Сигналы есть!

Владимир Русин 2
  12 апреля 1961 года началось триумфальное шествие нашей космонавтики , когда в космос полетел советский гражданин Юрий Алексеевич Гагарин . Далее одна победа сменяла другую , советская космонавтика стала локомотивом , который тянул за собой все направления науки : и фундаментальной и прикладной . Для решения задач , выявленных в процессе развития космонавтики , создавались новые научные институты и производства практически во всех сферах человеческой деятельности , разрабатывались более совершенные технологии , материалы , конструкции , машины , аппараты и приборы. Была организована и обеспечена техническими  средствами  работа  десятков тысяч специалистов , занимавшихся управлением полетами космических аппаратов с наземных научно-измерительных пунктов , рассредоточенных по всей огромной территории Советского Союза , в числе которых в свое время мы оказались   :  Сергей Александрович Кокорев из Куеды , Александр Филиппович  Лыбин из Большого Талмаза  и автор этих строк.
 Являясь крохотной живой силой , вращаясь как винтики в работе гигантского сложного механизма , мы воочию наблюдали проявление торжества человеческого разума в освоении космоса.

К СЕВЕРУ НА ОГРОМНЫХ КОЛЕСАХ

    Всё началось шестого июля 1975 года . Нас, команду из  23 человек , только неделю назад  получивших дипломы  радиотехнического и механического техникумов , собрали у Сарапульского  городского военкомата.  На исходе четвертых суток  езды на поезде мы прибыли в город Новосибирск . И вот мы на берегу могучей сибирской реки Обь , скоро стало известно , что прибудет судно , которое  увезет нас на север . А утром подошел небольшой теплоход  с огромными колесами по бокам , назывался он «Александр Пушкин» . Ни раньше , ни позже я никогда не видел столь архаичного средства передвижения по воде , если только знаменитый пароход «Севрюга» из фильма «Волга-Волга» , нам объяснили , что до места где мы будем защищать Родину километров пятьсот вниз по течению Оби.  Все дальше и дальше на север спускалось суденышко , навстречу попадались баржи , огромные плоты с древесиной . Вот прошли слияние рек Томь и Оби , река становилась все шире и шире , мы находились уже в Томской области. Чем ниже спускались по реке , тем меньше становилось признаков цивилизации на берегах . С правой стороны показался большой населенный пункт , состоящий в основном из деревянных строений . Теплоход причалил к дебаркадеру , всюду виднелись высоченные штабеля бревен , досок , дров . Заканчивались седьмые сутки пути от Сарапула. Нас встречали открытые армейские автомобили ГАЗ-66 со скамейками для сидения в кузове.

КОСМИЧЕСКИЕ КУПОЛА

Минут через десять  езды по городу показались здания с огромными  круглыми куполами . Я моментально понял  где мы будем служить : подобные купола венчали научные морские  суда на фотографиях с обложек журналов «Огонек» , «Наука и жизнь» , «Знание-сила»  и других , в которых описывалась их работа в области космических исследований . Прибыли мы в город Колпашево Томской области , в Нарымский край Крайнего Севера , научно-измерительный пункт №12 , войсковую часть  14174. Обычно для прохождения курса молодого бойца для вновь призванных воинов отводится  до двух месяцев . Для нас было сделано исключение. Спецнабор ! Ребята физически здоровые , крепкие , все без исключения спортсмены , не обделены интеллектом , прошли серьезный курс начальной военной подготовки ещё в техникуме . Ровно через 14 дней мы приняли присягу Родине , в этот же день нас распределили по ротам (отделам) . Я попал в первый отдел , Лыбин в седьмой . В роте в тот день царило праздничное настроение , утром был зачитан приказ о многих поощрениях за успешно выполненные работы  по программе ЭПАС   15 июля , больше известную под названием « стыковка  Союз –Аполлон» , нескольким  воинам были объявлены отпуска. В роте (отделе)  было чуть более ста  солдат  и сержантов  срочной службы и столько же офицеров с инженерным образованием , командовал ротой подполковник Дымков Николай Семенович. Я был определен в расчет 1А станции «Кама А »  , оказалось , что на станции  близнеце  «Кама Б» уже более года служил мой земляк из Куеды Сергей Кокорев , с которым мы  познакомились и быстро подружились , выяснилось , что наши родители давно знакомы и что Сергей в девятом и десятом классах  учился с моими бывшими одноклассниками.

ТАК СЛУЖИЛИ КУЕДИНЦЫ

 Сергей был лучшим воином роты , всегда везде он был первым, будь это спортивные состязания , бег на лыжах , первенство в несении караула или качество выполнения боевых работ. Особенно в первые месяцы службы  белой завистью у меня было его умение отыскивать возникшие неисправности в работе аппаратуры. Разъемов на  станции было не счесть.  Десятки тысяч проводов соединяли различные блоки и модули . Техника тогда была сконструирована на примитивных , по сегодняшним понятиям , элементах. В основном сложные многофункциональные радиотехнические средства были разработаны на радиолампах , они часто ломались , отказывали в работе. В наши обязанности входило поддержание наземной космической аппаратуры в постоянной боевой готовности . Порой приходилось сутками ползать по  многометровым электрическим схемам , разложенных на полу аппаратной и коридора , чтобы найти теоретически возможный разрыв цепи или неисправный узел . Иногда достаточно было коснуться вычисленного подозрительного контакта , чтобы вся сложнейшая радиоаппаратура заработала. За отличные успехи в боевой и политической подготовке , примерную дисциплину и безупречную службу в рядах Вооруженных сил Союза ССР Сергей Кокорев был награжден семью грамотами подписанными командиром полка , объявлено тридцать шесть благодарностей , знаками «Отличник Советской Армии» , «Специалист первого класса» , личной фотокарточкой у развернутого Боевого знамени части , занесен на доску и в Книгу почета войсковой части , поощрен отпуском на родину , им были получены все предусмотренные для солдата награды.

ИЗМЕРЯТЬ И РАССЧИТЫВАТЬ

       Задачей нашего расчета было проведение работ на станции траекторных измерений «Кама»  , предназначенной для радиоконтроля орбиты искусственных спутников земли и космических кораблей импульсным методом , для траекторных измерений наклонной дальности и угловых координат , съёма телеметрии . Конструктивно построено было так : две одинаковые станции располагались рядом в разных зданиях , в центре каждого помещения размещался пульт оператора , который получал на командном пункте целеуказания  и во время работы синхронно со временем их зачитывал . На металлической площадке , ближе к потолку , находилась приемо-передающая система с передатчиком , собранным на мощном магнетроне , с выходом на вращающуюся антенну эллипсовидной формы . Внизу размещались места для траекторных измерений наклонной дальности и измерения угловых координат – угла места и азимута , всего шесть  рабочих мест . Для предварительного расчета траекторий установлена стойка ЭВМ , собранная на транзисторах , машина носила название «Кедр» . Станция блочного типа построена полностью на лампах , которых было такое количество , что при многочисленных и продолжительных работах помещение прогревалось до очень высокой температуры , что временами с нас струйками стекал пот. Глубинный смысл нашей работы заключался вот в чем : гравитационные возмущения со стороны других планет , давление солнечного излучения , форма Земли , её магнитное поле и атмосфера приводят к тому , что орбиты спутников могут заметно меняться во времени . Поэтому в ходе эксплуатации спутника регулярно проводятся траекторные измерения , а при необходимости корректировка его орбиты. Вот так , ежедневно и еженощно измеряя и рассчитывая траектории  близких и дальних космических аппаратов , снимая с них  телеметрическую информацию , мне предстояло «защищать» Родину.

УПРАВЛЕНИЕ СПУТНИКАМИ

 Вся наша  жизнь была подчинена одной цели , определенной неведомой нам силой , и была ориентирована на выполнение единственной задачи : недопущение срывов сеансов управления космическими аппаратами . Войсковая часть Командно – измерительного комплекса  Главного управления космических средств Министерства обороны СССР была в те годы глубоко засекречена . Следует отметить , что позже я не встречал людей , знавших о существовании «Космических войск» , «Ракетно-космических войск» , «Войск противокосмической и противоракетной обороны» . Скудная информация о них появилась в печати только в конце девяностых годов. Командно- измерительный комплекс в целом представлял собой совокупность средств и служб , с помощью которых осуществлялось управление полетом космических объектов –ракет –носителей и космических аппаратов . В состав комплекса входили научно-измерительные пункты , расположенные на суше , на морях и в воздушном пространстве. Количество и местоположение стационарных научно-измерительных пунктов определялось задачами обеспечения непрерывности управления различными космическими аппаратами .
 

Информация , поступающая с космических аппаратов , обрабатывалась координационно –вычислительными центрами , которые выдавали необходимые данные в Центр управления полетами.
   Мы  в кратчайшие сроки освоили сложную радиоэлектронную технику и вступили в состав боевых расчетов дежурных смен. Благо , теоретическая база для этого была . Курс радиопередающих устройств изучали два семестра , курс радиоприемных устройств –два семестра , антенное хозяйство-два семестра , а такие предметы как радиотехника ,радиоэлектроника , автоматика , телемеханика , вычислительная техника,  мне кажется , зубрили все четыре года обучения в Сарапульском  радиотехническом техникуме. 

РЕАЛЬНО О «ЗВЕЗДНЫХ ВОЙНАХ»

 Время никого не ждет , работы хватало . Три космодрома страны : «Байконур» , «Плесецк» , «Капустин Яр» работали в стахановском режиме . Почти ежедневно происходил запуск всё новых и новых космических аппаратов . Комбинирование их на космической орбите происходило по каким-то неизвестным нам схемам : то стыковка , то маневр , то расстыковка , то посадка . Это занимало всё сознание и физические возможности участников управления процессами. В мире медленно разворачивался реальный сценарий предполагаемых «звездных войн» . В середине семидесятых годов на орбиту были подняты спутники с ядерными энергетическими установками , спутники – истребители , спутники – перехватчики , спутники-мишени. На орбиту выводились связки космических аппаратов , которые потом разделялись и функционировали самостоятельно. Нагрузка на людей была колоссальная . Работы шли круглосуточно , но  больший объем  по ночам , потому что  с Москвой разница по времени была значительная . Иногда приходилось работать более , чем по сорока объектам за сутки. Постоянно в аппаратной были слышны доклады командиру  : «Сигналы есть!», «Сигналов нет!»  . Когда приходилось работать одновременно по нескольким космическим аппаратам , мы вертелись как могли . Например , сокращали время связи в конце полета в зоне видимости очередного спутника , а аппаратуру переводили на следующий объект , пока он не ушёл за горизонт . Надеялись : если что-то не так , он за один виток не успеет «грохнуться»  на Землю ! Ведь в случае неправильно заданной или полученной команды аппарат мог «рвануть» в неизвестность . Ещё было бы хуже, если бы телеметрическая информация о состоянии воздуха внутри «Союза»  с космонавтами  на борту или другое , не менее важное сообщение оказалось бы не правильным . Совсем плохо , если этот сеанс связи был бы последним на витке полета , наблюдаемого с территории Союза : ведь впереди космическому кораблю предстояло лететь ещё шесть кругов  вокруг Земли самостоятельно.

НАШИ УСПЕХ

 Время шло , я рос профессионально , научился выполнять операции на всех рабочих местах «Камы» , однажды когда не заладилась работа станции , убежал на другую , один всё настроил , на свой страх и риск включил передачу данных и спас положение . На станцию по кабелю подавались секундные метки определенной амплитуды и мне пришла в голову идея упростить работу секундометриста . Я предложил начальнику станции изготовить и установить каждому оператору цифровое  табло с полной информаций  во времени об объекте , обновляющейся автоматически  , начальник мою идею одобрил , помог реализовать , новшеством заинтересовались и в других отделах части . Окрыленный успехом , я за время службы внедрил десятка полтора своих идей .  Мне  объявили  отпуск , я был назначен на должность техника станции  это  должность прапорщика , вместо трех рублей денежного довольствия стал получать 25 , не прошедшему специального полугодового обучения  в учебке , отдельным приказом командира части, как поощрение , мне было присвоено сержантское звание. Не менее успешно складывалась служба и моего друга с детства Александра Лыбина (одно время мы даже с ним учились в школе в одном классе )  он был отмечен многими наградами. Если мы с Кокоревым работали только на одной станции «Кама»  , то Александру по роду деятельности пришлось участвовать в работе многих , которыми наш НИП -12 был оснащён , это :

 
-траекторно –измерительные  средства ближнего космоса «Кама» , «Краб» .
-телеметрические станции «Трал» , «Ромашка» .
-многофункциональные  командно-измерительные  системы  «Подснежник» , «Куб» , «Коралл»  - для одновременного ведения режимов траекторных измерений , передачи команд и программ на борт космического аппарата , снятия телеметрической , фототелеметрической  и телевизионной  информации с ближнего и среднего космоса.
- мощнейший  комплекс аппаратных средств «Сатурн» для  работы по дальнему космосу , который мог тончайшим лучом своей антенны нащупать объекты за десятки и сотни миллионов километров от Земли.
- средства связи , телевидения и передачи информации «Аврора» , «Фобос» и много другого.

   В марте 1976 года в нашей части побывал  Герман Степанович Титов с проверкой , у нас у каждого хранятся снимки ,  где мы с ним сфотографированы   с его автографом.

ДВА ГОДА  В КОСМОНАВТИКЕ
   
 Пролетело  два года службы в славной войсковой части .За это время было запущено на космическую орбиту около 200 искусственных спутников Земли , шесть космических кораблей с экипажами , две орбитальные станции , два межпланетных аппарата на Венеру и один –на Луну . Я и мои товарищи участвовали в управлении запуском и спуском космических аппаратов , переводом их с орбиты на орбиту , на траекторию снижения и посадки , работой космонавтов в космосе , контролем включения разгонных ступеней ракет-носителей при запусках стационарных спутников и спутников с высокоэллиптическими орбитами. Контролировали также работу двигателей разгонных ступеней при переводе межпланетных станций с промежуточной орбитой на межпланетную траекторию. Приятно осознавать  , что ты и твои друзья были вовлечены в этот сложный и грандиозный процесс освоения космоса.
   Когда полетел в космос Юрий Гагарин  мне было пять лет . Я помню этот день . Быть может , смысла этого события и не понимал , но всеобщее ликование и радость врезались в память . Восхищение от каждого очередного полета космонавтов откладывалось в детское сознание . Все мальчишки тех лет хотели  стать космонавтами , я рад и горд тем , что часть моей детской мечты осуществилась .