. В частности, в донесении командира 5 военно-десантной дивизии полковника С.С. Гурьева командующему Воздушно-десантных войск Красной Армии генерал-майору В.А. Глазунову о деятельности подразделений корпуса в районе Орёл-Мценск, сообщается: «4 октября выгрузка в Мценске произошла благополучно, мой КП на северной окраине Мценска. Лично связался с командиром гвардейского корпуса  генерал – майором Лелюшенко и вошёл в его подчинение».
 В докладной записке командующего Воздушно-десантных войск Красной Армии генерал-майора В.А.Глазунова начальнику Генерального штаба Красной Армии от 5 октября 1941 года, говорится о результатах переброски воздушно-десантных частей в район Орёл–Мценск: «Переброска была осуществлена авиатранспортом. Всего было переброшено 6140 человек, а также легковые машины, грузовики, велосипеды, орудия, минометы и другое вооружение». 
В «Представлении о присвоении почётного статуса двум  гвардейским бригадам Воздушно-десантных войск: 10-й и 201-й» есть сведения о действиях 201-й бригады в районе Орла и Мценска осенью 1941 года: «Первый батальон 201-й ВДБр 3 октября высадился на аэродроме Орла в тот момент, когда аэродром уже был захвачен немецкими передовыми частями. Он сразу вступил с ними в решительный бой и этим задержал их продвижение», — указывается в документе.
В нём также отмечается, что в результате действий десантников немцы на время были вынуждены отойти к Орлу и перейти к обороне. Это позволило нашему командованию перебросить танки М. Е. Катукова в г. Мценск и создать на северо-западе Орла линию обороны силами 1-го особого гвардейского стрелкового корпуса Д.Д. Лелюшенко.
В семейном архиве Гурьевых сохранился уникальный документ – письмо С.С.Гурьева от  4 октября 1941 года: «Немцев били очень крепко, но они, гады, несмотря на колоссальные потери, всё лезут,  – пишет  он своей  супруге Марии Николаевне. Наступление их останавливаю уже 12 дней. В Москве немцам не бывать…  Верь в нашу Победу».
Память о десанте в Орле
Через многие годы подвиг десантников 5-го корпуса был увековечен в Орле в виде памятного знака — камня-валуна с надписью: «В память о мужестве и стойкости воинов 201-й воздушно-десантной бригады и 146-го отдельного конвойного батальона внутренних войск НКВД, проявленных в бою с немецко-фашистскими захватчиками на северо-западной окраине города Орла. 3 октября 1941 года. Вечная слава героям», рядом построена часовня Александра Невского, где установлены  мемориальные  доски с именами погибших десантников.
Отстояли  Москву
17 октября 1941 года 5-й воздушно - десантный корпус был переброшен на Подольское направление, где создалась новая угроза прорыва гитлеровцев на Москву.
Бригады корпуса сосредоточились юго-западнее По¬дольска, и  вошла в состав 43-й армии. 20 октября 1941 года десантники снова вступили в бой, защищая родную сто¬лицу. Главная задача 43-й армии — не допустить подхода врага в Москве с юго-запада.
Враг был остановлен у реки Нары, в 46 километ¬рах западнее Подольска. Все попытки противника про¬рвать этот рубеж не имели успеха: десантники стояли здесь насмерть до середины декабря — начала перехода и контрнаступление Западного фронта.
За оборону Москвы С.С. Гурьев был награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени и представлен к генеральскому званию.
       В августе 1942 года 5-й воздушно-десантный корпус был преобразован в 39-ю гвардейскую стрелковую дивизию, командиром которой был назначен генерал-майор С.С.Гурьев.
Сталинградская битва
Гвардейцы получили приказ не пустить врага за Волгу. Вместе с другими диви¬зиями: 13-й генерала Родимцева, 37-й генерала Жолудева,  39-й генерала Гурьева с честью выполнила ответственную боевую задачу.
 «В ночь на 1 октября,— вспоминает в своих мемуарах «Начало пути» бывший командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград, Маршал Советского Союза        В. И. Чуйков — с левого берега Волги начала переправу 39-я гвардейская стрелковая дивизия. Ее полки были укомплектованы лишь наполовину, в ротах насчитывалось по 40— 50 человек. Однако все роты были боеспособны — большинство в них составляли десантники... Во главе этой дивизии стоял энергичный, имевший опыт боевой жизни с самого начала войны, генерал-майор Степан Савельевич Гурьев. Это был невысокого роста приземистый крепыш, которого, как говорят, нелегко сдвинуть с места. Такое впечатление он оставил у меня при первой встрече. «Вероятно, и своих подчиненных он воспитывает в таком же духе»,— подумал я тогда и вскоре: убедился, что не ошибся: 39-я гвардейская стрелковая дивизия много дней обороняла завод «Красный Октябрь», ее бойцы отступления не знали...»
В течение четырех месяцев гвардейцы-десантники генерала Гурьева стойко обороняли свой боевой участок. Лишь ценой огромных потерь в живой силе и технике фашистам удалось захватить часть территории завода. Только часть. Выйти к берегам Волги гурьевцы им не дали.
  2 февраля 1943 года 39-я гвардейская стрелковая дивизия нанесла сокрушительный удар по фашистам, засевшим в цехах «Красного Октября».
За участие в Сталинградской битве и проявленные при этом мужество и героизм дивизия была награждена орденом Красного Знамени,  её командир  С. С. Гурьев орденом Кутузова II  степени. Это был его третий боевой                орден.
Командующий 62-й армией В.И. Чуйков вручает                знамя  командиру 39-й СД С.С.Гурьеву 3.01.1943г.
                               
Командарм В.И. Чуйков в знак признания боевых заслуг СтепанаСавельевича подарил генерал-майору Гурьеву «вальтер», рукоятку которого с одной стороны украшала их совместная фотография, а с другой – надпись: «Лучшему другу по боям под Сталинградом С.С.Гурьеву от В.И. Чуйкова».
После Сталинградской битвы в марте 1943 года Гурьев был назначен командиром 28-го стрелкового корпуса 62-й армии. В  мае корпус перебросили на Юго-Западный фронт, где он освобождал Донбасс, Артемовск, Запорожье.
С февраля по июнь 1944 года Степан Савельевич Гурьев прошёл оперативную подготовку при Военной Академии Генерального штаба имени Ворошилова и в июне был назначен командиром 16-го гвардейского стрелкового Краснознаменного корпуса. Вместе с приказом о назначении пришло известие,  о  награждении С.С. Гурьева орденом Ленина. Во главе 16-го корпуса Степан Савельевич Гурьев освобождал Белоруссию, Литву, участвовал в боях в Восточной Пруссии.
Штурм Кенигсберга
8 апреля соединение С.С. Гурьева при поддержке артиллерии, танков и авиации взломало на своем участке насыщенную огнём и бетоном вражескую оборону, обеспечив тем самым успех остальных подразделений. Вечером штурмовые батальоны вышли к реке Прегель. Река несла горящие обломки баркасов и бочек с пылающим мазутом. Из зданий на северном берегу немцы вели ураганный обстрел реки. И Гурьев, не колеблясь, отдал единственно возможный, вытекавший из общего плана штурма Кенигсберга, предельно короткий приказ: «Форсировать!».
Ночью, подавляя огневые точки врага, гвардейцы пересекли Прегель.
Под утро бойцы Гурьева закрепились на отвоеванных участках и в тесном взаимодействии с другими частями окружили крупную группировку противника и вынудили кенигсбергский гарнизон в главе с его комендантом Отто Ляшем, к безоговорочной капитуляции.
Такое исключительно умелое командование не могло остаться не замеченным: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года гвардии генерал-майору Гурьеву Степану Савельевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.
Гибель генерала
22 апреля 1945 года отважный военачальник был убит вражеским снарядом, разорвавшимся у самого узла связи, откуда Степан Савельевич докладывал по телефону командующему армии о ходе операции в районе военно-морской базы Пиллау. Утром генерал – майор прочитал в газете, что ему присвоено звание Героя Советского Союза, а в четырнадцать часов погиб,  не дожив до победы чуть больше двух недель. Похоронили  гвардии генерал – майора Степана Савельевича Гурьева в Калининграде на мемориале                1 200 гвардейцам, воинам 11-й гвардейской армии, погибшим при штурме Кенигсберга.
Семья
Со своей будущей женой Марией Николаевной Степан Савельевич Гурьев познакомился ещё курсантом Иваново-Вознесенской пехотной школы.  В 1924 году молодые сыграли свадьбу. К началу Великой Отечественной войны, в семье Гурьевых подрастало три дочери: Клара, Инесса и Тамара. В то время Гурьевы жили в Латвии, в Даугавпилсе, по месту службы Степана Савельевича.
Мария и Степан Гурьевы. 5 октября 1928г


Как вспоминает дочь С.С. Гурьева, Инесса Степановна, в июне 41-го последним эшелоном, уходящим на восток, они едва успели эвакуироваться. Сначала попали в Мордовию, затем, по просьбе Марии Николаевны их перевезли               
               
к родственникам  в Липецк, там их и нашёл Степан Савельевич.
    В марте 1942 года жену и трёх маленьких дочек Степан Савельевич перевёз в Раменское Московской области. Генерал дважды приезжал к семье в Раменское: летом 42-го, когда получил направление в Сталинград и  летом 44-го,  перед  отъездом  в Восточную Пруссию.
Из полыхавшего пожарами Кенигсберга Гурьев писал жене о радости близкой победы. Ему вспомнилось родное Подмосковье, светлые улицы Раменского, вспомнились три милые детские головки. «Скоро увидимся», - обещал он в этом письме. Но заветная мечта Степана Савельевича не сбылась. О гибели мужа и отца Гурьевы узнали в ночь с 8 на 9 мая 1945 года.
Поклониться его могиле в Калининграде многие годы приезжали жена и дочери Степана Савельевича. Позже – только одна дочь, Инесса Степановна.
Под Балтийском на берегу моря сёстры нашли место, где погиб  их отец генерал – майор С.С. Гурьев. 
Инесса Степановна вспоминает: «Для нас это стало большим событием, ведь на этом месте мы с мамой были в сентябре 1945 года. Степана Савельевича не случайно называют человеком-легендой. Он погиб в 42 года, но за этот небольшой срок успел пройти три войны и окончить две военные академии.               
Однополчане рассказывали мне, что он всех бойцов своего 16-го гвардейского корпуса знал в лицо, был настоящим военкомом, учил грамотно организовывать сражение. Его очень любили и уважали бойцы и командиры. Сегодня я одна, сестёр уже нет на свете, и меня радует, что память о героях войны до сих пор живет в сердцах потомков».
Память
 В 1946 году в Калининградской области в память об отважном военачальнике его именем был назван город Гурьевск (бывший -Нойхаузен) и Гурьевский район. Бюст С. С. Гурьева    установлен  в Гурьевске, в  Калининграде, на родине С.С.Гурьева, в селе Ленино, Липецкой области.
Именем С.С. Гурьева названы улицы в Волгограде, Калининграде и Раменском Московской области, в память о Герое установлены мемориальные доски. 
В Волгограде на территории мемориального комплекса «Мамаев Курган» установлена памятная плита с надписью «Герою Советского Союза гвардии генерал-майору Гурьеву Степану Савельевичу  вечная слава».
Но самый главный памятник, самая большая награда - это память народа, память страны, за которую он сражался и погиб.

Фотографии из архива семьи Гурьевых - Рябковых, г. Санкт- Петербург
Автор благодарит Инессу Степановну Рябкову и Ольгу Бодрову, дочь и внучку Героя Советского Союза генерал-майора С.С.Гурьева за уточнение некоторых фактов биографии  их отца и деда.