Рафаэль. Жизнь, вдохновение и творчество -7

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Римские Мадонны Рафаэля : «Мадонна в кресле», «Мадонна с рыбой», «Мадонна ди Фолиньо», «Мадонна Альба», «Мадонна дель Импонната». 
Исполняя колоссальные фресковые работы, Рафаэль продолжал писать по заказам Папы и римской аристократии всевозможных Мадонн, постепенно переходя от прежнего прозрачного нежного колорита к более сильному и более блестящему.
Если флорентийские Мадонны Рафаэля – это прекрасные, миловидные, трогательные и чарующие юные матери, то Мадонны, созданные им в Риме в период полной художественной зрелости, приобретают иные черты.
Это уже владычицы, богини добра и красоты, властные в своей женственности, облагораживающие мир, смягчающие человеческие сердца. Парящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях и вписанные в круг римские Мадонны
Рафаэля знаменуют его новые искания, его путь к совершенству в воплощении идеального образа Богоматери.

 «Мадонна Альба» (1511 г., Нац. гал., Вашингтон).
Знаменитая картина Рафаэля из Вашингтона, бывшая когда-то украшением Эрмитажа. Работа выполнена в форме тондо. Богоматерь изображена сидящей в поле, окруженная цветами, в платке и голубой мантии. Она обнимает младенцев Иисуса и Иоанна.
Иоанн протягивает Иосифу сделанный из тростника крест. Мадонна с задумчивым грустным выражением смотрит на крест. Фигуры выполнены в полный рост.
Рафаэль виртуозно владеет техникой передачи движения тел, что придает картине динамичность. Здесь поза Мадонны значительно смелее и жизненнее, чем в его флорентийских работах.
В XVIII веке эта картина из неаполитанского монастыря попадает в коллекцию герцогов Альба. Отсюда её название. Потом началось её путешествие: Лондон, С.-Петербург, Вашингтон.

 «Мадонна ди Фолиньо» (1511-12 г., Пинакотека Ватикана, Рим).
Постепенно от интимных изображений Мадонны, т.н. «умилений», Рафаэль переходит к её изображениям в «полной славе», восседающей на небесах. Это алтарная картина  выполнена Рафаэлем и его учениками по заказу секретаря Папы, некоего Конти. Он также изображен на картине в красной мантии, и на него смотрит Богоматерь. Слева Св. Франциск и Предтеча, справа Св. Иероним и Конти, посередине картины полное изображение ангела. Данная картина рассматривается как прообраз будущей великой композиции Сикстинской Мадонны.
«Мадонна ди Фолиньо» имеет вверху форму полукруга, повторяющего очертания золотого диска – символа славы Марии. Мария парит в облаках, нежно прижимая к себе ребёнка. Фон картины представлен вверху образами ангелов, а внизу- пейзаж и небольшая панорама города Фолиньо.

 «Мадонна делла Седиа» или «Мадонна в кресле» (1514г., Галерея Питти, Флоренция).
Одна из немногих работ римского периода, выполненных полностью Рафаэлем без участия учеников и помощников.
Как-то на крыльце Ватикана Рафаэль увидел молодую простую римлянку, кормившую ребенка. Эта пара так поразила его, что он тут же, вернувшись в Ватикан, написал  с неё этюд Мадонны. Нигде больше образ Мадонны не наделён такой жизненной полнотой и земной пленительностью.
На тёмном фоне, придвинувшись почти вплотную к зрителю и заполняя всё композиционное пространство круга, перед нами предстает красавица в традиционном крестьянском наряде, крепко прижимающая  к себе сына.
Картина вызывает ощущение покоя и умиротворения.
Единственным недостатком композиции называют большую фигуру младенца по отношению к матери: он кажется по размерам 4-х летним мальчиком, тогда как опухлость рук и ног говорит о самом нежном возрасте ребёнка.

 «Мадонна дель Импонната»(1512 г., Галерея Питти, Флоренция). Названия картины происходит от занавеса (итал.: panno), который закрывает стену на заднем плане.
Среди тех, кто окружает Марию и Младенца – святая Елизавета (сидит), святая Екатерина в оригинальном головном уборе и Св. Иоанн Креститель. Все изображены тесной группой. Женщины пытаются быть поближе к Младенцу, даже поддержать его или хотя бы дотронуться рукой. Иоанн с крестом в руке традиционным жестом как бы предсказывает судьбу Иисуса.
Считается, что в этой работе кисти Рафаэля принадлежат только лица изображенных.

 «Мадонна с рыбой» (1512-13 г., Прадо, Мадрид).
Это большое полотно, высотой более двух метров, было в своё время подарено испанскому королю Филиппу IV. Во времена нашествия Наполеона французы вывозят картину в качестве трофея в Париж и планируют разместить её в Лувре. В 1818г. удалось вернуть её в Испанию, где она находится  поныне.
Иконография, подобная изображению в «Мадонне с рыбой» встречается крайне редко. Помимо Марии с младенцем на полотне присутствуют ещё три персонажа: юный Товий в сопровождении архангела Рафаила и Св. Иероним.
Архангел Рафаил ( дословно «лекарство Бога») – его основная задача опекать и оберегать род людской.
Товий – персонаж из «Книги Товита». История о том, как сын слепого Товита с помощью Рафаила и волшебной рыбы исцеляет всех страждущих, в т.ч. и своего отца.
Св. Иероним – жил отшельником около Вифлеема, именно он перевел на латынь книгу «Ветхий завет» («Вульгата»). Он включил в свои труды неканоническую «Книгу Товита». Черты римского периода творчества Рафаэля проявились в этой картине наиболее полно: монументальность, торжественность, четкая уравновешенность изображения. «Мадонна с рыбой» считается одной из самых красивых работ Рафаэля, он сумел соединить в ней прекрасную живописную технику, гармонию изображения и высокие духовные чувства.

Общность типов некоторых рафаэлевских женских образов в Риме породили предположение, что их моделью служила одна и та же женщина, его возлюбленная, Форнарина.
По-видимому, три женщины, одна за другой сыграли какую-то роль в жизни художника. Сведения об этом, к сожалению, отрывочные и скудные.
Первая по времени «дама сердца» была представительницей высшей аристократии Рима (её имя неизвестно), и ей Рафаэль даже посвятил свои сонеты, дошедшие до нас в подлиннике. Вот один из них:

В сиянии лучей твой образ милый                И кисть моя смела и краски живы,
Всегда хранит его моя душа.                Но как они мертвы перед тобой!
Начну писать, и вижу – нет той силы,             Как этих нежных линий, роз отливы
Той прелести... О, как ты хороша!                Изобразить с такою красотой?...»               
Друзья чрезвычайно хлопотали о женитьбе Рафаэля, особенно в 1514 году.
Потом был момент, когда Рафаэль чуть не женился на родственнице кардинала Бибиена, Марии Довици. Об этих намерениях есть письма к дяде Симону. Брак был бы очень полезен для Рафаэля, но невеста заболела и умерла. Известно, что она была захоронена в Пантеоне недалеко от могилы Рафаэля. Потом говорили, что причиной её болезни было то, что Рафаэль всё откладывал свадьбу, серьёзно полюбив другую.

Эта и была ТРЕТЬЯ ЖЕНЩИНА, имевшая огромное значение в жизни Рафаэля. Это была простая девушка, дочь хлебопека, известная в своем окружении, как  „LA BELLA FORNARINA“ («ПРЕКРАСНАЯ БУЛОЧНИЦА»).
Красота её была широко известна среди художников. Они осаждали домик на берегу Тибра, где жила девушка. Звали и Рафаэля посмотреть на красавицу. Он отказывался, ссылаясь на занятость. У Форнарины были завидные женихи, но почему-то замуж она не шла, видимо чего-то ожидая, на что-то  надеясь.
Наконец, однажды они встретились. Эта встреча произвела такое впечатление, что он вскоре заперся в своей студии, забросил все работы и по-памяти старался воссоздать образ прекрасной девушки.
Папа, весь двор и друзья Рафаэля были чрезвычайно озабочены любовным недугом великого мастера. И казалось этому ужасному состоянию не будет конца. Но однажды, отперев, на настойчивый стук дверь своей мастерской, он увидел на пороге свою Форнарину. Она бросила отцовский дом, ушла к нему, и с этого момента они не расставались до самой его смерти. Это были три последних года жизни Рафаэля.
Влияние девушки было огромно. Даже «СИКСТИНСКАЯ МАДОННА» была писана с неё.
Легенда говорит, что в день смерти Рафаэля  Форнарина исчезла из дома и вообще из города. Это дало повод говорить, что она была не просто женщиной, а музой, гением, ниспосланной художнику свыше.
Скорее всего, реальная история была в том, что когда Рафаэль узнал от врача о неизбежности своей смерти, а он знал об этом, желая оградить Форнарину от ложного положения после своей смерти среди друзей, родственников и наследников, Рафаэль поручил заранее приготовить ей отдаленную виллу, куда она и удалилась от общества. По другим источникам Форнарина удалилась в монастырь.
Два портрета, написанные Рафаэлем, изображают, как считается, Форнарину.

 «ДАМА В ПОКРЫВАЛЕ» ИЛИ «ДОННА ВЕЛАТА» (1515 Г., ГАЛ. ПИТТИ, ФЛОРЕНЦИЯ) И «LA FORNARINA» (1518-19 ГГ., НАЦ. ГАЛ., РИМ)
На одном молодая девушка, ещё полуодетая, настоящее дитя природы, только что вышла из воды. Платок, повязанный на голове, придает особую прелесть её лицу, которое само по себе не отличается ни правильностью линий, но большим оживлением.
На другом портрете Форнарина изображена в образе прекрасной римлянки. Картина написана мягкими тонами. Нежный цвет лица и плеч гармонирует с белым цветом, золотыми оттенками платья и отделки. Платок женщины, охватывающий стройный стан героини,подчеркивает её изящество. Платок, согласно римским обычаям того времени, указывал, что на картине изображена замужняя женщина с ребенком.