Ван Гог. На пороге вечности

Оксана Аболина
 At Eternity's Gate
 Великобритания, Франция, США, 2018
 Режиссёр - Джулиан Шнабель
 В главной роли - Уиллем Дефо
 Жанр - драма-байопик
_______________________

О Ван Гоге в последнее время снимают немало. Совсем недавно вышел уникальный фильм "Ван Гог. С любовью, Винсент". И вот на экранах появилась ещё одна удивительная картина. Снял её по собственному сценарию известный художник Джулиан Шнабель. На роль Ван Гога он пригласил 62-летнего Уиллема Дефо, возраст которого на целую четверть века старше возраста художника к моменту его трагической гибели.

Фильм охватывает примерно тот же период, что и "С любовью, Винсент" - где-то с 1888 по 1890 годы, когда художник переехал из Парижа в Арль. Здесь он пребывал в крайней нужде, но написал огромное количество картин - где-то около 200. Некоторое время рядом с ним жил его близкий друг Поль Гоген (Оскар Айзек). Именно в этот период рассудок Ван Гога помутился и он отрезал себе ухо, после чего попал в психлечебницу. В фильме эти периоды повреждения сознания визуально подчёркиваются тем, что нижняя часть кадра оказывается размытой, что мне совершенно не понравилось, ибо восприятию вредит, а символизм происходящего можно было как-то и иначе подчеркнуть.

Собственно фильм получился не столько биографическим, сколько остросоциальным. Главное противостояние картины не между художником и его помрачённым рассудком, а между художником и обществом (и не только творческой богемой, но и обывателями, к искусству не имеющему никакого отношения), которое отвергает его практически во всём: его картины не только не признают - их называют отвратительными, гадкими, Ван Гогу отказывают даже в праве называться художником, его избивают, швыряют в него камни, его повергают в глубочайшую нищету, для его изгнания из города подписывают петицию. Именно общество доводит художника до приступов безумия. Некоторые моменты до боли напоминали процесс по обвинению в злостном тунеядстве над Иосифом Бродским, где поэту отказывалось в праве называться поэтом.

Уиллем Дефо создал потрясающий образ художника. Он совсем не похож на Ван Гога в исполнении Тима Рота ("Винсент и Тео" Роберта Олтмена) - дерзкого, порывистого, уверенного в себе. Ван Гог Уиллема Дефо глубже, он сродни Достоевскому - это человек высоко духовный, глубоко страстный, деликатный, с нежной и склонной к болезненным надрывам душой, чутко настроенной на красоту окружающего мира, что становится главным конфликтом между ним и Гогеном, который не принимает заверений художника, что он проявляет своё видение гармонии и совершенства вселенной через себя, а требует художеств "из головы". И как ни обидно, что при жизни Ван Гог не получил признания, но в фильме он уверен, что родился не в своё время ("Бог ошибся"), и будет время, когда его картины будут признаны. Только в самые тяжёлые моменты его будут мучить сомнения в собственном таланте.

За эту роль Дефо получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль в картине на Венецианском кинофестивале.

Второстепенные персонажи эпизодичны, но их роли исполнили звёздные актёры: Руперт Френд (брат Тео), Мадс Миккельсен (священник) и Матьё Амальрик (доктор Поль Гаше).

Интересно, как Шнабель попытался воспроизвести творческую манеру Ван Гога на экране - чёткие быстрые тонкие мазки, который раскритиковал Гоген, назвав полотна художника больше скульптурой, чем живописью. Мне это напомнило слова писателя-фантаста Лю Цысиня:

"Особенно глубокое впечатление на нее оказало то, как Ван Гог воспроизвел на полотне космос. Художник подсознательно чувствовал, что пространство имеет структуру. В то время Чэн Синь не очень хорошо разбиралась в теоретической физике, но знала, что, согласно теории струн, космос, как и все материальные объекты, состоит из множества микроскопических вибрирующих струн. Вот их-то и нарисовал Ван Гог. В его картинах всё пространство, будь то горы, хлебные поля, дома и деревья, было наполнено мельчайшими вибрациями. "Звездное небо" оставило неизгладимый след в душе Чэн Синь, и сейчас, по прошествии четырехсот лет, на Плутоне, эта картина снова потрясла ее".

8 из 11