Глава вторая «По Великой Милости Христа и Пресвятой Матери Его»
очерка «Отражение Света Фаворского».
Цикл Очерков «Небесное, в земном воплотившееся».
Наконец-то всё на круги своя возвращается! Снова над районом Столицы нашей, в честь Праздника Преображения названном, над улицей и площадью, память о Первом Гвардейском Полке сохраняющими, возносится к небесам Храм солнечного цвета!
Поначалу народу не очень много было - недолго! Столько лет от Храма «отучали» - да не смогли! «То, что свершилось на небе, свершилось и на земле; то, что свершилось в вечности, свершилось и во времени… И вот, то, что однажды свершилось на небе и на земле, должно свершится и в тебе» - написал Святитель двадцатого века Николай Сербский. Наверное, всё пространство возрождённой Святыни, сияющий, как солнце, словно небес касающийся иконостас, роспись под куполом – слов Святителя зримое воплощение. И прежде всего - отражение Света Фаворского!
Под куполом изображение четырёх Двунадесятых Праздников – один из которых, конечно же, Преображение Господне.
Пророки, апостолы, на всех входящих с иконостаса взирающие, стоят по двое – не просто же так «по парам разобрались» - служение их соединяет. Служение Истине – самая главная, самая прочная скрепа во все времена – и сверх времени...
Первый раз входишь с особым чувством. Вспоминается услышанное несколько лет назад от одной из жительниц района, в ту самую ночь с 17 на 18 июля свидетельницей трагедии ставшей, о том, как взорванный богоборцами Храм-Мученик словно вознёсся…
Но о самой трагедии 1864 года вспоминали уже…
Возрождённая Святыня снова молящимися наполняется – и теми, что стали свидетелями святотатства, а потом годы безвременья пережили; и теми, что в ночь совершённого преступления ещё в этот мир не пришли…
Удивительный Храмовый Образ, от уничтожения спасённый, столько лет в храме Воскресенья Христова, что в Сокольниках, пребывавший, теперь домой вернулся!
Совсем недавно занял Храмовый Образ то место, что было у него до июльской трагедии.
Превосходно! Только главное, что снова на законном, изначально предначертанном месте своём Храм солнечного цвета возвышается и снова звучит в нём молитва!
Господи! Прости народу русскому заблуждения! Вразуми нас, укажи нам путь праведный!
(А в Сокольниках другую икону Преображения Господня написали – не столь величественную, конечно, но разве это важно?! О Храме в Сокольниках мы уже в предыдущих очерках вспоминали - и ещё вспомним, но не сейчас)…
Храм Преображения Господня с двумя приделами. Один из них, как и в Сокольниках, «Апостольский» - в честь Первоверховных - Первых среди равных.
Другой - «Княжеский». В честь Святого Князя – Воина, из уст которого услышала Русь: «Не в силе Бог, а в Правде», и о том, что каждый, на Русь с мечом пришедший, от меча и погибнет.
Во всём этом явлена нераздельная связь Ветхого и Нового Завета с Русской Святостью! Почти в центре, у главного алтаря, недалеко от Храмовой Иконы Образ Богородицы с удивительным названием – Благодатное Небо! Матерь Божия на облаке стоит, а Младенец Христос протягивает руки - весь мир Любовию Своею обнимает!
Первое время после возрождения, когда народу не так много было, прихожанам с благословения батюшки разрешалось к Образу подходить на солею – не во время службы, конечно...
Благодатное Небо! Не может Небо безблагодатным, пустым, холодным быть!
(Похожий Образ почти полтора века назад написал истинно русский, истинно верующий художник, сын священника - В.М.Васнецов).
Матерь Божия! Царица Небесная! Заступница! К Ней, как и к Самому Спасителю, обращаемся мы «напрямую»!
Пресвятая Богородица! Спаси Землю Русскую, спаси народ русский от духовных заблуждений!
Матерь Божия здесь, в Храме Преображения Господня, явлена и в Образе Владимирском - трижды явлена. Один Образ рядом с Благодатным Небом, другой – держит на иконе Преподобная Княгиня Евфросиния Московская, а третий - на Успенском Соборе, над головами Святителей Московских. (Конечно, все образы не разом явились – на то труды и время надобны).
А ещё явлена Милость Заступницы рода христианского в Образах: Дарующая - в «Апостольском» приделе и Взыскание Погибших в приделе «Княжеском». (Какие удивительные, всю глубину Святости Русской отражающие названия!). На обеих иконах стоит Она с Божественным Младенцем на руках. На Дарующей Младенец держит свиток со словами: «Явился Свет миру». Через Неё явился – через Её добровольное избрание жертвенного служения!
Явлена Милость Её и в Образах: Казанская, Знамение, Боголюбская, что в народе «Боголюбивой» называют. В Образах: Умиление – что без Младенца; Неупиваемая Чаша, пред которой молятся за впавших в грех пьянства; Всех Скорбящих Радость, Всецарица – что на троне в окружении сил бесплотных. Образ Сей впервые на Святой Горе явлен был. (Мы уже видели Его ранее в Храме Всех Святых - в Возрождённой Алексеевской Обители – совсем недалеко отсюда). Кто-то сказал однажды, что много раковых больных стало – оттого и Образ Сей во многих храмах появился.
Пресвятая Богородица! Пошли болящим исцеление! ...
О;бразом радостотво;рным честны;я Всецари;цы,/ жела;нием те;плым взыска;ющих благода;ти Твоея; спаси;, Влады;чице,/ изба;ви от обстоя;ний к Тебе; прибега;ющих;/ от вся;кия напа;сти огради; ста;до Твое;,// к заступле;нию Твоему; взыва;ющее при;сно.
А теперь есть и ещё один Образ, впервые на Святой Горе явленный, что зовётся Отрада и Утешение. Как напоминание о Беспредельной Милости Матери Божией к нам, недостойным, даже когда уже Господь за творимые беззакония наказать решает. Умолила тогда - несколько веков назад в Ватопеде Пречистая Сына Своего отвратить кару, сполна заслуженную…
Снова невольно вспоминаются слова песни о Пресвятой Богородице, иноками Донской Обители созданной:
Богородице, Богородице,
Матерь света любви и добра,
Ты надежда моя, Богородице,
И чудесных прозрений пора…
Ты – «Знамение», Ты – «Споручнице»,
Ты Помощнице на пути.
И Покров ты мой, и Заступнице
И целитель, каких не найти.
«Чудесные прозрения» не раз свершались пред Небом Благодатным! И не только, наверное, - но не обо всём человеку грешному ведать дано...
Просто надо помнить, что Она – Заступница за нас пред Господом, что без Неё никаких христианских праздников не было бы, как написал И.С.Шмелёв в своей главной повести «Лето Господне». Вернее, просто «напомнил», чтобы не забывали.
Помнить, что без Неё Свет Христов не мог бы воссиять!
Преобрази;лся еси; на горе;, Христе; Бо;же, / показа;вый ученико;м Твои;м сла;ву Твою;, / я;коже можа;ху, / да возсия;ет и нам, гре;шным, / свет Твой присносу;щный / моли;твами Богоро;дицы, // Светода;вче, сла;ва Тебе;.
(Продолжение следует).